Постепенно и очень осторожно вводил меня Нотке в круг
своих друзей. Все они были такими же одержимыми, как
он сам. Для всех компромисс, приспособление к советской
действительности в ущерб Шулхан Аруху были не то что
недопустимы, а просто не существовали даже как потенциальная
возможность.
Эти люди разыскивали еврейских детей, юношей, девушек,
которые проявляли хоть какой-то интерес к еврейству,
с тем, чтобы помочь им. Дело это было для друзей Нотке
столь важным, что ради него они забывали о еде и питье.
Под их влиянием многие пожилые люди, успевшие еще в
свое время учиться Торе и древнееврейскому языку, превратились
в тайных учителей для детей.
Из соображений безопасности они никогда не занимались
с двумя или большим числом детей одновременно, но так
как большинство из них были пенсионерами, располагавшими
в достатке свободным временем, они имели много учеников.
Как измерить тот вклад в пробуждение советского еврейства,
который внесли эти безвестные скромные люди? Я уже упоминал
Нохема Бессера. Другим неутомимым учителем был Градус
(к стыду своему, не помню его имя — только фамилию).
Этот застенчивый, маленького роста человек не страшился
ни стужи, ни советского закона, неутомимо шагая из дома
в дом. Его, к сожалению, тоже уже нет в живых. Не сбылась
его мечта о переезде в Израиль, которую он так лелеял.
Были еще и многие другие. Они и сейчас живы и трудятся
(да продлятся их годы!), и потому я не стану называть
их имена.
Жилища моих новых друзей-хасидов (часто это бывала
лишь одна комната в большой коммунальной квартире) были
стерильны от советских влияний, и дети и внуки их с
малолетства дышали воздухом, наполненным любовью и преданностью
еврейскому народу и Учению. Вместе с тем они все жили
надеждой на отъезд в Священную землю, причем необходимость
отъезда, как и надежда на его осуществление, были для
них одинаково несомненными. Вместе с тем их постоянно
окружала какая-то тайна, которая была чем-то большим,
чем просто конспирация. Я чувствовал, что какая-то сторона
их жизни все еще недоступна мне. Это ощущение подкреплялось
еще больше тем, что каждый из них отдавал в благотворительную
кассу до пятой части своего, иногда очень скромного,
дохода.
Мои пожертвования тоже принимались, но куда они шли,
оставалось загадкой. Лишь много позже мне рассказали
о существовавшей в те годы тайной системе еврейского
образования и воспитания, которая помогла многим детям
вернуться в лоно еврейства и остаться в нем.
Моих новых друзей отличало от знакомых мне людей с
националистическими и сионистскими взглядами очень многое:
их цельность, глубина познаний в Торе, житейская мудрость,
четкое представление о цели и смысле жизни. Благонадежность
этих людей была очевидной, так как просто немыслимо
было заподозрить в предательстве, в сотрудничестве с
КГБ человека, который во имя еврейского идеала, вопреки
всем объективным трудностям, сообразует каждый свой
шаг с Учением, основывает на нем жизнь своей семьи.
Плоды их усилий были зримы, они верили, что главная
цель в том, чтобы еврей оставался подлинным евреем и
помогал другим находить путь возвращения в еврейство,
где бы он ни был, куда бы ни забросила его судьба. И
они знали, как это осуществить.
Стремление этих людей в Израиль вытекало из их мировоззрения
естественно и органично.
Наконец, я узнал, что у них есть духовный вождь — Ребе.
Собственно, он не только их вождь, а наставник всех
евреев, поскольку то, чему он учит, к чему призывает,
сводится к необходимости более углубленно изучать Тору,
более скрупулезно и с большим духовным подъемом исполнять
заповеди, воспитывать в себе и в детях своих любовь
к народу, к каждому еврею как носителю частицы Б-га.
Я узнал, что Ребе именуется Любавичским (от названия
местечка Любавичи в Белоруссии), а мои новые друзья
были соответственно любавичскими хасидами, иначе приверженцами
движения Хабад (от начальных букв трех понятий: хохма
— разум, мудрость, бина — постижение, даат — знание,
которые играют особо важную роль в философии этого движения).
Со временем мне все больше открывалась необычайная
жизненная сила и стойкость как Учения, так и движения
Хабад. Страшные жернова ЧК (ГПУ, МГБ, КГБ) и советского
пропагандистского аппарата, которые за пятьдесят лет
перемололи все и вся, оказались бессильны сломить Хабад,
хотя временами действовали против него особенно неистово.
Я познакомился со многими хабадниками, о других услышал
удивительные истории. Это были необыкновенные люди —
земные, ни от чего не отрешенные, но способные благодаря
слиянию непоколебимой веры и ясного мировоззрения с
принципами поведения в повседневной жизни преодолеть
и побороть непреодолимое. Я узнал о легендарном Менделе
Футерфасе, вызволившем тысячи евреев из советского плена.
Сам он оставался в Советском Союзе до завершения этой
неправдоподобной акции, был схвачен, осужден на казнь.
Ожидая исполнения приговора, он сидел в одиночной камере
и пел русские песни, выбирая из них те, в которые можно
было вложить глубокий иносказательный смысл. В конце
концов ему заменили казнь двадцатью пятью годами тюрьмы,
а десять лет спустя он выехал из России и сейчас живет
в Израиле.
Я услышал о Хаиме Залмане Козлинере по прозвищу «Хазак»,
который, когда его пришли арестовывать, воздел руки
и стал выкрикивать слова из Кабалы с такой проникновенностью,
что агенты НКВД отступили.
Я познакомился со Шнеером Пинским — тихим человеком
маленького роста, миниатюрная московская квартира которого
служила пристанищем и академией хасидизма одновременно
для десятков приезжих из разных уголков России.
Куда бы я ни приезжал — в столицы или в захолустные
дыры — если удавалось найти хоть остатки чего-то еврейского:
«миньян» (молитвенное собрание в частном доме), «микву»
(бассейн для ритуального омовения), «меламеда», обучающего
детей, шалаш-«сукку» во время осеннего праздника Суккот,
— после расспросов выяснялось, что все это держится
на каком-нибудь одном или двух «одержимых» хабадниках.
Иногда даже оказывалось, что хабадника этого уже нет
в городе с десяток лет, но заведенный им порядок все
еще действует. Так повторялось в России, Белоруссии,
Закавказье и Средней Азии.
|