"И [в заслугу за] помощь нуждающимся[1]
защитит его [милость Всевышнего] подобно латам и шлему"[2].
Наши учители, благословенна их память, объяснили, что
"точно так же, как отдельные металлические чешуйки,
прикрепленные к кольчуге, образуют латы, так и отдельные
заслуги за [самые скромные,] грошовые пожертвования
в совокупности своей образуют одну великую заслугу"[3].
Иными словами, латам, которые представляют собой кольчугу
с прикрепленными к ней металлическими чешуйками, прикрывающими
кольца, с тем, чтобы воин был защищен от стрел, [уподобляются
заслуги за] помощь нуждающимся, [которые защищают человека]
подобно этим чешуйкам.
Смысл этого сравнения в следующем. Исполнению заповеди
помогать нуждающимся придается особое значение по сравнению
с исполнением остальных заповедей[4].
Исполнение любых заповедей создает облачения[5]
для души человека, образованные из трансцендентного
света – Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он; [свет этот] окружает все миры (объяснение понятиям
"имманентный свет" – "наполняющий
все миры" – и "трансцендентный
свет" – "окружающий все
миры" – даны в первой части этой
книги[6]).
[Облачения эти] создаются благодаря активности в нижнем
из миров [человека], а активность эта заповедана ему
Творцом, благословен Он, по [Его] высшей воле. [Однако
последствия] этой активности носят [не только локальный,
но и] глобальный характер: [она способствует] излиянию
[во все миры трансцендентного] света –
Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он; [свет этот становится]
облачением десяти сфирот и создает вокруг них трансцендентную
сферу, [скрыто влияя на сфирот] каждого из миров: Ацилут,
Бриа, Йецира и Асия. От одного мира к другому, по нисходящей,
все сфирот проявляются все более полно и образуются
одна из другой, [как бы спускаясь] со ступени на ступень
в прямой зависимости друг от друга. [Это последовательное
нисхождение сфирот из мира в мир] называется "светом,
наполняющим все миры".
[Как же объяснить, почему система сфирот, сотворенная
Всевышним, ограниченная и определенная изначально, именуется
светом Творца, Который трансцендентен и неограничен?
Десять сфирот – ] облачение Его бесконечного
света, который освещает изнутри всю их систему в ее
нисходящей последовательности в каждом из четырех миров:
Ацилут, Бриа, Йецира и Асия; [более того –
эти] десять сфирот созданы в мире Ацилут эманацией [бесконечного]
света, [который воплотился в них и стал их внутренней
сущностью]. Из мира Ацилут эти сфирот, образованные
Всевышним в "пустоте", [из которой Он удалил
трансцендентный свет], как об этом сказано в книге "Эц
хаим"[7],
– [благодаря удалению света, не оставляющего
места для мироздания,] нисходят в мир Бриа, оттуда
– в мир Йецира, оттуда –
в мир Асия; [причем на каждом из этих этапов внутренний
свет, чьим облачением является все сотворенное Всевышним,
последовательно утрачивает свои свойства и силу; он-то]
и называется "имманентным светом".
В результате же исполнения заповедей трансцендентный
свет, о котором упоминалось выше, изливается в систему
сфирот во всех четырех мирах и сливается воедино с имманентным
светом. Образовавшееся единство называется [в Кабале]
восстановленным единством между Святым [Творцом], благословен
Он, и Его Шхиной, очем говорится в другом месте[8].
[Результаты этого воссоединения не заметны в физическом
мире] Отсвет от отсвета этого света, создающего сферу,
скрыто влияющую на сфирот, претерпевает сильную редукцию,
и это позволяет свету стать облачением трех уровней
человеческой души[9]
на верхней и нижней ступенях ее блаженства в раю, чтобы
[на каждом из них] она смогла бы хоть отчасти постичь
природу Эйн Соф и насладиться его созерцанием, как это
объясняется в другом месте[10].
Теперь проясняется, что имели в виду наши учители, да
будет благословенна их память, когда говорили: "Нет
в этом мире награды за исполнение заповеди"[11],
[- ибо награда эта не в состоянии преодолеть границу
между духовными мирами и миром физическим]. Ведь в этот
материальный ограниченный мир, образованный посредством
сокращения свойств и силы Б-жественного света в максимально
возможной по замыслу Всевышнего степени, неспособен
проникнуть даже самый слабый отсвет света Эйн Соф [-
Всевышнего], благословен Он, – разве
только посредством воплощения в десять сфирот, которые
святая книга "Зогар" называет "телом
[бесконечного света]"[12],
[как сказано]: '"[Физический аналог сфиры] Хесед
(Доброта)[13]
– правая рука"[14].
И точно так же, как нельзя сопоставить природу материального
тела с природой [Б-жественной] души, невозможно сопоставить
десять сфирот мира Ацилут, [созданных Всевышним], с
Эйн Соф – Самим Источником эманации,
благословен Он. Даже сфира Хохма ["Отражение истины",
главная из всех сфирот – ] несопоставима
с безграничностью Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он, и отдалена от Него в той же степени, что и материальный
мир со всеми физическими процессами, которые в нем происходят,
о чем говорится во второй части этой книги[15].
Что же касается исполнения заповедей помогать нуждающимся
и делать людям добро, [то оказывается, что в нашем мире
награда за это все же положена, ибо свет Эйн Соф проникает
в него, о чем сказано]: "...Вот добрые дела, плоды
которых человек пожинает в этом мире, [но заслуга его
сохраняется и для мира будущего]..."[16].
[Объясняется это следующим:] из десяти сфирот, словно
из сосудов[17],
изливается в наш мир свет, который, материализуясь,
представляет собой блага, дарованные тем, кто их заслужил.
В облачении десяти сфирот, образованном окружающим их
светом, который вызван исполнением этих заповедей, существуют
"прорехи", и через них-то и изливается из
сфирот Б-жественный свет: если его сосуд –
сфира Хесед, [которую символизирует] правая рука, то
[он проявляется в дарованном человеку] долголетии[18];
если [Гвура – могущество, символ которой
– ] левая рука, [то человеку даруется] богатство
и почет[19].
Наряду с [этими благами в мир изливаются и другие, духовными
источниками которых являются] сфирот Тиферет –
великолепие, Год – слава, Гадар
– красота, Хедва – радость,
и т. д.[20].
Для того, чтобы предотвратить [отрицательные последствия
проникновения в наш мир избыточного Б-жественного света
– ведь им могли бы] пользоваться в промежуточных
духовных мирах элементы зла, находящиеся на обратной
стороне бытия, – а также для того
чтобы спасти человека, предохранив его от всяческих
бед – как в материальной сфере, так
и в духовной, [причиной чему может стать усиление тех
самых элементов зла][21],
свет, являющийся облачением сфирот и скрыто влияющий
на них, вновь обретает трансцендентный характер и, образно
говоря, закрывает "прорехи" [подобно чешуйкам,
защищающим кольца в латах]. Ибо его источник –
бесконечный свет, окружающий все миры [для него не существует
антиномий, и потому он в состоянии одновременно открывать
и закрывать "прорехи"], о чем уже говорилось
выше. Теперь становится ясным, что имели в виду наши
учители, да будет благословенна их память, когда говорили:
"[Отдельные заслуги] в совокупности своей образуют
одну великую заслугу". "Великий" в [абсолютном]
значении [этого слова – безграничный,
а мы знаем], что "велик Г-сподь, и велика слава
Его"[22]:
Он бесконечен, беспределен, безграничен[23].
Что же является причиной проникновения света и излияния
в материальный мир Б-жественной энергии из десяти сфирот,
являющихся "телом" [бесконечного света]? То
самое воссоединение, о котором мы говорили раньше. [Благодаря
ему в материальный мир] проникает еще больше света и
Б-жественной энергии из высшего источника эманации трансфинитного
света [Творца], благословен Он, больше, чем при первоначальной
эманации и образовании нисходящей последовательности
духовных сущностей, когда свет и Б-жественная энергия
[низошли в мироздание][24].
Добавочный свет и добавочная Б-жественная энергия воспринимаются
в первую очередь главной из сфирот, [аналогом которой
в физическом мире является высшее проявление интеллекта].
С этим связан скрытый смысл сказанного: "...Подобно...
шлему". Слово йешуа ("спасение")[25]
происходит от того же корня, что и слово яша
– "выказал расположение",
как сказано: "...И выказал Г-сподь Свое расположение
Гевелю, благосклонно приняв его дар"[26].
Этим расположением Всевышнего к человеку, помогающему
нуждающимся, и объясняется избыточность света и энергии,
которые Он посылает в мир. В святой книге "Зогар"
сказано, что главная сфира получает дополнительный свет
благодаря благосклонности Всевышнего проявляющейся тремястами
семьюдесятью способами[27].
Как написано: "И будет благосклонен к тебе Г-сподь..."[28],
"...И будет вечно к нам благосклонен..."[29].
В награду за что Он будет блогосклонен к нам? В награду
за то, что мы помогаем нуждающимся. Об этом же говорится:
"...Сеет милосердие, взращивает спасение..."[30].
Да будет Всевышний благосклонен к вам, да будет Он
вечно помнить о добрых делах ваших! Да возвысит Он вас
поддержкой Своей – Тот, Кто взращивает
спасение; пусть будет Он милосерден к вам и постоянно
проявляет Свою благосклонность – качество,
о котором говорилось выше[31],
– чего желают все, пытающиеся Его постичь.
[1]
По Йешаягу, 59:17.
[2]
Букв, "головной убор, [символизирующий]
спасение". Другое объяснение гласит, что речь идет
не о шлеме, который воин надевает перед сражением, а
о головном уборе, который надевают после битвы как часть
парадной формы, отмечая победу над врагом. Такое объяснение
больше соответствует метафизической трактовке этого
стиха.
[3]
Бава батра, 96. Аналогия между заслугой за помощь
нуждающимся и латами проводится не для констатации того
факта, что отдельные заслуги образуют в совокупности
великую заслугу, – это очевидно,
– а главным образом для того, чтобы подчеркнуть:
в заслугу за помощь нуждающимся человек защищен от сил
зла, как облаченный в латы защищен от стрел врага. Слова
же Талмуда "великую заслугу" автор объясняет
в продолжении этого послания метафорически.
[4]
Рамбам в своем своде законов Мишнэ Тора (разд.
Зраим, Законы о материальной помощи беднякам, 10'1)
пишет, что следует приложить максимум усилий для исполнения
именно этой заповеди, ибо в Торе сказано, что милосердие
– отличительная черта еврейского народа.
[5]
О значении этих облачений см. Тания, часть 4,
посл. 29.
[6]
Тания, часть 1, гл. 48.
[7]
Одни комментаторы считают, что автор имеет здесь
в виду первичное свертывание ("уход в себя")
трансцендентного света Всевышнего, который заполнил
собой весь универсум до сотворения миров. Другие полагают,
что речь идет о свете Всевышнего, распространяющемся
в мире Ацилут, свете, претерпевшем редукцию для того,
чтобы воплотиться в сотворенные духовные миры Бриа,
Йецира и Асия. См. Тания, часть 1, гл. 49.
[8]
Благодаря исполнению заповедей в мироздании восстанавливается
то абсолютное единство, которое имело место лишь до
сотвррения миров. Последний Любавичский Ребе отмечал,
что о восстановлении единства святого Творца, благословен
Он, и Его Шхины говорится в гл. 41 части 1 книги Тания,
однако автор ссылается не на это место: если бы это
было так, он написал бы об этом прямо –
ведь выше он ссылается на первую часть своей книги.
[9]
В терминологии Кабалы эти три духовных уровня
называются нефеш ("душа"), руах ("дух")
и нешама ("высшая душа"). На уровне нефеш
постигаются лишь внешние аспекты Б-жественного света,
принявшие форму духовных объектов; на уровне руах интуитивно
ощущается внутренняя суть этого света; не уровне нешама
постигается его суть.
[10]
Очевидно, имеется в виду Тания, часть 4, посл.
29.
[11]
Кидушин, 396. Автор обращает внимание на следующее:
Талмуд говорит не о том, что награда не дается, а о
том, что ее вообще не существует в этом мире, поскольку
она не может воплотиться в его реалии. См. также Тания,
часть 4, посл. 23.
[12]
Свет души и ее потенции могут выявиться в физическом
мире лишь благодаря органам тела. Так, интеллект становится
реалией этого мира при посредстве мозга. Органы тела
ограничивают и овеществляют свет и потенции души. До
воплощения в тело она была способна постичь и ощутить
сверхпространственное и сверхвременное, материя не заслоняла
ей свет Всевышнего. Функция десяти сфирот подобна роли
органов тела, поэтому и она названа "телом".
Разница между телом и десятью сфирот в том, что тело
ограничивает и сущность души, а не только ее проявления,
в то время как десять сфирот ограничивают лишь проявления
света Творца, но не его бесконечную сущность.
[13]
См. прим. 2 к посл. 2.
[14]
В Танахе довольно часто встречаются по отношению
к Творцу антропоморфические выражения, такие как "могучая
рука" или "великая рука", "глаза
Всевышнего" и т. п. С другой стороны, третий из
тринадцати принципов, составляющих основу нашего мировоззрения,
гласит: "Творец, благословенно имя Его, нематериален,
Ему не свойственны присущие материи состояния и у Него
вообще нет никакого подобия". В книге Зогар приводится
следующее объяснение этому несоответствию: Творец Сам
по Себе, вне Его отношения к мирозданию, не имеет абсолютно
никакого подобия, и нет слов в)языке, которые могут
выразить Его сущность. Однако в том Его аспекте, в котором
Он соотносится с мирозданием, являющимся космической
моделью человека, есть место для антропоморфических
сравнений.
Последний Любавичский Ребе в одной из своих книг анализирует
восприятие Торы ребенком. Когда ребенок, с которым учат
Пятикнижие, встречает в тексте по отношению ко Всевышнему
такие выражения, как "могучая рука" или "великая
рука", он воспринимает их буквально, и сколько
ему ни внушай, что они – лишь аллегория,
ему все равно трудно представить это. Нельзя сказать,
что представления его неверны в корне и у него складывается
абсолютно ложное представление о Всевышнем, –
ведь тогда выходит, что его обучают заведомо неправильным
вещам. Представления ребенка верны на уровне адаптации
истины в соответствии с его умственым развитием, так
как и ему понятно, что силу руке сообщает воплотившаяся
в нее энергия души, сама же плоть такой силой не обладает.
Так и по отношению ко Всевышнему: сила и могущество
и есть суть Его "руки", и под этим словом
подразумевают именно их.
[15]
Тания, часть 2, гл. 8,9.
[16]
Кидушин, 40а; Мишна, трактат Пеа, 1:1.
[17]
Функция десяти сфирот двойная: они воспринимают
свет Всевышнего и вмещают его, с другой стороны
– способны излить его в миры в редуцированной
форме и овеществить. Эти функции сфирот можно представить
себе следующим образом. Человек стоит у бурного потока
воды и не в состоянии напиться, не используя сосуд:
из-за быстрого течения вода не попадет ему в рот. С
помощью сосуда человек может зачерпнуть воду из потока
и выпить ее.
[18]
По Мишлей, 3:16.
[19]
Там же. В стихе сказано: "справа",
"слева", а автор дополняет и поясняет здесь:
"правая рука", "левая рука".
[20]
Автор перечисляет все сфирот, которые воплощаются
в этом мире в виде благ для ^человека. Сначала основные:
Хесед, Гвура, Тиферет, – затем низшие:
Год, Гадар, Хедва, соответствующие Нецах, Год, Йесод.
Под "и т. д." подразумевается Малхут, так
как на иврите "и т. д." –
вехулей, что также означает "и все",
т. е. сфира Малхут, в которую воплощаются все сфирот.
Остается не до конца ясным, почему автор не использует
обычные названия для низших сфирот Можно предположить,
что он имеет в виду лишь те их аспекты, которые выражаются
в благах этого мира (Из примечания последнего Любавичского
Ребе к этому посланию.)
[21]
Неким подобием этого отрицательного явления может
служить следующий пример. Царь устроил пир, во время
которого на стол в изобилии подают всяческие деликатесы
и изысканные напитки. Участники пира не в состоянии
съесть и выпить все приготовленное. Избытки еды и напитков
достаются крысам, насекомым и т. п. TevB
свою очередь, благодаря обильному питанию размножаются
и набираются сил, а потом наносят вред тем самым людям,
за счет которых они питались.
[22]
По Тегилим, 48.2. Слово меод означает
"бесконечность", "выход за пределы конечного"
[23]
Слово "бесконечен" употребляется, когда
речь идет о распространении Его силы или о всеохватывающей
сущности Его свойств. Например, Его созидательная сила
может создать бесконечное число миров или творений;
слово "беспределен" означает, что нет числа
Его свойствам, а слово "безграничен"
– что суть Его выше понятий "конечное"
и "бесконечное".
[24]
Т. е. во время сотворения мироздания. См. прим.
8 к этому посланию.
[25]
См. прим. 2 к этому посланию. В заслугу за помощь
нуждающимся люди не только защищены от сил зла, но и
побеждают их окончательно. Духовная сила для победы
над злом исходит от Великого Лика, который возвышается
над иерархией десяти сфирот подобно головному убору
на них.
[26]
По Брейшит, 4:4.
[27]
Согласно Кабале, каждая из трех высших сфирот
интеллекта – Хохма, Бина и Даат
– считается сотней, а каждая из семи низших
– десятком, – что и дает
это число. 3 х 100 – г 7 х 10 = 370.
Чем выше духовная сущность, тем больше духовных прообразов
сущностей, расположенных ниже, она в себя включает,
а чем ниже сущность, тем проще она и тем меньше в ней
составных элементов.
[28]
По Бемидбар, 6:25.
[29]
По Тегилим, 67:2.
[30]
Из благословения перед "Шма" в утренней
молитве.
[31]
Расположение Всевышнего к людям, намек на которое
содержится в слове йешуа из стиха в начале послания.
|