В конце 1966 года — начале 1967 появились какие-то
признаки оживления в вопросе о выезде. Несколько семей
получили разрешения. Правда, в большинстве своем это
были люди пожилые. Их отъезд вызвал новую волну возбуждения.
Я посещал каждого отъезжающего, некоторых провожал до
Москвы, давал бесчисленные поручения, о которых они
в большинстве случаев, конечно, забывали, даже не успев
еще пересечь границу. Я пытался также выяснить шансы
уехать в Румынию, поскольку отец был румынским подданным,
или добиться, чтобы нас выдворили, так как советская
власть в 1941 году дала отцу нансеновский паспорт, и
мы, по существу, стали советскими подданными незаконным
путем. Но все эти планы оказывались чистейшей утопией.
Наступил июнь 1967 года. Шестидневная война всколыхнула
не только евреев, но и русских, которые обнаружили вдруг,
что евреи могут здорово воевать. Латыши прониклись уважением
к евреям, усмотрев в них своих союзников, также противостоящих
советской власти. Об Израиле и о необходимости уехать
заговорили многие из тех, кто раньше смутно знали о
самом существовании Израиля или предусмотрительно держались
в стороне от этой темы. Увеличилось число молодежи,
посещающей синагогу по праздникам. Правда, они все еще
толпились преимущественно во дворе. В канун «Симхат
Тора» пляскам и песням внутри здания и на улице не было
конца. Снова интенсифицировались работы и собрания в
Румбуле на братских могилах Рижского гетто.
Я проводил вечера напролет у радиоприемника, слушая
все израильские передачи подряд — на русском, идиш,
иврите и английском, боясь упустить даже малейшую деталь,
даже пустячный с первого взгляда штрих этого чуда из
чудес, вошедшего в историю под названием «Шестидневная
война».
Одно обстоятельство несколько смущало меня. Мне казалось
естественным, что после такого явного чуда все евреи
немедленно обратятся к Б-гу или хотя бы инстинктивно
выразят хоть каким-то образом свою признательность Ему.
Больше всего я ждал этого от тех евреев, которые живут
в Израиле. Однако, за небольшими исключениями, ничего
подобного не происходило. Более того, израильские государственные
мужи в своих речах упрямо избегали даже таких естественных
выражений, как слава Б-гу, с и т.д.,
которые неизменно присутствуют в речах большинства руководителей
стран свободного мира. Создавалось впечатление, что
у наших лидеров какая-то идиосинкразия, какой-то патологический
протест против Б-га.
Забегая вперед, могу сказать, что подобные мысли угнетали
меня и впоследствии — каждый раз, когда Всевышний являл
своему народу чудеса. Так было, например, в начале 70-х
годов, когда террористы, провозглашавшие «священную
войну»против Израиля, евреев, сионистов, вдруг начали
истреблять друг друга (я имею в виду события в Иордании).
Несмотря на то, что эти события уж никак нельзя было
объяснить рациональным путем, отнести за счет изощренности
ума и мощи рук евреев, чудо снова не было признано и
благодарности за него в общем не последовало. Я невольно
сопоставлял и противопоставлял происходящее с двумя
отрывками из Пятикнижия. Во-первых, с тем местом из
главы «Лех леха», где описывается, как праотец Авраам
возвращается после блистательной победы над царем Кардалеомером
и его союзниками, и тут вдруг Б-г почему-то говорит
ему: «Не бойся, Авраам, Я защита твоя, награда твоя
очень велика». И Раши объясняет, что Авраама объял страх,
так как он очень опасался, что дарованной ему победой
исчерпалась мера заслуженного им. Вот этого-то ощущения
страха оказаться должником перед Б-гом так катастрофически
не хватает ньшешнему поколению. Второй приходивший мне
на ум отрывок из Пятикнижия был из главы «Хукат», где
рассказывается о том, как наказан был даже сам Моше
за то, что не проявив абсолютной веры в слова Б-га,
извлек воду из скалы не словом, а ударами посоха. Он
уменьшил этим меру прославления Всевышнего, как бы приписав
часть заслуги себе, и за это ему не дано было войти
в Священную землю.
|