Наконец-то, после стольких лет ожидания у меня снова
была возможность действовать во имя выезда. Это вовсе
не означало, что перед нами расстилалась столбовая дорога,
ведущая в Священную землю. Это не означало даже, что
у меня была сколько-нибудь серьезная надежда, что нас
выпустят в близком будущем. Но мне было достаточно того,
что я больше не должен сидеть сложа руки, содрогаясь
от мысли, что приоткрывшаяся чуть-чуть дверь на волю
может в любую секунду захлопнуться навсегда.
За долгие годы жизни при советской власти я много раз
собирал бумаги, справки, фотографии для подачи во всякие
учреждения, но никогда еще я не делал это с таким подъемом,
как сейчас. Неважно, что и мне, и Фане пришлось распроститься
с работой, неважно, что я совершенно не представлял
себе, на что мы будем жить во время ожидания разрешения
на выезд, которое, возможно, протянется годы.
День, в который я понес документы в Отдел виз и регистрации
(ОВИР) Министерства внутренних дел, был одним из самых
счастливых дней моей жизни. Помимо того, что это было
началом пути в Израиль, я сразу почувствовал себя освободившимся
от множества оков. Нечего было больше опасаться за свою
работу в Академии, искать «миньян» на частной квартире,
ездить на время годовых праздников в Грузию или Закарпатье,
не нужно было больше прятать берет в карман, можно было
даже отпустить бороду и в соответствии с еврейским законом
«не портить краев ее».
Наверное, не будет преувеличением сказать, что до подачи
документов на выезд я достиг предельно возможного в
советских условиях преуспеяния и благополучия. У меня
была максимальная зарплата, квартира в центре города,
машина и дача на побережье Рижского залива. Более того
— я добился признания в качестве авторитета в своей
научной области — магнитной гидродинамике: опубликовал
множество статей, издал несколько монографий и учебников,
у меня были ученики. Если бы я не «подпортил» свою биографию
историей с Польшей и с израильскими дипломатами, то
мог бы, вероятно, даже ездить в заграничные командировки
и продвигаться вверх по административной линии.
По мнению любого «нормального» советского гражданина,
у меня было все для того, чтобы жить спокойной, размеренной,
полной довольства и удовлетворения жизнью. Меня же эти
успехи только сильнее угнетали, напоминая о том, как
далек я от исполнения своей мечты, подчеркивая, что
это — движение в сторону, прямо противоположную желаемой,
— и я с остервенением делал все, чтобы лишить себя ощущения
этого сладенького благополучия. Я не позволял себе высыпаться,
просиживая часами над древнееврейскими фолиантами, так
упорно не поддававшимися мне, писал новые и новые сочинения
на еврейско-философские темы — писал для того, чтобы
сжечь их либо от неудовлетворенности написанным, либо
из-за отсутствия надежного места, где бы можно было
их хранить. Я включался в любые хасидские начинания,
с наслаждением заполняя жизнь тревогами и опасностями.
Когда выдавалась редкая свободная минута, я погружался
в мечты о том, как буду когда-нибудь помогать строить
Израиль. Чаще всего я видел себя в пустыне Негев ищущим
новые способы опреснения воды. Иногда мечты связывали
мое будущее с разработкой самолетов (ведь я же как-никак
гидродинамик!) Мне представлялись недели без сна в лаборатории,
беспрерывные эксперименты...
Неудивительно, что теперь, когда настало, наконец,
долгожданное время действовать во имя выезда, я с ликованием
отказывался от всех житейских достижений: обеспеченного
положения, почета, научного творчества.
Месяца через полтора после подачи документов мы получили
отказ, к которому были совершенно готовы. Как и полагалось,
я начал писать бесконечные письма, жалобы, ходить на
приемы к министрам, заместителям министров, в Центральный
комитет партии. Министр внутренних дел Латвии сказал
мне, что так как я много лет работал в тесном контакте
и даже территориально находился в одном здании с людьми,
занимавшимися секретными исследованиями, то не мог не
знать, что они делали, хотя сам и не имел никогда так
называемого «допуска» к секретной работе. Следовательно,
с выездом мне придется подождать, пока я все забуду.
«Быть может, — сказал он, — разрешение дадут лет через
пять, но не исключено, что лишь через десять-пятнадцать».
Не могу сказать, что меня это очень ободрило, но настроение
все еще оставалось намного лучше, чем было до подачи
заявления.
Считанные хасиды, еще остававшиеся в Риге, и прежде
всего Шлойме Фейгин, заботливо поддерживали меня, а
наши совместные занятия по Торе стали для меня еще более
необходимыми и радостными, чем прежде. Я наслаждался
также обретенной мною свободой поведения в синагоге
и старался не пропускать общественной молитвы. Это было
удивительно хорошо — ходить в синагогу, как к себе домой,
открыто, официально. Я уже писал о том, что с тех пор,
как познакомился с хасидами, я в большой мере перестал
ощущать господство советской власти надо мною, ибо все
важное в жизни отныне происходило в высшем духовном
мире, и КГБ было бессильно помешать этому. Однако необходимость
вести двойную жизнь, ловчить, хранить в тайне все, что
связано с соблюдением заповедей, сковывало и ограничивало.
Теперь же я ходил в синагогу гордо и не скрываясь. Как
радостно, встав чуть свет, ехать или идти через весь
город с «талитом» и «тефиллин» в руках, заговаривать
с встречными евреями о Торе, о еврейской миссии! По
субботам после утренней молитвы мы оставались в синагоге,
совершали «киддуш» и долго сидели, слушая объяснения
к недельной главе из Пятикнижия, распевая хасидские
песни и бесконечно наслаждаясь душевной теплотой и атмосферой
братства.
|