Но все же, так как "Тора говорит языком людей"[1],
"чтобы ухо слышало то, что человек в силах понять"[2],
мудрецам истины дозволено говорить о сфирот, пользуясь
сравнением. И они назвали их "светами", чтобы
с помощью такого сравнения мы поняли отчасти суть единства
Всевышнего, благословен Он, и Его атрибутов. В этом
сравнении оно подобно единству света Солнца в теле солнечного
шара с самим телом Солнца, который назван "светилом",
как написано: "Большое светило и т. д."[3].
А свечение и блеск, распространяющийся от него и светящий,
называется "светом", как написано: "И
назвал Б-r свет днем"[4].
А когда свет в источнике своем, в теле Солнца, он един
с ним совершенным единством, ибо там только одна сущность
- тело светящего светила. Свечение и свет там - единая
сущность с телом светящего светила и совершенно не имеет
особого существования. Точно таким же образом - и еще
того более - [едины] атрибуты Всевышнего, благословен
Он, и Его желание и Его мудрость в мире Ацилут с Его
сутью и сущностью, так сказать, облекающейся в них и
соединяющейся с ними совершенным единством, ибо они
от Него, благословенного, продолжены и эманированы,
как, например, распространение света от Солнца, но не
вполне таким же образом, а неким удаленным от нашего
познания и превышающим его, ибо "пути Его выше
наших путей"[5].
И все же, "чтобы ухо слышало то, что человек в
силах понять", вслушаемся и рассмотрим сравнение
о свете Солнца, который един со своим источником, и
в нем не существует, и именем своим сам по себе [там]
совсем не называется, а есть только имя источника. Так
атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его желание и
Его мудрость определяются и называются так только по
отношению к сотворенным, верхним и нижним, так как их
возникновение, их жизненная сила и управление ими, [то
есть то], что Всевышний, благословен Он, их создает,
оживляет и управляет ими, [происходит] посредством Его
желания, мудрости, понимания и знания, облекающихся
в Его святые атрибуты, как сказано в мидраше[6]:
«Десятью сущностями создан мир: мудростью, разумением
и знанием... как написано: "Б-г мудростью основал
землю, утвердил небеса разумением, и знанием Его разверзлись
бездны и т. д."[7]».
И как сказал [пророк] Элиягу: "Ты вывел десять
тикуним [одеяний], которые мы называем сфирот[8],
чтобы управлять через них скрытыми мирами, которые не
раскрываются, и мирами, которые явлены, а Ты скрываешься
в них"[9].
Например, в первый из шести дней творения проявился атрибут
доброты [Хесед], включающий в себя все святые атрибуты[10]
Всевышнего, и Его желание, мудрость, понимание, знание
были в нем облечены. И Он создал им свет речением: "Да
будет свет"[11],
а это -распространение света и привлечение его сверху
в мир, и его распространение в мире из конца в конец,
и это [сотворение света] - категория Хесед, и лишь потому,
что в нее включена также и Гвура, свет этот не был духовного
порядка, точно таким же, как свет в верхних мирах. И еще:
он облекся в этот мир, конечный и ограниченный - ведь
написано: "Пятьсот лет пешего пути от земли до неба
и с востока на запад"[12].
И подобным образом во второй день проявился атрибут силы
[Гвура], включающий в себя все остальные атрибуты и Его
желание и т. д., и Он создал им небосвод речением: "Да
будет твердь небесная посреди вод и да отделит воды от
вод"[13].
И это [разделение вод] - Цимцум и ограничивающие силы,
чтобы скрыть верхние духовные воды от нижних вод, дабы
таким образом, отделившись от верхних вод, нижние воды
материализовались. И в него [в атрибут силы] включен атрибут
доброты, ибо "мир добротою строится"[14],
ибо все это [разделение вод] для того, чтобы появилась
суша, а на ней и человек для служения Всевышнему. И так
ьсе [остальные атрибуты Всевышнего, благословен Он, проявились
соответственно в каждом из дней творения]. И сказал о
том [пророк] Элиягу в книге "Тикуним", там же:
"Чтобы показать, как миром правят праведность и справедливость...
праведность - это суд, а справедливость -милосердие...
все [проявление атрибутов] для того, чтобы показать, какими
путями ведется мир, но не потому, что у Тебя постижимая
праведность, то есть суд, или постижимая справедливость,
то есть милосердие, и [также] все прочие атрибуты".
[1]
Брахот, 316.
[2]
Мехильта, Итро, 19:18; Мидраш Танхума, Итро, 13.
[3]
Брейшит, 1:16.
[4]
Брейшит, 1:5.
[5]
Йешаягу, 55:9.
[6]
Хагига, 12а; Ялкут Шимони, Мишлей, 3.
[7]
Мишлей, 3:19,20.
[8]
Сфирот называются одеяниями, потому что они облекают
и скрывают Б-жественную сущность.
[9]
Введение к книге Тикуней Зогар.
[10]
Каждый атрибут включает в себя все остальные, а его
название указывает на доминирующее качество.
[11]
Брейшит, 1:3.
[12]
Хагига, 13а.
[13]
Брейшит, 1:6.
[14]
Тегилим, 89:3.
|