В это время — в июне 1970 года — в Ленинграде состоялась
так называемая Всесоюзная координационная конференция
борцов за еврейскую эмиграцию. Очень огорчало, что в
этом начинании было так много стремления играть в политику,
а также то, что еще до конференции участники успели
вконец переругаться между собою и разбились на фракции,
количество которых, кажется, превышало число участников.
Картина эта разительно отличалась от спокойной и деловой
обстановки в нашем хасидском движении, где никто не
искал почета и не спешил высказывать свое мнение. Напротив,
все предпочитали сосредоточиться на повседневной черной
работе, дававшей недвусмысленные, видимые результаты
и огромное моральное удовлетворение. Вскоре началось
известное «самолетное» дело и несколько дочерних судебных
процессов, всколыхнувших весь еврейский мир. Тревога
за арестованных — с одной стороны, радость, что движение
за отъезд в Израиль становится все более массовым —
с другой.
Однако даже в этот период бурного распространения произраильских
настроений число евреев, по-настоящему задетых волной
пробуждения, все еще оставалось весьма скромным меньшинством
в трехмиллионном советском еврействе. Гораздо больше
было таких, которые пассивно симпатизировали пускавшимся
в путь, жаждали знать обо всем, что происходит на фронте
еврейских событий, ибо эти события будили в них сладостные
ассоциации с воспоминаниями раннего детства, с родительским
или дедовским домом. Однако они начисто отвергали даже
мысль о возможности какого-либо участия в происходящем,
ибо в конечном счете считали русскую культуру, свою
профессиональную карьеру, свою налаженную жизнь куда
важнее и серьезнее всех этих сентиментов и эмоций. Были
и другие — откровенно враждебные пробудившемуся еврейскому
движению, которые видели в нем угрозу своему благополучию.
Наконец, подавляющее большинство по-прежнему оставалось
не только безучастным, но, как это ни звучит неправдоподобно,
даже почти и не ведающим всего происходящего, ибо все
их интересы были прочно прикованы к немудреным и осязаемым
предметам, ради которых они жили, — лучшей, отдельной
квартире, автомобилю, даче, дефицитной импортной кофточке,
поступлению сына в институт.
Можно было бы упомянуть еще о евреях, составивших основное
ядро так называемого демократического движения, борющегося
за изменение положения в России и потому не имеющего
ничего общего с движением за выезд в Израиль, кроме
разве общего противника. Это движение — весьма малочисленное
и не имеющее ни опоры в широких массах, ни, соответственно,
шансов на успех, и возникло, по-видимому, лишь благодаря
успехам еврейского движения за выезд — единственного
за все время существования советской власти движения,
направленного против политики правительства и добившегося
своих целей. (Кстати, по моему мнению, вряд ли кому-либо
удастся объяснить рационалистически причины успеха еврейского
движения.)
Демократическое движение представляло собой осложняющий
фактор для еврейского движения. Однако самым опасным
и непосредственным врагом еврейского пробуждения было
и остается по сей день иудео-христианство, центром которого
является церковь в Москве, возглавляемая весьма предприимчивым
евреем-выкрестом. Пользуясь тем, что евреи, в душах
которых просыпается жажда духовности, катастрофически
несведущи в иудаизме, и путь к познанию в этом направлении
прегражден многими барьерами — языковым, культурным,
психологическим, — вышеупомянутый иудео-христианский
лидер и его подручные приманивают мятущихся доступностью
своего отравленного товара. С некоторых пор этой компанией
овладели гигантские амбиции: они решили создать свою
церковь и в Израиле и с этой целью стали направлять
туда людей, наставляя их вести себя внешне во всем,
как евреи, даже изображать из себя верующих евреев.
Беда в том, что секуляризованным евреям как в России,
так и в Израиле очень трудно ощутить всю опасность и
далеко идущие последствия этой затеи.
Таким образом, при всей огромности впечатления, произведенного
еврейским пробуждением в России на окружающий мир, надежда
на то, что это пробуждение приведет в скором времени
к спасению российского еврейства от дамоклова меча ассимиляции
и духовной гибели, оставалась при трезвом рассмотрении
весьма слабой. Однако тысячи вступили на путь спасения,
и этот факт трудно было переоценить.
Летом 1971 года развивающиеся события коснулись, наконец,
нашей семьи. Уехали одна за другой семьи моей сестры
и брата. Немного позже я получил от них вызов — настоящий,
неподдельный.
|