И сотворил их в противоположении[1]
– "грешник, которому хорошо" против
"праведника[2],
которому плохо". А это значит, что добро в его
Б-жественной душе, местящейся в мозгу и в правой половине
сердца, находится в подчиненном положении и лишено силы
по отношению ко злу стороны "клипа" в его
левой полости. Существует также бесчисленное множество
ступеней и градаций количественного и качественного
уничтожения и подчинения добра злу, сохрани Б-г. У некоторых
это подчинение и уничтожение [добра] очень незначительно,
но даже в такой малой степени оно бывает не постоянно,
не всегда и не часто – лишь изредка зло в нем
пересиливает добро и захватывает малый город, то есть
тело, но не полностью, а лишь частично. И [тело] переходит
в его подчинение и становится колесницей и одеянием,
в которые облекается одно из трех одеяний [души], как
уже говорилось выше[3],
то есть только действие, если совершаются небольшие
и не особенно тяжкие грехи, сохрани Б-г, или только
речь, если беседа граничит со злословием, бессмысленным
весельем и тому подобным, или же только мысль, если
она касается греха, что хуже совершения его[4].
А также если человек думает о греховном без намерения
так поступить, а просто в нем возникает мысль о физической
близости женщины и мужчины, и этим он преступает предостережение
Торы: "И избегайте всего дурного"[5],
а значит, не следует думать днем и т. д.[6].
Или же, располагая временем для занятий Торой, он обращается
сердцем к пустому, как сказано в трактате Авот: "Бодрствующий
ночью... и обращающий сердце свое и т. д."[7].
Ведь за каждый такой и подобный ему поступок человек
должен называться грешником в тот момент, когда зло
в его душе усиливается, облекается в тело, приводит
к совершению греха и оскверняет его. Но позднее добро
усиливается в Б-жественной душе. Он раскаивается и просит
Всевышнего о прощении, и Всевышний простит его, если
он к Нему возвратится, совершив покаяние надлежащим
образом – так, как это советуют делать наши мудрецы
в соответствии с тремя видами искупления, о которых
говорил раби Ишмаэль, и т. д.[8],
как об этом говорится в другом месте[9].
Но есть люди, в которых зло усиливается еще больше,
облекаясь во все три его одеяния, и приводит к еще более
тяжелым и более частым грехам. И время от времени человек
раскаивается, и его посещают мысли о покаянии, [возникающие]
из доли добра в его душе, которое временами усиливается.
Однако добро не достигает в нем достаточной силы, чтобы
он мог победить в себе зло, целиком отказаться от грехов,
осознать [в себе дурное] и оставить [то, что к нему
приводит]. О них сказали мудрецы: "Грешники полны
угрызений совести"[10],
и таково большинство грешников, в душе которых еще сохраняется
доброе начало. А кто никогда не знает раскаяния, кого
мысли о покаянии вообще не посещают, называется "грешником,
которому плохо", ибо зло в его душе – единственное,
что в нем осталось. Оно настолько пересилило добро,
что добро удалилось от него и издали держится над ним,
облекая его вокруг. И потому сказали мудрецы: "На
всяком собрании десяти почиет Шхина"[11].
[1]
Когелет, 7:14.
[2]
Нижняя ступень несовершенного грешника, близкая
к совершенному грешнику, против верхней ступени несовершенного
праведника, близкого к совершенному праведнику.
[3]
В гл. 4.
[4]
Йома,29а.
[5]
Дварим, 23:10.
[6]
Ктубот, 64а.
[7]
Авот, 3:4.
[8]
В конце трактата Йома.
[9]
Тания, часть 3, гл. 1.
[10]
Недарим, 96.
[11]
Сангедрин, 39а. Даже в том случае, если один
среди них - абсолютный грешник, ибо в противоположность
злу, которое в совершенном праведнике полностью отсутствует,
добро не поддается уничтожению до конца, и даже в случае
(редком) совершенного отсутствия добра в человеке оно
остается в отдалении, облекая его кругом и тем самым
поддерживая его существование.
|