И объясняется это согласно сказанному в книге "Зогар"
и в "Тикуним" и еще в нескольких местах. Бина[1]
- это верхнее покаяние, а "мать сидит на птенцах
и т. д."[2].
Это значит, что когда человек размышляет о величии Всевышнего
очень углубленно и порождает духом понимания своего
глубоко укорененные в душе интеллектуальные любовь и
страх, как написано: "И ты будешь любить Всевышнего,
Б-га твоего", ибо "Он - твоя жизнь и т. д."[3],
и не довольствуется лишь естественной, скрытой [в глубине
души] любовью[4]
и т. д., а также страхом, и трепетом, и стеснением и
т. д., как известно, - тогда это [состояние] называется
"мать сидит на своих птенцах и т. д.". А ведь
суть любви в единении духа с духом, как написано: "Он
целует меня поцелуями уст Своих и т. д."[5],
как известно. И об этом сказано: "И всей душой
твоей"[6],
то есть всеми частями души - разумом, эмоциями и их
одеяниями: мыслью, речью и действием - так, чтобы все
они соединились с Ним, благословенным. Эмоции - с Его,
благословенного, эмоциональными атрибутами: "Как
Он милосерден и т. д."[7];
а разум - с Его, благословенного, разумом и мудростью,
и это - познание Торы, ибо "Тора от мудрости исходит"[8];
а также и мысль - с Его, благословенного, мыслью; а
речь - со словом Всевышнего, и это - Г алаха[9],
как написано: "И Я вложу слова Мои в твои уста"[10],
"И слова Мои, которые Я вложил в твои уста"[11];
а действие - помощь нуждающимся в ней, дабы оживить
дух "находящихся низко"[12],
как написано: "Ибо в шесть дней сделал Всевышний
и т. д."[13]и
как известно, в другом месте.
Это и есть приверженность духа к духу в совершенной
близости и единении, когда оно порождается любовью и
т. д. И так как нарушение союза испусканием семени впустую
и, нет нужды добавлять, запрещенной физической близостью
или другого рода физическим общением, запрещенным Торой
или установлениями мудрецов (а установления мудрецов
строже и т. д.[14]),
наносится ущерб мозгу, потому и исправлением должно
быть изучение Торы, ибо она проистекает от мудрости.
И потому написано в "Тана дней Элиягу": "Человек
совершил грех и заслужил смерть пред Всевышним. Что
же он должен делать[15],
чтобы жить? Если он имел обыкновение прочитывать одну
страницу, пусть читает две; если он имел обыкновение
изучать одну главу, пусть изучает две и т. д.".
Наподобие разорванной веревки, которую снова завязывают
так, чтобы на месте разрыва узел был дважды удвоен.
Так и с "долей наследия Его и т. д.". И написано
об этом: "Милосердием и истиной искупается грех
и т. д."[16].
"Истина же - не что иное, как Тора, и т. д."[17].
Точно так же "грех дома Эли [не может быть искуплен]
ни жертвой, ни приношением"[18].
Не может, но может быть искуплен изучением Торы и помощью
нуждающимся, как сказано в конце первой главы трактата
Рош-гаШана[19].
[1]
См. Тания, часть 1, начало гл. 3, а также примечания,
часть 1, гл. 13; часть 2, гл. 9.
[2]
Дварим, 22:6. Постижение, Бина, - мать, а эмоции,
порождаемые познанием, - птенцы, на что намекает образ
в приведенном стихе. Эмоции не заложены в человеке,
а являются порождением его интеллектуальной деятельности.
[3]
Дварим, 30:20.
[4]
См. Тания, часть 1, гл. 44.
[5]
Шир гаширим, 1:2.
[6]
Дварим, 6:5: "И ты будешь любить Всевышнего,
Б-га твоего, всем сердцем своим и всей душой своей".
[7]
Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1; Вавилонский Талмуд,
Сота, 14а, Шабат, 1336; Рамбам, Миншэ Тора, Законы о
верованиях, 1:5,6.
[8]
Зогар, часть 2, стр. 85а.
[9]
Ср. Шабат, 1386.
[10]
Йешаягу, 51:16.
[11]
Йешаягу, 59:12.
[12]
Йешаягу, 57:15.
[13]
Брейшит, 20:11.
[14]
Ср. Брахот, 46; Эйрувин, 226; Сангедрин, 886:
"Установления мудрецов строже велений Торы".
Подобно тому, как за ограбление банка не следует смертная
казнь, но во время попытки проникнуть на его территорию
стража имеет право застрелить нарушителя.
[15]
Вопрос странен: ясно, что нужно совершить покаяние.
И почему спрашивается о заслуживающем смерти, разве
в случае более легкого греха покаяние не необходимо?
И что за покаяние прочесть на страницу больше? Кроме
того, грешник, не совершающий покаяния и изучающий Тору,
передает жизненную силу исполненной им заповеди стороне
зла, "клипот". Из всего этого следует, что
речь идет о уже совершившем покаяние, но так как нижнее
покаяние в случае такого тяжкого греха не очищает полностью,
необходимо изучение Торы с великой любовью к Творцу,
а это - все-очищающее верхнее покаяние.
[16]
Мишлей, 16:6.
[17]
Ср. Брахот, 56.
[18]
Шмуэль 1,3:4.
[19]
Рош-гашана, 18а.
|