Сказано в конце трактата Йома: "Есть три вида
искупления, и каждое из них связано с покаянием"[1].
Если человек нарушил позитивную заповедь и совершил
покаяние, немедленно ему прощается [- наказания более
не следует]. Если нарушил запрет и раскаялся, покаяние
задерживает [наказание], а Йом-Кипур искупает. (Несмотря
на то, что позитивные заповеди, когда речь идет об их
исполнении, выше и [в случае, если человек стоит перед
выбором], предпочтительнее соблюдения запретов. Причина
[этого предпочтения] такова - исполняя позитивную заповедь,
человек тем самым привлекает к верхним мирам свет и
обилие от отражения света - Эйн Соф [- Всевышнего],
благословен Он[2]
(как сказано в книге "Зогар", что 248 позитивных
заповедей - это 248 органов Короля[3]),
а также к своей Б-жественной душе, как сказано: "[Благословен...]
освятивший нас Своими заповедями". Но что касается
покаяния, то хотя и прощается человеку наказание за
, то, что он восстал против владычества Его, благословенного,
и не исполнил слово Короля, все же свет, [который был
бы привлечен в случае исполнения этой заповеди действием],
отсутствует и т. д. И как наши мудрецы, благословенной
памяти, комментируют слова: "Извращенный не сможет
исправить"[4]
- «это сказано о том, кто пропустил вечернее [или утреннее]
чтение молитвы "Шма" и т. д.»[5].
Ибо даже если он впредь будет всегда пунктуально читать
"Шма" и вечером и утром, покаяние не может
восполнить то, что он однажды не сделал. Тот же, кто
нарушает запрет тем, что зло пристает к его душе, причиняет
ущерб наверху, в корне и источнике ее происхождения
(в одеяниях десяти сфирот мира Асия[6],
как сказано в [предисловии к книге] "Тикуней Зогар":
"Ты сделал им[7]
одеяния, из которых вылетают человеческие души и т.
д."). И потому нет искупления его душе также и
наверху до [искупления в] Йом-Кипур, как написано [об
этом дне]: "И искупит Храм, [очистив его] от нечистот
сынов Израиля и от их злодеяний... пред Всевышним очиститесь"[8].
Именно "пред Всевышним". И потому из этого
не следует, да сохранит Всевышний, что грех менее серьезен,
когда не исполняются позитивные заповеди, а тем более
- предписание об изучении Торы. Напротив, сказали наши
мудрецы: "Всевышний простил идолопоклонство и т.
д."[9],
хотя [наказание за] это - "карет" и смертная
казнь по решению суда, "но не простил пренебрегающим
изучением Торы").
Если [человек] совершает грех, за который полагается
"карет" или смертная казнь по решению суда,
покаяние и Йом-Кипур задерживают [наказание], а страдания
очищают [мемаркин] (то есть завершают искупление.
Слово это происходит от слова мерика, которое
означает "начшцение до блеска", "мытье
до совершенного очищения" души. А капара означает
"искупление", "очищение от грязи греха"[10]),
как сказано: "Розгой Я накажу их за злодеяния их
и язвами за грехи их"[11].
Таковы слова Барайты[12].
Заповедь о покаянии в Торе говорит об отказе от греха
(как сказано в Гмаре, в 3-й главе трактата Сангедрин,
и в [книге "Шулхан арух", раздел] "Хошен
мишпат", конец параграфа 34, где говорится о свидетельстве).
То есть бесповоротно решить в душе не повторять более
подобной глупости - не восставать против владычества
Его, благословенного, не нарушать более велений Короля,
да сохранит Всевышний, - как позитивных заповедей, так
и запретов. Это основной смысл покаяния -возвратиться
ко Всевышнему всем сердцем и всей душой, чтобы служить
Ему и соблюдать все Его заповеди, как написано: "Да
покинет преступный путь свой и грешник мысли свои и
да возвратится* ко Всевышнему и т. Д."[13].
А в главе "Ницавим" написано: "И возвратишься
ко Всевышнему, Б-гу твоему, и будешь слушаться голоса
Его... всем сердцем твоим и т. д."[14].
[И еще сказано]: "Вернись, Израиль, ко Всевышнему,
Б-гу твоему, и т. д."[15],
"Верни нас, Всевышний, к Себе и т. д."[16].
А не так, как в народе думают, что покаяние - это пост.
Это верно, даже если [человек] совершил грехи, за которые
следует наказание "карет" и смертная казнь
по решению суда, и завершением его искупления должны
быть страдания, - то есть Всевышний посылает ему страдания
(как сказано: "Розгой Я накажу и т. д. - именно
"Я накажу"). Когда покаяние человека принято
Им, благословенным, и человек возвращается к Нему всем
сердцем и всей душой из любви [к Нему], тогда при пробуждении
снизу "как в воде отражается [лицо человека против
лица] и т. д."[17],
[возникает и] пробуждение сверху, пробуждение любви
и милосердия Всевышнего, чтобы очистить его от грехов
страданиями в этом мире, как написано: "Ибо кого
любит Всевышний, того и покарает и т. д."[18].
И потому ни у Рамбама, ни в книге "Сефер мицвот
гадоль" никакие посты вообще не упомянуты в законах
о покаянии даже за те грехи, за которые следует наказание
"карет" и смертная казнь по решению суда.
[Там упомянуты] только исповедь и просьба о прощении
грехов, как написано в Торе: "И исповедают свои
грехи и т. д."[19].
И если сказал пророк Йоэль, [передавая слова Всевышнего]:
"Возвратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте
и в плаче и т. д."[20],
- это для того, чтобы было отменено небесное постановление
об очищении грехов поколения нашествием саранчи[21].
Таков смысл всех постов - постятся при каждом несчастье,
чтобы оно не поразило народ, как об этом говорится в
книге Эстер. И если в нравоучительной литературе, и
прежде всего в книгах "Сефер гарокеях" и "Сефер
хаси-дим" [говорится] о многочисленных постах и
умерщвлениях плоти для совершившего грех, за который
полагается "карет" и смертная казнь по решению
суда, а также для того, кто испустил семя впустую, за
что ему следует смертная казнь, посылаемая небом, как
сказано в Торе об Эре и Онане, и наказание за этот грех
такое же, как для тех, кому следует "карет",
[то эти посты и умерщвления плоти даны] для того, чтобы
избавиться от наказания страданиями, посылаемыми небом,
да сохранит Всевышний, а также чтобы ускорить и приблизить
полное искупление души. Кроме того, ведь может быть,
что он возвращается ко Всевышнему всем своим сердцем
и душой не из любви [к Нему], а только из страха.
[1]
Йома, 86а.
[2]
За соблюдение негативной заповеди также следует
вознаграждение, то есть привлечение света, но свет этот
не достигает сосудов. Ведь сосуды -это открытое проявление
света, связанное с действием, действия же не было, человек
только воздержался от нежелательного поступка. Поэтому
когда невозможно исполнить одновременно две заповеди,
позитивную и негативную, и нужно сделать выбор, предпочтение
отдается исполнению позитивной заповеди.
[3]
См. Тания, часть 1, гл. 23.
[4]
Когелет, 1:15.
[5]
Брахот, 26а.
[6]
Из пяти ступеней души: нефеш, руах, нешама, хая,
йехида к греху при-частна лишь нижняя из них - нефеш.
Нефеш, руах и нешама в сфере миров соответствуют мирам
Асия, Иецира и Бриа. В мире действия, Асия, -корень
и источник этой ступени души.
[7]
Им - десяти сфирот.
[8]
Ваикра, 16:16-30.
[9]
Иерусалимский Талмуд, Хагига, 1:7.
[10]
Капара - меньшая степень очищения, чем
мерит.
[11]
Тегилим, 89:23.
[12]
Барайта - учение мудрецов периода Мишны, не вошедшее
в нее.
[13]
Йешаягу, 55:7.
[14]
Дварим, 30:2.
[15]
Гошеа, 14:2.
[16]
Эйха, 15:21.
[17]
Мишлей, 27:19.
[18]
Мишлей, 3:12.
[19]
Бемидбар, 5:7.
[20]
Йоэль, 2:12.
[21]
О которой говорит пророк Йоэль там же.
|