Однако все, о чем говорилось, это завершение искупления
и очищения души пред Всевышним после покаяния, как написано
выше на основании цитаты из Гмары, 1-я глава трактата
Звахим, - жертвоприношение "ола" [называется]
даром лишь после того, как посредник умилостивил [Небесный
Суд] и т. д. Но само начало [исполнения] заповеди покаяния
и самое в ней основное - возвращение ко Всевышнему истинно
и всем сердцем. Это требует более широкого и подробного
объяснения. Начнем с того, что написано в священной
книге "Зогар"[1],
где объясняется слово тшува ["покаяние"]
на основе тайной части Торы [Кабалы]. Покаяние это -
глашу в гей [возвращение буквы "гей"].
Нижняя "гей" [в имени Гавайе] - это
нижнее покаяние. Верхняя "гей" - верхнее покаяние.
Написано также в нескольких местах в священной книге
"Зогар", что покаяние не помогает[2]
в том случае, если человек нарушает свой союз[3]
и испускает семя впустую. Это весьма удивительно, потому
что "нет ничего, что устояло бы перед покаянием,
даже идолопоклонство и блуд и т. д."[4].
И книга "Рейшит хохма" объясняет, что в книге
"Зогар" имеется в виду, что нижнее покаяние
не помогает, но помогает верхнее и т. д.
Чтобы все это понять хотя бы отчасти, нужно рассмотреть
сначала, как объясняется в Писании и в учении наших
мудрецов, благословенной памяти, вопрос о наказании
"карет" и о наказании, посылаемом небом.
Человек, совершивший грех, за который следует наказание
"карет", действительно умирал не дожив до
пятидесяти лет[5].
А если за его грех следовала смертная кара, посылаемая
небом, он действительно умирал не дожив до шестидесяти
лет, как пророк Хананья бен Азур, согласно сказанному
в книге Ирмеягу[6].
(А иногда и наказание, посылаемое небом, осуществляется
немедленно, как это было с Эром и Онаном.) Однако в
каждом поколении было достаточно много людей, которым
следовали наказание "карет" и смерть и которые,
несмотря на это, прожили долгие дни (и годы) в свое
удовольствие.
Это понятно, однако, в связи с написанным: "Ибо
удел [хелек] Всевышнего Его народ и т. д."[7].
[Еврейский народ] - часть [хелек] имени Гавайе,
благословен-Он, как написано: "И вдохнул в
его ноздри душу жизни"[8].
[И написано также в книге "Зогар":] "Тот,
кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его и
т. д.". Хотя нет у Него телесной формы[9],
не дай Б-г нам подумать подобное, но Тора говорит языком
людей. Есть, например, большой разрыв и различие в нижнем
человеке[10]
между дыханием, исходящим из уст речи, и тем, что. исходит
при глубоком вздохе. В дыхание, выходящее при речи,
облечена ничтожная доля силы и витальности, и это -
внешняя часть живой души, что в нем. Но когда дыхание
вырывается при выдохе из глубины, в него облечена сила
и витальность глубоко внутренней части его живой души
и т. д.
Точно так происходит и творение, хотя необходимо учесть
бесконечную разницу при этом сравнении. Все небесное
воинство и даже ангелы сотворены и получают жизнь и
поддержание своего существования от внешней части жизнетворности
и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, для
оживления миров. Эта категория называется по аналогии
"дыханием уст Его", как написано: "Дыханием
уст Его [сотворены] все их [небес] воинства"[11].
И жизнетворность, облеченная в буквы Десяти речений
(они же - сосуды и проистечения и т. д., как объясняется
в книге "Тания", часть 2, глава 11).
[Разница в происхождении небесного воинства наверху
и человеческой души огромна.] Душа человека сначала
произошла от внутренней части жизнетворности и обилия,
сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, как написано:
"И вдохнул и т. д."[12].
Но затем она спустилась в поступенном утаении также
и через категорию букв в речении: "Сделаем человека
и т. д."[13],
чтобы облечься в тело в этом нижнем мире. И потому ангелы
называются в Писании Элоким, как написано:
"Ибо Всевышний, ваш Б-г - есть Б-г ангелов [Эло-ким]
и т. д."[14],
"Восхвалите Б-га ангелов [Элоким] и т. д."[15],
"И пришли ангелы [сыны Б-га - дней Элоким],
чтобы предстать и т. д."[16],
ибо они черпают свою жизненную силу от внешней категории,
которая есть только буквы, и имя Элоким - внешнее
по отношению к имени Гавайе, благословен Он.
Но душа человека, которая [происходит] от внутренней
части животворности, есть часть имени Гавайе, благословен
Он. Ибо имя Гавайе указывает на внутреннюю часть
животворности, которая несравнимо выше категории букв.
Объясняется это, как известно, в соответствии с тем,
что сказал [пророк] Элиягу[17]:
"Ты произвел десять тикуним [одеяний], которые
мы называем сфирот, чтобы управлять через них скрытыми
мирами...[18].
Ты мудр, но непостижимой мудростью. Ты понимаешь, но
непостижимым пониманием и т. д.". И все десять
сфирот включены и подразумеваемы в имени Гавайе,
благословен Он. Ибо буква "йод", которая
есть всего лишь точка, указывает на мудрость Его, благословенного,
не явную и утаенную до того, как она достигает [уровня]
распространения и раскрытия постижения и понимания (а
острие вверху буквы "йод" указывает на высшее
желание Его, благословен Он, которое несравнимо выше
категории высшей мудрости, как известно). И когда эта
точка достигает уровня распространения и раскрытия постижения
и понимания в скрытых мирах, она включена и подразумеваема
в букве "гей", в которой есть распространение
вширь, указывающее и подразумевающее расширенное объяснение
и понимание, а также и распространение в длину, указывающее
на проистечение и влияние сверху вниз - в скрытых мирах.
Далее это проистечение и влияние продолжается еще ниже
- в открытых мирах, что можно сравнить с речью человека,
желающего открыть другим свою мудрость с помощью речи.
Это проистечение включается и подразумевается в [конечных]
буквах [имени Гавайе] "вав" и "гей".
Буква "вав" [вертикальная линия] указывает
на продолжение [Б-жественного влияния] сверху вниз.
Оно также продолжается вниз при участии атрибутов благости
и доброты и других Его святых атрибутов, которые в общем
перечислены в шести [категориях, упомянутых] во фразе:
"Твои, Всевышний, величие и т. д." до "Твое,
Всевышний, владычество и т. д."[19],
но не включительно, так как атрибут Малхут [царство
Его], благословен Он, называется "словом Всевышнего",
как написано: "Ибо слово Короля - владычество"[20].
Атрибут Малхут включается и подразумевается в последней
букве "гей" имени Гавайе. Ибо внутренняя
часть и источник речи - дыхание, поднимающееся из сердца
и разделяющееся на пять путей произношения -буквы "алеф",
"гей", "хет", "айн", [исходящие]
из гортани, и т. д. А буква "гей" произносится
только дыханием, как написано: "Легкая несущественная
буква"[21].
И хотя Он не имеет телесной формы, не дай Б-г нам подумать
подобное, Тора говорит языком людей. В слове Всевышнего
также двадцать две буквы, разделяющиеся на пять частей
по произношению, и ими создано все сущее (как сказано
в книге "Тания", часть 2, глава 11, где объясняется,
что такое эти буквы). Точно так же, если говорить языком
сравнения и принимать во внимание бесконечную разницу
[между атрибутом Малхут и человеческой душой], и в душе
человека - Б-жественной душе, которую "Он вдохнул
изнутри Себя Самого", - есть категория скрытого
разума, которая подразумевается в букве "йод".
Он способен раскрыться, понять и постичь истинность
Его, благословенного, и Его величие и т. д. - у каждого
в меру его возможностей, широты ума и понимания. Когда
же человек углубляется разумом и расширяет свое знание
и понимание, размышляя о величии Его, благословенного,
тогда его понимание подразумевается в букве "гей",
в которой есть ширина, а также и длина, указывающие
на привлечение сверху вниз, так что его понимание и
его размышление о величии Всевышнего порождают в его
мозгу и в тайниках его сердца любовь и страх [пред Всевышним]
и их производные, а затем [эти чувства] открыто проявляются
в сердце. И это дает начало истинному служению [Б-гу]
с помощью занятий Торой и [исполнения] заповедей голосом
и речью или действием - и это буквы "вав"
и "гей" и т. д. И размышление, цель которого
понять и постичь истинность и величие Его, благословенного,
также проистекает от Торы, ибо "Тора от мудрости
исходит", то есть от категории, [обозначаемой буквой]
"йод" в имени Гавайе, и т. д.
[1]
Раая мегеймана, 122а.
[2]
Не имеется в виду, что покаяние совсем не помогает,
ведь в конце гл. 1 уже было сказано, что наказание прощается
сейчас же после нижнего покаяния, а завершение искупления
- через страдания. Здесь имеется в виду, что само только
покаяние недостаточно для полного искупления. Поэтому
далее сказанное в книге 3oгар объясняется так: нижнее
покаяние' не дает полного искупления, но верхнее покаяние
дает немедленное и полное искупление.
[3]
Ср. Сангедрин, 88а; Авот, 3:15.
[4]
Ср. Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1.
[5]
Моэд катан, 28а.
[6]
Ирмеягу, гл. 28.
[7]
Дварим, 32:9.
[8]
Брейшит, 2:7.
[9]
Ср. Рамбам, Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ
Торы, 1.
[10]
У людей, живущих на земле.
[11]
Тегилим, 33:6.
[12]
"И вдохнул в его ноздри душу жизни".
[13]
Брейшит, 1:26.
[14]
Дварим, 10:17.
[15]
Тегилим, 136:2.
[16]
Ийов, 1:6.
[17]
Тикуней Зогар.
[18]
Скрытые миры - миры, находящиеся в полном единении
со Всевышним, так что они не обладают отдельным от Него
существованием. Существование открытых миров кажется
самостоятельным, отдельным от сотворенного. Буква "йод"
и первая буква "гей" в имени Гавайе указывают
на категорию скрытого разума, единого с субъектом мысли,
эти буквы относимы к "скрытым мирам". Буква
"йод" и последняя буква "гей" -
распространение и раскрытие мысли, они связаны с речью
и относимы к "открытым мирам".
[19]
Диврей гаямим 1,29:11.
[20]
Когелет, 8:4.
[21]
"Акдамут".
|