А смысл радости при физических страданиях в том, что
она - великое, необычайно действенное благо для грешной
души, способное очистить ее в этом мире и избавить от
очищения в аду (а особенно в эти поколения, когда нет
возможности совершать количество постов, установленное
раби Ицхаком Лурией, благословенна его память, для покаяния,
чтобы очистить душу и избавить ее от очищения в аду).
Рамбан, благословенна его память, пишет в предисловии
к своему комментарию к книге Ийова, что даже семьдесят
лет страданий Ийова не могут идти ни в какое сравнение
со страданиями души в аду в течение одного часа, ведь
"огонь -одна шестидесятая и т. д."[1].
Но так как этот мир "добротою строится"[2],
небольшими страданиями в этом мире человек спасен от
тяжких страданий в мире грядущем, что можно сравнить
с незаметным ходом и передвижением тени на земле и движением
сферы Солнца в небе, [продвигающегося в то же время
на] тысячи миль, и т. д. Еще более бесконечно велика
эта разница в поступенном нисхождении миров от вершин
ступеней до этого физического мира. И как известно из
сказанного в священной книге "3oгар" о вознесениях
верхних миров под влиянием пробуждения снизу во время
принесения в жертву одной птицы, голубя или горлицы,
на алтаре или щепотки приношения. Так это и в отношении
всех заповедей, выполняемых действием, как известно
из слов раби Ицхака Лурии, благословенна его память.
И об этом сказали наши мудрецы, комментируя стих: "Освящайтесь
же и будьте святы"[3]
- когда человек внизу освящает себя в небольшой мере,
сверху его освящают в мере великой и т. д.[4].
(И как написано выше о смысле слов благословения "Освятивший
нас Своими заповедями и т. д." - [имеется в виду
влияние] категории "окружающий все миры" и
т. д.) Совершенно так же и в отношении вознаграждения
и наказания, как сказали наши мудрецы[5]:
"Заповедь сама себе служит вознаграждением и т.
д."[6]
и как написано в другом месте. Знание этого нетрудно
для понимающих, а тот, кто это постигнет, обретет благо.
[1]
Земной огонь - одна шестидесятая огня адского.
[2]
Тегилим, 89:3.
[3]
Ваикра, 11:44.
[4]
Йома, 39а.
[5]
Авот, 4:2.
[6]
Истинным вознаграждением праведников в раю являются
не только плоды их постижения Торы и служения Всевышнему,
действительное их вознаграждение - явное раскрытие в
будущем мире самих заповедей, которые они исполняли
на земле. И понятно, что результат заповеди, который
тогда станет явным, несравненно больше, чем то действие,
которым она была исполнена. И еще: удовольствие при
исполнении заповеди - это также особая заповедь, и за
нее есть особое вознаграждение, кроме вознаграждения
за само исполнение. Понятно также, что наслаждение,
которое явится этим вознаграждением в будущем, безмерно
превосходит то удовольствие, которое человек испытал
при исполнении заповеди.
|