Но по отношению ко Всевышнему, благословен Он, ступень
мудрости - которая [во всех творениях] есть начало мысли
и основа ее - у Него она завершение действия. То есть
она как бы считается категорией и ступенью действия
по отношению ко Всевышнему, благословен Он, как написано:
"Ты все мудростью сделал"[1].
И [в порядке сравнения] можно сказать, [что мудрость
относима к Нему], как качество жизненной силы в телесном
и вещественном действии относится к качеству жизненной
силы мудрости, которая есть начало и источник жизненной
силы в человеке и во всех материальных творениях. [Жизненная
сила физического действия -] ничто по отношению к жизненной
силе букв речи, а она - ничто по отношению к жизненной
силе букв мысли, а она - ничто по отношению к жизненной
силе и уровню эмоций, от которых возникла эта мысль,
а она - ничто по отношению к жизненной силе и уровню
и ступени мудрости, понимания и знания, источника эмоциональных
сил. Совершенно подобно этому отношение ступени и уровня
мудрости, начала и источника жизненной силы во всех
мирах, ко Всевышнему, благословен Он, в славе Его и
сущности, Который возвышен и превознесен мириадами ступеней
вознесения более, чем вознесение ступени мудрости над
жизненной силой действия, ибо это - вознесение лишь
на пять ступеней: действия, речи, мысли, эмоциональных
сил и разума, но Всевышний, благословен Он, возвышен
и превознесен над ступенью мудрости на мириады таких
ступеней до бесконечности. И только потому, что творения
способны постигать лишь поступенное нисхождение от ступени
мудрости, которая для них - начало, ко ступени действия,
нижней [из всех ступеней], мы говорим, что по отношению
ко Всевышнему, благословен Он, ступень мудрости считается
как бы совершенно тем же, что и ступень действия. То
.есть это значит, что Он "высок и превознесен"
и возвышен великим вознесением, неизмеримо выше ступени
мудрости, и к Нему нельзя отнести никакое понятие, относимое
к мудрости, даже в безмерно превосходной степени. Так
нельзя, например, сказать о Нем, что никакое из творений,
как верхних, так и нижних, не способно постичь Его мудрость
и суть, ибо постижение относимо и применимо к [сфере]
мудрости и разума, и [в таком случае] можно сказать,
что это можно или нельзя постичь из-за глубины постигаемого.
Но Всевышний, благословен Он, выше разума и мудрости,
и о Нем совершенно нельзя сказать, что нельзя Его постичь
из-за глубины постигаемого, так как сфера постижения
вообще к Нему не имеет отношения, и если кто-либо говорит,
что нельзя Его постичь, это звучит так, как если бы
он сказал о некоей возвышенной и глубокой мудрости,
что нельзя ее пощупать руками из-за глубины постигаемого,
- каждый, кто услышит такое, посмеется над ним, потому
что чувство осязания относимо и применимо только в сфере
телесного действия, где естественно прикосновение рук.
Подобным же образом по отношению ко Всевышнему, благословен
Он, ступень разума и постижения считается совершенно
такой же, как физическое действие - и даже постижение
разумных [творений] в высших мирах, и даже ступень высшей
мудрости[2],
всех их оживляющая, как написано: "Ты всех их мудростью
сделал".
А что Всевышний, благословен Он, назван мудрым в Писании,
и мудрецы, благословенной памяти, относят к Нему ступень
и уровень мудрости, - это потому, что Он источник мудрости,
ибо от Него, благословенного, проистекает и эманируется
суть ступени высшей мудрости в мире Ацилут. И также
[Он назван] милосердным и благим, ибо Он - источник
ступеней милосердия и доброты и прочих атрибутов, ибо
все они произошли и эманированы от Него, да будет Он
благословен. Вид и природа этого происхождения и эманации
- как и что - известны просвещенным [в тайной мудрости]*.
Тайна сжатия света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он, и сжатия Древнего Адама[3],
и тайна [сжатия] Дикна[4]
- предназначение всех этих сжатий - ограничить свет,
чтобы он облекся в сосудах десяти сфирот[5].
И уже после облечения света Эйн Соф в сосудах Хабад[6]
можно сказать так, как написано у Рамбама: "Он
- знающий, и Он - знание, и Он - знаемое, и знанием
Самого Себя и т. д.", ибо сосуды мира Ацилут становятся
душой и жизненной силой для миров Бриа, Йецира и Асия
и для всего, что в них. Но без этого сжатия и облечения
совершенно нельзя сказать: "Он - знающий, и Он
- знание и т. д.", ибо Он никак не относим к сфере
и границам познания и знания, сохрани Б-г, но Он неизмеримо
и бесконечно выше даже категории и границ мудрости,
так что мудрость считается по отношению к Нему, благословенному,
подобной категории физического действия.
Но мы не дерзаем вникать в область сокровенного[7],
и лишь открыто нам, дабы уверовать полной верой, что
"Он и Его атрибуты - одно", то есть атрибуты
Всевышнего, благословен Он, и Его желание, мудрость,
понимание и знание - [одно] с сутью и сущностью Его,
только Он возвышен бесконечно над категорией мудрости,
разума и постижения. И потому единство, которым Он соединяется
со Своими атрибутами, которые Он эманировал из Себя,
также не есть в сфере постижения, [то есть невозможно]
постичь, как Он с ними соединяется, и потому в священной
книге "Зогар" атрибуты Всевышнего, благословен
Он, то есть сфирот, названы Раза демегейманута, тайна
веры, и это - вера, превосходящая разум.
[1]
Тегилим, 104:24.
[2]
То есть сфира Хохма (мудрость) в мире Ацилут.
[3]
Древний Адам (Адам Кадмон) - первое (и высшее)
состояние существования, в котором Всевышний проявляет
Себя после сжатия (Цимцум). Это источник всех последующих
эманации и творений.
[4]
Сфира, следующая за Древним Адамом и предшествующая
миру Ацилут, называется Кетер (Венец). Очень сильно
ограниченный свет, который от Венца передается миру
Ацилут для того, чтобы возможно было появление сфирот
или атрибутов, называется Дикна.
[5]
Десять атрибутов, являющихся как бы каналами,
проходя которые, бесконечный свет уменьшается настолько,
что становится возможным создание им Вселенной и его
действие в ней. Эти десять сфирот: Хохма (Мудрость),
Бина (Понимание), Даат (Знание), Хесед (Доброта), Гвура
(Сила), Тиферет (Красота), Нецах (Вечность, Победа),
Год (Великолепие, Благодарение), Йесод (Основа), Малхут
(Царство). См. Тания, часть 4, поел. 15.
[6]
Хабад - начальные буквы первых трех сфирот (составляющих
разум): Хохма, Бина и Даат.
[7]
В то, что скрыто от постижения и не может быть
предметом изучения, но все же это открыто вере.
|