Все это сказано об искуплении и о прощении греха -
после полного покаяния человеку совсем прощается, что
он нарушил веление Короля. И не напоминают ему этого
даже частично в день [Небесного] Суда, и не наказывают
его за это, да сохранит Всевышний, в мире грядущем,
и он совершенно в том мире не судим. И все же для того,
чтобы стать угодным Всевышнему и принятым и любимым
Им, благословенным, как прежде, до совершения греха,
и доставлять Творцу удовольствие своим служением, человек
должен был [в прежние времена] совершить жертвоприношение
"ола"[1]
даже за легкое нарушение позитивной заповеди, за которое
не полагается наказание "карет" и смертная
казнь по решению суда. Наши мудрецы, благословенной
памяти, так объяснили в [книге] "Торат коганим"
слова Торы: "И будет она [жертва] принята благосклонно
во искупление его"[2],
и в Гмаре, в 1-й главе трактата Звахим, сказано, что
жертвоприношение "ола" - искупление [за нарушение]
позитивных заповедей и дар [Всевышнему] после того,
как [человек] совершил покаяние и наказание ему прощено.
Это так, как если бы кто-то провинился перед королем
и [затем] умиротворил его через посредника, и король
его простил. А затем он посылает дар и приношение, чтобы
[король] позволил ему предстать перед собою. (Выражение
"искупает", а также сказанное в Торе: "И
будет она принята благосклонно во искупление его"
имеет в виду не искупление души, но искупление пред
Всевышним, чтобы доставлять удовольствие Творцу, как
об этом сказано в Гмаре и как это следует из слов: "Да
будет [жертва] без порока, дабы была она принята благосклонно"[3].)
А теперь, когда у нас нет жертвоприношений, дабы снискать
расположение Всевышнего, пост заменяет жертвы, как сказано
в Гмаре: "Да будет потеря жира и крови моей, как
будто я совершил пред Тобою жертвоприношение и т. д."[4].
И поэтому мы видим [в Гмаре], что некоторые танаим и
амораим [законоучители Талмуда] за легкий грех совершали
многочисленные посты. Как раби Эльазар бен Азарья, который
разрешал выпускать в субботу корову с ремнями на рогах,
а [другие] мудрецы запрещали; и однажды выпустила таким
образом его соседка корову, и раби Эльазар ничего ей
не сказал. И почернели зубы его от постов, [совершенных
им] за то, что он не последовал мнению товарищей. Так
же и раби Йегошуа, который сказал: "Мне стыдно
ваших слов, ученики Шамая", - и почернели зубы
его от постов. А у раби Гуны однажды перевернулся ремень
тфилин, и он постился сорок дней. И много еще
таких примеров. На этом основании раби Ицхак Лурия,
да будет благословенна его память, учил своих учеников,
согласно истинной мудрости[5],
сколько постов нужно совершать за определенные грехи
и прегрешения, даже если за них не следует ни наказание
"карет", ни смерть, посылаемая небом, например
за гнев - сто пятьдесят один пост и т. д. И даже за
нарушение запрета мудрецов, например за [нарушение запрета]
стам йенам [вино неевреев, не предназначенное
для ритуальных возлияний], - семьдесят три поста и т.
д., за неисполнение позитивного предписания мудрецов,
например молитвы, - шестьдесят один пост и т. д. Вообще
смысл поста в том, что он - великое средство для раскрытия
высшего желания Его, да будет Он благословен, как и
жертвоприношение, о котором написано: "Благовоние,
приятное Всевышнему"[6].
А в [книге] Йешаягу написано: "Его ты назовешь
постом и днем благоволения Всевышнего"[7].
Значит, пост, благосклонно принятый, - это "день
благоволения".
[1]
Ваикра, 1:3.
[2]
Ваикра, 1:4.
[3]
Ваикра, 22:21:
[4]
Брахот, 17а.
[5]
Имеется в виду тайная, внутренняя часть Торы
- Кабала.
[6]
Ваикра, 1:13.
[7]
Йешаягу, 58:5.
|