Оправдал ли Израиль мои ожидания?
В течение первых месяцев после приезда, даже, пожалуй,
весь первый год, сам вопрос этот, который мне часто
задавали, казался диким. Опьянение счастьем, ощущение
невероятности случившегося, сон наяву — все это слишком
слабые выражения для того, чтобы охарактеризовать то
состояние, в котором я находился.
Нередко мне приходилось и в то время слышать высказывания
о том, что партийные лидеры и функционеры готовы предать
и продать все и вся ради карьеры, партийных интересов
и политической выгоды. Слышал я и утверждения о том,
что значительная часть населения враждебно относится
ко всему традиционному, вековечно-еврейскому, или, наконец,
рассказы об отвратительных примерах коррупции. Однако
все это вызывало у меня лишь раздражение и полнейшее
недоверие к собеседнику. Для меня существовала только
святость и исключительность этой заветной обожаемой
земли, и потому даже самая искренняя тревога по поводу
того, что в ней происходит, звучала для меня злопыхательством.
Счастливое опьянение это было столь сильно, что и сейчас,
по истечении трех лет со времени нашего приезда, оно
все еще дает себя чувствовать.
Однако уже довольно давно я стал видеть и осознавать
то, что происходит вокруг, ощутил разницу между государством
Израиль и землей Израиля, и сердце мое стало часто кровоточить.
Труднее всего было примириться с тем, что высшим принципом
общества считается и является секуляризм и социализм.
Причем не социализм пророка Амоса, а социализм (как
говорится по-еврейски — «да будут они разделены тысячью
разделений») Карла Маркса.
Опьянение социализмом иногда так сильно, что считается
возможным жертвовать не рассуждая чем угодно для выполнения
его догм. А если случается, что требования соблюсти
принципы социализма входят в противоречие с внутренним
еврейским голосом, то считается просто неприличным позволить
последнему сказать свое слово.
По опыту, накопившемуся у меня за последнее время,
я знаю, что вышенаписанное может вызвать бурю негодования
у деятелей рабочих партий и аплодисменты у представителей
«Херута». Поэтому я спешу пояснить, что «Херут» мне
нисколько не симпатичнее рабочих партий, ибо, по моему
убеждению, порочно само деление евреев на партии (я
не имею в виду людей, входящих в эти партии, — они как
индивидуумы, как евреи в большинстве случаев оказываются
самыми милыми, симпатичными и благонамеренными людьми).
С другой стороны, я в полной мере отдаю дань уважения
социалистам так называемого «поколения основателей»
за их героизм, самоотверженность, за их удивительные
достижения в строительстве и обороне страны.
Это, однако, совершенно не меняет того факта, что они
трагически заблуждались в идеологии и, вероятно, не
могли даже предположить, к каким последствиям приведет
их мировоззрение спустя несколько десятков лет. Не раз
приходилось мне убеждаться в трагичности самого факта
существования партий и, еще больше того, что часть из
них пользуется властью и возможностью решать жизненно
важные для народа проблемы, руководствуясь своей идеологией
и собственным разумением. Я увидел также, что нет нравственных
преград и разумных границ в бесконечной вражде и борьбе
между партиями. Знаменательно, что ивритское слово партия
— «мифлага» происходит от корня «пилуг» — разделение,
разрознение. Что же может быть трагичнее для нашего
маленького, преследуемого народа, чем внутреннее разделение
и раздор?
Между прочим, перед выборами в Кнессет несколько партий
очень настойчиво предлагали мне войти в списки их кандидатов,
предлагая такие порядковые номера в этих списках, которые
почти гарантировали избрание. Само собою разумеется,
что мне казалось диким солидаризироваться с какой-то
частью евреев, одновременно противопоставив себя остальным,
и я, конечно, отказался.
Но еще гораздо больше и глубже тревожит меня катастрофическая
утрата народом еврейского облика, еврейского мировоззрения,
извечных принципов и понятий, ощущения родства, близости
и взаимосвязи всех евреев, некогда общеизвестной еврейской
утонченности души и мысли. Связь с прошлым, преемственность
поколений утрачена. Машина секулярного, социалистически-атеистически-космополитического
воспитания безжалостно перемалывает те зерна еврейского,
которые чудодейственным образом все еще сохраняются
и воспроизводятся в душах еврейских детей. Эта система
воспитания выросла из воззрений еврейско-немецких и
восточноевропейских просветителей — «маскилим», которые
лет сто пятьдесят-двести тому назад начали свой чудовищный
эксперимент подмены сокровищ еврейского духа «общечеловеческой
культурой». Позже эта система впитала в себя элементы
российского социализма, «обогатилась» перлами американской
дидактической мысли в духе вседозволенности и неограниченной
свободы личности и, усвоив все это эклектическое варево,
парадоксально обернулась самым банальным антисемитизмом,
воюющим не против еврейской крови в жилах, но против
еврейской души и еврейского сердца.
Трудно вообразить себе, что может быть страшнее, чем
видеть, как потомки тех, кто больше трех тысяч лет были
носителями и хранителями света, святости, справедливости
и мудрости человечества, превращаются в эдакий ханаанский
народец, у которого языческий культ тела, наслаждений
и преуспеяния не очень стыдливо прикрыт фиговым листком
игры в «прогресс» и «служение общечеловеческим идеалам».
Нестерпимую боль вызывало у меня созерцание толпы где-нибудь
на улице Алленби в Тель-Авиве, где среди полуобнаженных
девиц, размалеванных старух и длинноволосых самцов так
трудно заметить лицо еврея, еврейское выражение глаз.
Немыслимо было смотреть на экран телевизора, с которого
юнцы и девчонки бесстыдно доказывали, что они израильтяне,
ханаанейцы, но никак не евреи. Страшно видеть, как на
Священной земле выставляются в газетных киосках и на
рекламных стендах кино истерзанное, увеличенное, расчлененное,
превращенное в мясо, представленное так, чтобы вызывать
хищный аппетит, женское тело.
|