Но так было в те времена, когда еврейский народ находился
на высокой ступени, когда в Храме Шхина пребывала в
народе. Тогда евреи получали жизненную силу тела только
через Б-жественную душу, от внутренней части изобилия,
уделяемого Эйн Софом, благословен Он, через имя Гавайе,
благословен Он, как об этом говорилось выше. После
же того, как [евреи] спустились ниже этой ступени и
своими поступками вызвали [то, что называется] "тайной
изгнания Шхи-ны"[1],
как написано: "И из-за грехов их изгнана их мать"[2],
- то есть воздействие нижней буквы "гей",
о чем говорилось выше, - воздействие это спустилось
и снизошло от ступени к ступени вниз так, что оно облеклось
в десять сфирот "клипат нога"[3],
которые через созвездия и все воинство небесное и через
правителей, ими правящих[4],
уделяют изобилие и жизненную силу всем живым телесным
существам в этом мире, а также и всему растущему, как
сказали наши мудрецы "Нет внизу ни одной травинки,
у которой не было бы звезды и т. д "[5]
- и тогда может и грешник[6]
и злодеи, [которые есть в среде] еврейского народа,
получать жизненную силу для своего тела и животной души
точно так же, как и остальные животные, как написано
"Подобен скотам молчащим"[7],
и даже в гораздо большей мере, как объясняется в священной
книге "Зогар", глава "Пкудей", что
всякое изобилие и жизненная сила, уделяемые человеку
внизу в то время и в ту минуту, когда он совершает то,
что Всевышний считает злом, действием, или речью, или
помышлением о грехе и т. д., - все дается ему из чертогов
[от разных ступеней] категории "ситра ахра",
что объясняется в книге "Зогар", там же. Человек
волен предпочесть воздействие от чертогов "ситра
ахра" или от чертогов стороны Кдуша, от которых
получают воздействие все добрые и святые мысли и т д.
Ибо "Б-г создал все в противоположении и т. д."[8].
Чертоги "ситра ахра" получают и черпают свою
жизненную силу в результате облечения и поступенного
нисхождения изобилия десяти сфирот "клипат нога",
состоящей из добра и зла, категории Древа познания [добра
и зла][9]
и т. д., как известно знающим тайное
А ведь о Яакове написано[10]:
"...удел [хевелъ] наследия Его". Это
сравнимо с веревкой [хевель], начало которой
[с одной стороны привязано] наверху, а с другой - внизу,
и если человек потянет и поколеблет нижнее ее начало,
поколеблется и потянется за ним и верхнее, насколько
это возможно. Точно так же и корень души человека и
ее источник от категории нижней буквы "гей",
как говорилось выше: своими дурными поступками и мыслями
человек привлекает и спускает вниз ее воздействие до
чертогов "ситра ахра", откуда он получает
свои мысли и поступки. И так как он привлекает к ним
[чертогам "ситра ахра"] влияние, он получает
свою часть первым[11],
и разумеющим довольно сказанного. И потому сказали наши
мудрецы[12]:
"Нет у нас ни спокойствия грешников и т. д."[13].-
Именно "у нас" - то есть во время изгнания
после разрушения Храма. Это и есть как бы изгнание Шхины
- то, что она уделяет свое влияние стороне "ситра
ахра", ненавистной Ему, благословенному. Когда
же человек совершает должное покаяние, он отнимает у
нее то влияние, которое он [к ней] привлек [сверху]
своими действиями и мыслями. Ибо покаянием своим он
возвращает воздействие Шхины на подобающее ему место.
Это и есть возвращение нижней буквы "гей"
из изгнания, как написано: "И вернет [вешав]
Всевышний, Б-г твой, возвращающихся"[14],
то есть [вернется Он Сам] с возвращающимися. И как заметили
мудрецы: «Не сказано вегешив ["и возвратит"][15]».
[1]
Мегила, 29а.
[2]
Йешаягу, 50:1.
[3]
См. Тания, часть 1, гл. 7.
[4]
Ангелы, попечению которых поручены различные
народы.
[5]
Брейшит раба, 10:6.
[6]
Из этого следует, что у того, кто не совершил
грехов, за которые следует наказание "карет"
и смерть, не прервана и "веревка" притока
жизненной силы от имени Гавайе, и он получает
жизненную силу не от "клипат нога", как чистые
животные, а через Б-жественную душу от внутренней части
изобилия, уделяемого Эйн Софом, благословен Он. См.
выше, гл. 4, о происхождении души.
[7]
Тегилим, 49:13.
[8]
Когелет, 7:14. См. Тания, часть 1, гл. 6.
[9]
Смешение добра и зла.
[10]
Можно спросить: каким образом грешник привлекает
вниз жизненную силу, исходящую от Б-жественного источника,
и питает ею начало зла, если после наказания "карет"
связь с источником души его прерывается? Однако, как
объясняется далее, остается "впечатление"
от этого влияния. Еврей не может совершенно потерять
связь со своим источником. Но в этом случае Б-жественное
воздействие получают категории зла, и уже от них получает
свою жизненную силу грешник.
[11]
Но в конце концов и это существование должно
прекратиться, так как еврей не способен получать жизненную
силу от категории "задней стороны", то есть
от стороны, противостоящей Б-жественной воле.
[12]
Авот, 4:15.
[13]
Как если бы было написано: нет возможности понять,
откуда сейчас, в период изгнания, спокойствие грешников.
В то время, когда существовал Храм и в Храме и в народе
пребывала Шхина, спокойствие было привилегией праведников.
Сейчас же грешники спокойны - они получают жизненную
силу от категории "клипот", от зла, которое
они питают и поддерживают, совершая то, что дурно по
мнению Всевышнего. Другое объяснение: "Нет у нас
ни спокойствия грешников, ни страданий праведников"
(как продолжается эта фраза). Страдания праведников
тем отличаются, что они не мешают им полностью предаваться
изучению Торы.
[14]
Дварим, 30:3.
[15]
А сказано вешав, т. е. "и возвратится".
|