И углубившись мысленно во все сказанное, человек может
молить действительно из глубины души: "По великому
милосердию Твоему сотри мои грехи и т. д."[1].
Ибо тогда в сердце его в самом деле укоренится великое
сострадание по отношению к Б-жественному в его душе
и наверху, как говорилось выше. И этим он пробудит высшее
милосердие из тринадцати атрибутов милосердия, проистекающих
от высшего желания Его, благословен Он, на которое указывает
острие буквы "йод" и которое намного выше
категории воздействия букв имени Гавайи. И потому
тринадцать атрибутов милосердия очищают от всех недостатков,
как написано: "Прощающий грех и злодеяние и очищающий"[2].
И нет больше возможности для внешних и для стороны "ситра
ахра" черпать жизненную силу от воздействия нижней
буквы "гей", как об этом говорилось выше (и
тем самым нижняя буква "гей" возвращается
на свое место, чтобы объединиться с [буквами имени Гавайе]
"йод"-"гей"-"вав",
и сведущим достаточно сказанного). И точно так же внизу,
в Б-жественной душе человека, нет более преграды, создаваемой
грехами[3],
и как сказано: "Очищающий" - очищающий возвращающихся[4],
дабы омыть и очистить их душу от нечистых одеяний, а
это - внешние, о которых говорится в Гмаре: "Облекает
его и т. д."[5].
И после того, как дух проник и очистил, душа их способна
возвратиться непосредственно к Самому Всевышнему, благословен
Он, и подниматься выше и выше к Источнику своему и соединиться
с Ним, благословенным, дивным единством, как была она
едина совершенным единством с Ним, благословенным, до
того, как вышла от дыхания уст Его, благословенного,
чтобы спуститься вниз и облечься в человеческое тело
(так же как, например, в человеке, выдыхающем из себя:
до того, как дыхание вышло из уст, оно едино с его душой),
и это - совершенное покаяние. И такое единение и покаяние
есть верхнее покаяние, наступающее после нижнего. И
как написано в священной книге "Зогар", "Раая
мегеймана", глава "Насо" - верхнее покаяние
заключается в том, чтобы изучать Тору с любовью и трепетом
пред Всевышним и т. д., ибо это -бен ["сын",
порожденный буквами] "йод"-"гей",
то есть Бина[6]
и т. д. (а совершающие покаяние выше совершенных праведников
тем, что, как написано в священной книге "Зогар",
в главе "Хаей Сара", "они с самым большим
сердечным желанием и с великой силой стремятся приблизиться
к Королю и т. д."[7]).
[1]
Тегилим, 51:3.
[2]
Ср. Шмот, 34:6,7.
[3]
Йешаягу, 59:2
[4]
Йома, 86а.
[5]
"Каждого, кто совершает один грех в этом
мире, грех облекает его и идет перед ним в день суда"
(Сота, 36).
[6]
Как уже говорилось, буква "йод" - мудрость,
это первый проблеск идеи, а буква "гей" -
понимание (бина) - это ее развитие, расширение.
Бина заключает в себе зародыш эмоциональной реакции,
следующей за чисто интеллектуальным познанием, еще до
ощутимого проявления эмоций. Эта интеллектуальная стадия
любви и трепета пред Всевышним есть век (сын,
порождение) "йод"-"гей" (мудрости
и понимания), и это буквы, заключенные в слове бина.
|