В [подразделе книги "Зогар"] "Раая мегеймана",
[комментарий к] главе "Насо", [сказано][1]:
«"И постигающие [тайны Торы прозреют под влиянием]
сияния, подобного сиянию солнца в небесах...[2],
исходящего от этой твоей книги, [раби Шимон бар Йохай],
книги "Зогар". В ней – отблеск
[сфиры Бина], матери высших [сфирот], и [она излучает
свой свет для] возвращающихся ко Всевышнему. Они, [постигшие
тайную мудрость], не будут подвержены испытаниям, [которые
Всевышний предназначил людям перед грядущим освобождением][3]
Со временем Израиль удостоится познать вкус плодов Древа
жизни, [корни] которого [обнажила] книга "Зогар",
и благодаря ее [изучению] процесс исхода евреев из стран
изгнания [не будет,] по милосердию Всевышнего, [сопровождаться
страданиями][4].
И тогда исполнится [сказанное об Израиле]: «Г-сподь
один поведет его, без содействия [народов, небесные
властители которых называются] "иными богами"»[5].
[В пору грядущего освобождения] Древо [познания] добра
и зла [- духовных сил, которые управляют миром и благодаря
которым все разделяется в нем на] запрещенное и разрешенное,
нечистое и чистое, – больше не будет
иметь власть над Израилем. Он станет получать [духовное
и физическое] питание от [сферы, в которой коренится]
Древо жизни, где нет места для вопроса, [почему что-либо
запрещено или разрешено по закону Торы], порожденного
существованием сфер зла, и для разногласий [между мудрецами],
возникающих из-за духовной скверны, [существующей в
мире]. Как написано: "...И духовная скверна исчезнет
с лица земли"[6].
Люди, проникшиеся мудростью Торы, не будут зарабатывать
на жизнь, [получая плату] от [дурных людей, в чьей душе
– ] многочисленные примеси [зла, людей],
потребляющих ритуально нечистую, изначально непригодную
или ставшую некашерной пищу. [Благочестивые станут работать]
лишь на простых евреев, в чьей душе преобладает доброе
начало, на тех, кто питается ритуально чистыми, разрешенными
или прошедшими необходимую обработку продуктами и т.
д.[7].
В то время, когда Древо [познания] добра и зла властвует
над миром и т. д., люди, проникшиеся мудростью Торы,
[посвящающие все дни свои духовному и поэтому] уподобленные
[Талмудом] субботним и праздничным дням^ материально
зависят от [живущих] будничными [заботами], –
аналогично тому, что по субботам [евреи питаются] приготовленным
в течение недели. Однако в тот период, когда над миром
будет властвовать Древо жизни, Древо [познания] добра
и зла перейдет в его подчинение, и тогда, [наоборот],
невежественные люди, [относившиеся с презрением к Торе
и ее носителям], станут кормиться тем, чем снабдят их
те, кто проникся мудростью Торы, и [первые,] признав
авторитет вторых, будут вести себя предельно скромно.
Но даже в ту [эпоху все в мире] останется для невежественных
людей разделенным на разрешенное и запрещенное, чистое
и нечистое. Ибо по отношению к ним единственным отличием
эпохи Машиаха от периода изгнания будет освобождение
от ига чужой власти[8].
Они не смогут познать вкус плодов Древа жизни, им необходимо
будет изучать законы о запрещенном и разрешенном, нечистом
и чистом». На этом завершается цитата из "Раая
мегеймана".
Тому, кто недостаточно сведущ в Кабале и читает этот
отрывок впервые, может показаться, что сам процесс изучения
смысла законов о запрещенном и разрешенном, а также
изучения раздела "Тагарот" [в Талмуде, содержащего
перечень законов о ритуальной нечистоте], протекает
в сфере Древа [познания] добра и зла, [то есть в сфере
будничного, несвятого]. Такое понимание в корне неприемлемо
и противоречит простому смыслу многих стихов в Танахе
и словам наших учителей в мидраше о том, что и [те]
части Торы, [в которых обсуждаются реалии физического
мира и которые определяются как] "открытые [Всевышним]
нам и нашим потомкам [в одинаковой степени]",
– "Древо жизни для тех, кто следует
им"[9],
– а не только книга "Зогар". Следует
также принять во внимание, что в их времена, [в эпоху
составления Талмуда и книги "Зо-гар"], существование
этой книги хранилось в тайне и все учение Кабалы было
эзотерическим, скрытым даже от тех, кто проникся мудростью
Торы, – за считанными исключениями.
Но и эти [немногие] постигали его за семью замками,
не афишируя это, о чем упоминает Гмара[10].
Раби Ицхак Лурия писал: "В последних поколениях
дозволено и даже предписывается распространять это учение
– в отличие от предыдущих поколений"[11].
Сам раби Шимон бар Йохай сказал в святой книге "Зогар",
что Небеса согласились открыть тайны Кабалы лишь ему
и его близким друзьям[12].
Возникает и еще один трудноразрешимый вопрос. Согласно
приведенной выше [интерпретации слов "Зо-гара"
о месте, занимаемом изучением законов Торы в иерархии
духовных ценностей], занятия теми ее разделами, где
говорится о запрещенном и разрешенном, и тем боле теми,
где речь идет об имущественных вопросах[13],
не должны оттеснять на задний план молитву –
ведь в тексте ее закодированы тайны [Б-жест-венного],
о которых говорит книга "Зогар", и [содержатся
скрытые указания на] взаимосвязь высших [сфирот и имен
Творца] – для тех, кто знает о том,
для таких, как раби Шимон бар Йохай и его друзья. Но
ведь нам известно из Гмары, что это не так: автор "Зогара"
со своими товарищами и все те, чье основное занятие
– исследование законов Торы, не прерывали
его для молитвы даже в тех случаях, когда обсуждали
вопросы имущественных взаимоотношений. Известно из Гмары,
что рав Йегуда занимался, в основном, темой незикин
[- "материальный ущерб"] и молился лишь
раз в месяц – после того, как завершал
очередной [тридцатидневный] цикл рассмотрения материала[14].
В Иерусалимском Талмуде, в первой главе трактата Брахот,
приводится мнение раби Шимона бар Йо-хая, считавшего,
что даже для произнесения "Шма" следует прекратить
изучение Танаха – но не Мишны: она,
согласно этому мнению, занимает более высокую ступень
[в духовной иерархии книг, составляющих Тору], чем Танах,
[который включает в себя этот отрывок][15].
Раби Шимон бар Йохай не проводит различия между изучением
разделов Талмуда "Зраим" ["Посевы"],
"Моэд" ["Особый день"], "Кодашим"
["Храмовые святыни"], "Тагарот"
["Степени ритуальной чистоты"] –
и "Незикин"[16]".
(В этом он противоречит сам себе, ибо в "Раая
ме-геймана" много раз говорится о том, что Мишна
– лишь служанка [при Танахе]. и т. д. Пятикнижие
– учение, [переданное нам Всевышним через]
Моше, – стоит [в духовной иерархии],
безусловно, выше Кабалы, называемой в "Раая мегеймана"
"Матроной". А Письменная Тора именуется "Царем"
– в данном контексте "Царь" означает
элемент Иесод [- мужское начало], входящий в иерархическую
структуру сфиры Хохма, определяемой как "Отец",
и воплощающийся в Малом Лике, о чем писал раби Ицхак
Лурия.)
[Методу] пильпуль [- процесс исследования Устной Торы
по особой логической цепочке, – а
также отдельным его составляющим: суждению], опровержению,
доказательству и выводу, – которые,
по словам "Раая мегеймана",^являются порождением
сфер зла, – раби Шимон бар Йохай уделял,
как известно, много времени и сил, даже живя в пещере,
[где он с сыном составлял книгу "Зогар"].
Более того – именно в заслугу за перенесенные
в пещере лишения он удостоился [в совершенстве овладеть]
этим методом. Как рассказывает Гмара, на каждый вопрос
раби Пинхаса бен Яира [раби Шимон бар Иохай] давал двадцать
четыре варианта ответа. Он сказал [раби Пинхасу]: "Если
бы не [лишения, следы которых] видел ты [на моем теле],
и т. д."[17].
(Вывод из этого самоочевиден: основным их занятием в
пещере было исследование Мишны, состоявшей с тех времен
и до [сокращения ее] нашим святым учителем [раби Иегудой
Ганаси] из шестисот разделов[18].
Книги "Зогар" и "Тикуней 3oгар"
они могли бы завершить за два или три месяца –
ведь у них наверняка не было нужды повторять одно и
то же дважды[19].)
Сказали наши учители: "Со дня разрушения Храма
единственным местом пребывания в этом мире святого Творца,
благословен Он, стали рамки Закона"[20].
Вызывает крайнее удивление и следующее: может ли быть,
что в эпоху Машиаха не потребуется знание законов о
запрещенном и дозволенном, о чистом и нечистом? Ведь
и для совершения жертвоприношений, и для будничных трапез
необходимо забивать скот, а это невозможно без соответствующей
теоретической подготовки. [Закон гласит:] животное,
зарезанное ударом ножа с расстояния, давлением лезвия
на горло, или зарезанное с предварительным вонзанием
ножа между дыхательным горлом и пищеводом с последующим
рассечением одного из этих органов, или зарезанного
ножом, выпущенным в процессе убоя из руки на определенное
время, – некашерно[21].
То же верно и в случае, когда на режущей кромке ножа
были зазубрины[22].
Неужели в будущем появятся люди с иными природными данными,
[люди-автоматы], которые будут забивать скот [безошибочно],
не опасаясь совершить перечисленные нарушения? Неужели
на лезвиях ножей не будут появляться зазубрины? Кроме
того, будет важным, [как и сейчас], знать законы, [запрещающие
употребление в пищу] крови и [определенных разновидностей]
жира[23],
и другие запреты. То же верно и в отношении законов
о ритуальной нечистоте тела умершего человека, [ведь
и в ту пору люди будут умирать, хотя продолжительность
жизни и возрастет в несколько раз], как написано: «И
о столетнем [скажут]: "Умер юношей"»[24].
Надо будет знать и законы о ритуальной нечистоте роженицы[25],
[это знание станет еще более актуальным, чем в наши
дни, поскольку женщины будут рожать гораздо чаще], как
написано: "...Беременная и родившая вместе [вернутся
из изгнания]"[26]
– [и Талмуд, толкуя эти слова, считает,
что речь идет в них об одной и той же женщине, которая]
будет рожать в тот же день, когда забеременела, и многократно
зачинать от одного полового акта, [в результате чего
количество детей в семьях резко увеличится]; тем не
менее, законы о ритуальной нечистоте роженицы не изменятся[27].
Нет необходимости в пространных опровержениях предположений,
противоречащих истине, известной из Талмуда и мидрашей.
[Законы Торы не утратят своей силы и в будущем, более
того: все разночтения их будут устранены.] В Талмуде
ставится вопрос: "[Почему мудрецы обсуждают] закон,
который будет актуален лишь в эпоху Машиаха?"[28]
– [и сказано:] "Придет [пророк] Элияг
у и разрешит все сомнения [в понимании законов]"[29]
и "Этот отрывок из Торы растолкует Элиягу"[30].
Непонятно и другое место в книге "Раая мегейма-на":
"...Люди, проникшиеся мудростью Торы, не будут
зарабатывать на жизнь, [получая плату] от [дурных людей,
в чьей душе – ] многочисленные примеси
[зла, людей], потребляющих ритуально нечистую, изначально
непригодную или ставшую некашерной пищу. [Благочестивые
станут работать] лишь на простых евреев...". Ведь
даже в период Второго Храма люди, проникшиеся мудростью
Торы, не искали заработка у невежд, которые ели некашерное,
запрещенное Законом, – у них были
собственные поля и виноградники, и все же они занимались
изучением разделов Торы, где речь идет о запрещенном
и разрешенном, чистом и нечистом. [Так было и] в период
Второго Храма, когда мудрецы попарно возглавляли Сангедрин[31]и
у них были десятки тысяч учеников; однако Кабалой они
занимались, не афишируя этого.
На самом же деле, если вдуматься в приведенные выше
слова из книги "Раая мегеймана": "Древо
[познания] добра и зла [- духовных сил, которые управляют
миром и благодаря которым все разделяется в нем на]
запрещенное и разрешенное...", [- можно заметить
нечто существенное]. Не следует понимать сказанное в
том смысле, что учение о запрещенном и разрешенном или
классификация всего, что входит в эти понятия, относятся
к сфере, [где смешаны добро и зло]. Речь идет о предметной
области [соответствующего раздела Торы], именно она
и есть Древо [познания] добра и зла –
то есть "клипат нога", о чем говорится в книге
"Эц хаим". Слово асур ["запрещено"]
буквально означает "опутай" –
"клипа" набросила свои путы на [объект, относящийся
к категории] запрещенного, и поэтому [заключенная в
нем Б-жест-венная искра жизненной энергии] не может
устремиться к своему высшему источнику, в отличие от
объекта из категории разрешенного. Слово мутар ["разрешено"]
буквально означает "освобожден от пут"; [искра
энергии, заключенной в] дозволенных в пищу продуктах,
может устремиться ввысь благодаря тому, что человек
потребляет эти продукты [с намерением использовать полученную
энергию в служении] Всевышнему. Даже обычные люди, [не
осознающие, что прием пищи – это начало
процесса возвращения искры в ее источник], служащие
Всевышнему, [делают возможным это возвращение], ибо
благодаря полученной с пищей энергии они способны изучать
Тору и молиться: [искра этой энергии] становится силой,
позволяющей человеку произносить звуки, складывающиеся
в слова святых книг и молитв, и, высвобожденная из [физической
оболочки, которой были для нее] продукты питания, устремляется
ко Всевышнему. Так это происходит в будни. В субботу
же, когда сама "клипат нога" и оболочки бытия
всех миров поднимаются на более высокий уровень, [духовные
свойства пищи изменяются к лучшему], и поэтому предписано
есть в субботу всевозможные лакомства и много мяса,
пить в больших количествах вино, хотя того, кто поступает
так по будням, называют обжорой и пьяницей. Другое дело
– запрещенные [продукты питания: искры энергии,
заключенные в них], не в состоянии подняться [к высшему
источнику] ни в субботу, ни в будни, даже если они дают
[человеку] силу молиться и изучать Тору, –
за исключением такой ситуации, при которой он вынужден
есть их для спасения своей жизни; [в подобном случае]
законоучители разрешили это, и не-кашерный продукт (однозначно)
дозволен в пищу[32].
Однако [умозрительное восприятие объектов] при изучении
сказанного [о них] в Торе, даже тех ее разделов, где
говорится о запрещенном и разрешенном, нечистом и чистом,
– то есть мишнайот и барайтот[33],
приведенные в Гмаре, а также книг законоучителей, объясняющих
слова Мишны и Гмары так, что они могут служить практическким
указанием к действию, – [неотъемлемая
часть ее постижения и является святым делом, несмотря
на то, что среди изучаемых предметов есть и те, которые
несут в себе скверну]. Все эти [разделы] –
основа Устной Торы, [Б-жественная сущность которой
– ] сфира Малхут мира Ацилут, как многократно
говорит об этом святая книга "Зогар". В начале
книги "Тикуней Зогар" сказано: "[Сфира]
Малхут – уста [Всевышнего], и называется
она Устной Торой". В мире Ацилут «Он и [сформированный
Им] "костяк" [мироздания] составляют, [подобно
душе человека и его телу], органическое единство...»[34].
Это означает, что бесконечный свет Всевышнего, благословен
Он, – Эйн Соф, –
соединяется с сущностями мира Ацилут, составляя с ним
абсолютное единство; Он Сам и воплощенные в Его речи,
называемой Малхут, Его воля и Его истина, [заключенная
в Торе], – неделимое целое.
Когда раби Ицхак Лурия возводил [духовную природу]
Мишны к сфире Малхут мира Йецира, он имел в виду, что
эта сфира служит оболочкой сфире Малхут мира Ацилут,
и [поэтому] сфира Малхут мира Йецира называется "служанкой"
сфиры Малхут мира Ацилут, а сфира Малхут мира Бриа
– "домоправительницей" последней.
Доказательством тому, [что суть Мишны –
сфира Малхут мира Ацилут, а в мире Йецира эта сфира
– лишь оболочка ее], –
служат слова раби Ицха-ка Лурии о том, что [духовная
природа] текстов Торы, читаемых вслух на особый мотив,
– Письменной Торы, – относится
к миру Асия. С другой стороны, в книге "Зогар"
и в трудах раби Ицхака Лурии часто повторяется, что
[духовная сущность] Письменной Торы –
сфира Тиферет, основа Малого Лика мира Ацилут; [в этих
источниках подразумевается следующее:] мир Асия служит
оболочкой для [сфиры Тиферет – Б-жест-венной
природы] Письменной Торы. В "Книге медитации"
прямо сказано, что Танах, Мишна, Гмара и Кабала коренятся
в мире Ацилут: [Б-жественная сущность] Танаха заключена
в нескольких слоях оболочек, [позволяющих ему воплотиться
во все духовные уровни – от мира Ацилут
и] до мира Асия; [Б-жественная сущность] Мишны заключена
в [меньшее] количество оболочек, [позволяющих ей воплотиться
в более ограниченный ряд духовных уровней –
от мира Ацилут и] до мира Йецира; [Б-жественная природа
Гмары] заключена в [одну] оболочку, [позволяющую ей
воплотиться в еще более ограниченный ряд духовных уровней
– от мира Ацилут и] до мира Бриа.
Сфиру Малхут мира Ацилут [Всевышний] заключил в оболочку
"клипат нога" с целью высвободить [из плена
находящиеся там] искры Б-жественного света, которые
низверглись в ее сферу из-за грехопадения Адама, а также
двести восемьдесят восемь искр, низвергшихся туда в
результате разрушения оболочек [сфирот мира Тогу]. Пребывающую
в таком состоянии сфиру Малхут мира Ацилут называют
Древом [познания] добра и зла – по
отношению к Малому Лику мира Ацилут, который не спускается
туда и именуется Древом жизни.
Заключение сфиры Малхут в "клипат нога"
– и есть тайна пребывания Шхины в изгнании,
"когда человек властвует над человеком..."[35],
и именно это подразумевается в приведенных выше словах
книги "Раая мегеймана": "В то время,
когда Древо [познания] добра и зла властвует над миром..."
– то есть в период пребывания Шхйны в изгнании,
когда она изливает жизненную энергию властителям внешних
[сфер духовных миров][36],
которые относятся к области "клипат нога",
и от нее, [от "клипат нога"], получают духовное
питание [люди, в чьей душе – ] многочисленные
примеси [зла], а эссенциальные [элементы "клипат
нога"] питают людей, проникшихся мудростью Торы,
в период пребывания еврейского народа в изгнании. В
этот период основная задача, поставленная [Всевышним]
перед человеком, служащим Ему, и основная цель постижения
Торы и исполнения заповедей – высвободить
икры [Б-жественной энергии из сферы "клипот"],
как известно со слов раби Ицхака Лурии. Поэтому особое
внимание при изучении Торы следует уделять анализу и
исследованию методом пильпуль смысла законов о запрещенном
и разрешенном, нечистом и чистом, чтобы отделить дозволенное
и чистое от запрещенного и нечистого, –
задействуя [для этого все сферы своего интеллекта:]
Хохма, Бина, Даат. Как известно, Тора –
порождение сфиры Хохма, функция которой –
освобождение искр [Б-жественного света из плена "клипот",
так как она раскрывает глубинный смысл законов и всех
их деталей, предельно четко определяя, что именно относится
к разрешенному, а что – к запрещенному].
Аспект [Хохма, о котором здесь идет речь,] –
не что иное как сфира Хохма мира Ацилут, воплотившаяся
в сфиру Малхут этого мира, [в которой заключена] скрытая
суть Устной Торы. (Тайна [этого воплощения раскрывается
в книге "Зогар", где сфира Хохма уподобляется]
отцу, у которого появилась на свет дочь [- сфира Малхут].)
Для сфиры Малхут мира Ацилут служит оболочкой сфира
Малхут мира Йецира, [где скрыта] и[37]
тайна мишнайот, (а оболочка барай-тот –
"клипат нога" в тойее форме, в которой она
пребывает на уровне мира Йецира, где берут начало аспекты
познания[38],
присущего "[клипат] нога")[39],
как известно о том со слов раби Ицхака Лурии.
[Сказанное выше] поможет разумному человеку представить
себе нечто поразительное: грандиозные процессы, происходящие
в высших мирах в результате анализа текста Гмары и книг
законоучителей – от первых до последних
– с последующим выводом четко сформулированного
закона, который до этого был закодирован. Благодаря
тому, [что человек глубоко проник в Устную Тору и смог
раскодировать содержащийся в ней закон], соответствующий
закон возводится на уровень [действующего] закона Торы
и с него снимается [покров неопределенности, образованный]
"клипот", которые скрывали его и мешали его
выявлению. Этот [закон] либо вообще не был известен,
либо смысл его не понимали до конца. Смысл [законов
Торы] – тайна, скрытая в сфире Хохма
высшего [мира Ацилут], из которой низверглись искры
[Б-жествен-ного света] и попали в "клипот"
при разрушении оболочек [сфирот мира Тогу]. Они находятся
там на положении пленников, так как "клипот"
властвуют над ними и скрывают [сияние] мудрости Торы
от [всех творений – ] высших и низших.
В этом – смысл вышеприведенных слов
из книги "Раая,мегеймана": "...Вопроса,
[почему что-либо запрещено или разрешено по закону Торы],
порожденного существованием сфер зла..."[40].
Обитатели высших миров не в состоянии высвободить искру
[Б-жественного света] и восстановить из деталей разрушенных
оболочек [сфиры Хохма], попавших в "клипат нога",
[прежнюю структуру этой сфиры]. На это способны лишь
[люди] в низшем мире, поскольку они состоят из грубой
плоти и облечены, [по словам Кабалы], в "кожу Змея"[41],
порожденную "клипат нога"; они в состоянии
ослабить силу влияния последней преодолением [своих]
влечений [к наслаждениям], благодаря чему сфера, противоположная
святости, подчинится [власти добра] и "[постигнет]
всех творящих беззакония гибель"[42].
Создания, пребывающие на Небесах, спускаются в наш
мир, чтобы услышать излагаемые людьми новые трактовки
слов Торы, выведенные ими после проникновения в тайную
[истину воплощенной в ней сфиры] Хохма[43].
[Истина Торы,] до того, [как ее открыли], была в плену
у "клипот". Каждый еврей в состоянии проникнуть
в тайны [сфиры Хохма], (сделать открытие [в Торе]) и
прийти к новому пониманию как ее законов, так и Агады
– и на том ее уровне, где речь идет о реалиях
физического мира, и на том, где говорится о тайнах Б-жественного
и о высших мирах. [Это дано всем –
] в соответствии с уровнем их души, и каждый обязан
реализовать свой потенциал, чтобы привести душу к совершенству,
освободив [из плена "клипот"] те искры, которые
ему предначертано вознести в их высший источник.
(Все слова Торы, а в особенности законов, –
сгустки света Шхины, которая и есть слово Г-спода, как
сказано в Гмаре: "Однозначно сформулированный закон
Торы – слово Г-спода"[44].
[Это слово – ] тайна сфиры Малхут
мира Ацилут, служащая оболочкой сфире Хохма этого мира,
а оболочка обеих – сфира Малхут мира
Йецира, [в которой] они спустились в "клипат нога"
после разрушения оболочек [сфирот мира Toгy.) . В этом
– тайный смысл сказанного в Гмаре, что святой
Творец, благословен Он, говорит о каждом, кто занимается
изучением Торы: "Я засчитываю ему [это занятие]
так, как если бы он избавил Меня и Моих сынов от ига
народов, поклоняющихся идолам"[45].
Шхина выйдет из [плена] "клипат нога"[46]
после того, как завершится процесс высвобождения искр
[Б-жественного света] из сфер зла, и зло будет отделено
от добра, и "[постигнет] всех творящих беззакония
гибель". [В тот период] Древо [познания] добра
и зла не будет властвовать [над миром], ибо добро отделится
от него, и тогда основной целью изучения Торы и исполнения
заповедей станет не высвобождение искр, но лишь объединение
сфирот на более высоком уровне, [нежели это происходит
в наше время; в результате такого объединения] будет
привлечен [в низшие миры] свет из более высоких Б-жественных
источников, чем мир Ацилут, – как
писал раби Ицхак Лу-рия, – что станет
возможным благодаря [могуществу, заложенному в той]
сокровенной части Торы, [которую в будущем суждено постичь
людям. Изучая эту часть Торы, человек] будет исполнять
заповеди, направляя свои мысли к высшим сферам, [поскольку
такая медитация] соответствует [сущности заповедей
– ] свету из высших [Божественных источников],
ибо заповеди уходят своими корнями в выси высот, в бесконечность
Эйн Соф [Всевышнего], благословен Он.
(Когда наши учители писали, что в грядущем мире заповеди
будут отменены[47],
они имели в виду период после возвращения мертвых к
жизни. Но до этого, в эпоху Машиаха, их исполнение останется
обязательным.) В [ту эпоху] изучение Торы будет состоять,
в основном, в постижении внутренних аспектов заповедей,
их тайного смысла. А те их аспекты, которые связаны
с реалиями физического мира, станут открытыми и доступными
всем евреям с момента их рождения и не забудутся никогда.
Заниматься [изучением законов об исполнении заповедей]
будет необходимым лишь для [тех, в чьей душе –
] многочисленные примеси [зла], ибо они не удостоятся
познать вкус плодов Древа жизни, представляющих сокровенные
аспекты Торы и заповедей; им придется заниматься ([Устной]
Торой – )[48],
Мишной, – чтобы ослабить с помощью
изучения Торы[49]
силу воздействия сферы, противоположной святости, под
влиянием которой они находятся, дабы она не властвовала
над ними, склоняя их к греху, – ибо
написано: «...[Люди] будут проклинать грешника: "Пусть
умрет [молодым,] столетним"»[50],
так как такие люди будут грешить и в то время. [Им потребуется
изучать законы Торы не только по духовным,] но и по
сугубо практическим соображениям: они будут нуждаться
в знании деталей законов о запрещенном и нечистом в
большей степени, чем евреи. [Всевышний] убережет последних
от всего изначально непригодного, ставшего запрещенным
и ритуально нечистого, "ибо с праведником не случится
ничего дурного..."[51].
Возможно и допустимо также следующее предположение:
евреи, подобно нашему праотцу Аврагаму, –
да будет душе его покойно в раю, –
будут знать, изучая Тору на том уровне, где речь идет
о высших мирах, все, что составляет основу тех ее разделов,
где говорится о реалиях физического мира, и для них
вообще сделается лишним изучение этих [разделов]. Во
времена Второго Храма необходимо было заниматься изучением
тех [частей Торы, предметная область которых –
физический мир,] не только для практических целей, но
и потому, что основная задача, поставленная Всевышним
перед человеком, – ослабить силу влияния
сферы, противоположной святости, и способствовать взлету
искр Б-жест-венного света посредством изучения Торы,
служением [Творцу в молитве и исполнением заповедей],
как об этом говорится в другом месте.
После всего сказанного станет более понятным термин
"Древо [познания] добра и зла", которым oneрирует
[автор] книги "Раая мегеймана" в приведенном
выше отрывке: здесь подразумевается "клипат нога"
– духовная основа нашего мира. –
как написано о том в книге "Эц хаим". Разумный
да поймет сказанное.
[1]
Зогар, часть 3, стр. 1246.
[2]
По Даниэль, 12:3. В конце книги Даниэль описываются
события и исторические процессы, которые произойдут
сразу после смерти пророка и в далеком будущем. Все
это открылось ему в пророческом видении. В стихе, которым
открывается отрывок из книги Раая мегеймана, речь идет
о эпохе Машиаха.
[3]
См. Даниэль, 12:10. В книге Зогар (часть 3, стр.
1246) сказано также, что Всевышний подвергнет еврейский
народ испытаниям в период грядущего освобождения. Не
все смогут выдержать эти испытания, и некоторые группы
людей отойдут от иудаизма, но те, кто будут изучать
книгу Зогар и постигнут ее тайны, избегнут испытаний.
[4]
См. Тания, часть 4, посл. 23. Изучение тайной
мудрости очищает человека от зла и поэтому уберегает
его от страданий. Человек, состоящий из крови и плоти,
не в состоянии постичь суть предметной области Кабалы.
Он не может представить ее себе таким же образом, как
он представляет себе объекты физического мира. Однако,
по мнению Алтер Ребе и всех последующих духовных наставников,
стоявших во главе движения Хабад, учение хасидизма в
целом и учение Хабада в частности, открытое и разработанное
ими, призвано приблизить человеческий разум к пониманию
тайн книги Зогар.
[5]
По Дварим, 32:12. См. Тания, часть 4, посл. 25.
Этому стиху дан комментированный перевод, основанный
на комментарии из книги Уроки по книге Тания (изд-во
"Кегот", Нью-Йорк, 1986).
[6]
По Зхарья, 13:2.
[7]
Здесь и далее "и т. д." означает пропуск
автором продолжения цитаты из книги Зогар.
[8]
См. Брахот, 346.
[9]
По Мишлей, 3:18.
[10]
Хагига, 116, 13а.
[11]
Врата реинкарнации, в конце 15 преамбулы. В учении
Хабада этому утверждению р. Ицхака Лурии дается два
объяснения. 1) Мир приближается к эпохе Машиаха, и проблески
света грядущей эры начинают освещать его. Поэтому последним
поколениям дается возможность в какой-то мере постичь
тайны Б-жественного, которые откроет Машиах. 2) Чем
больше человечество отдаляется от эпохи Синайского откровения,
времен существования Храма и составления Талмуда, тем
глубже погружается мир во мрак неверия и бунта против
Творца. Рассеять этот мрак способен лишь особо яркий
и сильный свет, который и содержится в учении Кабалы
и хасидизма. Очевидно, р. Ицхак Лурия и духовные лидеры
движения хасидизма предвидели, по какому пути пойдет
мир в ближайшие после них столетия, когда крайний материализм
заполнит все сферы жизни людей. Души людей предыдущих
поколений были гораздо возвышеннее, и материя не заслоняла
для них света Всевышнего.
[12]
См. Зогар, часть 3, стр. 1276.
[13]
Автор проводит различие между законами о запрещенном
и разрешенном и законами, касающимися имущественных
вопросов, т. к. изучая и анализируя последние, еще труднее
разглядеть в них Б-жественное начало. В имущественных
вопросах Закон принимает во внимание правила торговых
отношений, принятых у людей, занимающихся коммерцией,
законы государства и т. д. (Яз примечаний последнего
Любавичского Ребе.)
[14]
Брахот, 20а; Рош-гашана, 35а. Раби Йегуда сказал:
"Тот, кто хочет быть благочестивым, должен глубоко
изучить раздел Незикин" (Бава кама, ЗОа).
[15]
Иерусалимский Талмуд, Брахот, 1:2.
[16]
См. Зогар, часть 3, стр. 1276.
[17]
Шабат 336; см. также Мегила, 21а, Тосафот к словам:
"Если бы не...". По объяснению последнего
Любавичского Ребе, раби Пинхас бен Яир задавал вопрос
раби Шимону, и тот отвечал. Раби Пинхас находил опровержение,
и тогда раби Шимон давал более глубокий ответ и т. д.
– 24 раза. Автор обрывает эту цитату, в
продолжении которой сказано: "...ты бы не нашел
[мой интеллект] таким, каким [он] предстал перед тобой".
и
[18]
См. Хагига, 14а. Различные мудрецы всех эпох
до раби Йегуды Ганаси и их ученики составляли сборники
законов и их трактовок, начиная со времен Моше Рабейну.
Раби Иегуда Ганаси, мудрецы его школы и ученики выбрали
из всего накопившегося материала Устной Торы то, что
считали самым основным и важным для последующих поколений,
и включили в Мишну.
[19]
Изучение всех разделов Мишны можно тоже завершить
за несколько месяцев, если не заниматься глубоким анализом
ее текста и не вдаваться в детали, а если заняться обстоятельным
исследованием содержания книги Зогар, то и оно может
занять многие годы. Поэтому, на первый взгляд, не совсем
понятно, на что опирается автор, утверждая, что основное
время пребывания в пещере (12-13 лет; см. Шабат, 336)
раби Шимон и его сын уделяли изучению Мишны. В комментарии
Рашбама к трактату Бава батра, 1576 сказано, что два
цикла изучения всего Талмуда и его редакция заняли у
рава Аши 60 лет. Каждый год он занимался этим в течение
двух месяцев; таким образом рав Аши посвятил этому 10
лет. Во времена рава Аши Мишна состояла из шести разделов,
и в тот период мудрецы не могли столь же глубоко, как
ученые предыдущих поколений, проникнуть в смысл Устной
Торы. Мы не находим во всем тексте Талмуда, в том виде,
в котором он дошел до нас, 24 вопроса к какому-либо
высказыванию мудреца. Максимум вопросов к одному утверждению
раби Йоханана – самого великого из
мудрецов Талмуда (см. Эйрувин, 53а) –
семь или восемь. Поэтому ничего удивительного в том,
что изучение Мишны методом пилыгуля заняло у раби Шимона
и его сына 12 или 13 лет. О духовных мотивах такого
изучения автор и говорит в этом послании. Однако свет
мудрости Всевышнего, наполняющий книгу Зогар, где речь
идет об идеальных формах высших миров и где открываются
тайны Б-жественного, силы зла не в состоянии заслонить
от таких великих мудрецов как раби Шимон и его сын.
Поэтому мысли и идеи, которые они излагали в ней, были
для них предельно ясны и не вызывали никаких вопросов
или возражений – как говорится об
этом в отрывке из книги Раая мегеймана, при- . веденном
в начале этого послания. (Из примечаний последнего
Любавичского Ребе.)
[20]
Брахот, 8а. См. Тания, часть 1, гл. 34.
[21]
Хулин, 9а, 27а. Существуют пять основных законов,
касающихся забоя скота и птицы, однако автор почему-то
приводит только три из них.
[22]
Хулин, 176.
[23]
Ваикра, 7:23; Критот, 4а; Ваикра, 17:10-12; Йевамот,
114а.
[25]
Ваикра, 12:1-8; Нида, 276.
[26]
По Ирмеягу, 31:7.
[27]
См. Шабат, 306 и комментарии там же. Автор добавляет
слова "от одного полового акта", т. к. после
родов женщина становится ритуально нечистой и интимная
близость с ней запрещена на определенный период. См.
прим. 25.
[28]
Сангедрин, 516.
[29]
См. Эйдуйот, 8:7 и комментарии там же.
[30]
Мнахот, 45а.
[31]
См. Брейшит раба, 70:8; Хагига, 16а.
[32]
См. обо всем этом Тания, часть 1, гл. 6-8. Можно
предположить, что существуют два аспекта в "клипат
нога". Первый, который обсуждается в Тании (часть
1, гл. 7, 8), заключается в том, что она –
духовная основа всех, "нейтральных" процессов
и объектов физического мира. Эти объекты и явления не
относятся к области запрещенного и потому их можно и
нужно использовать, исполняя заповеди и для других форм
служения Всевышнему. Однако если человек использует
их для удовлетворения своих плотских желаний, заключенная
в них жизненная энергия нисходит на уровень зла. Второй
аспект "клипат нога" – возможность
для смешения добра и зла и совместного воплощения их
в каком-либо процессе и объекте, что было невозможным
до грехопадения Адама. (Например, человек оказывает
материальную помощь бедняку, но при этом унижает или
оскорбляет его.) В Тании (часть 2, гл. 7, 8) автор обсуждает,
каким образом и в каких случаях жизненную энергию, содержащуюся
во зле, можно обратить в добро. В этом послании говорится
не об обращении зла в добро, а об отделении добра от
зла.
[33]
Часть Устной Торы, не включенная в Мишну ее составителями,
поскольку, согласно Кабале, духовный уровень барайтот
ниже уровня мишнайот.
[34]
См. Тания, часть 4, посл. 20.
[35]
По Когелет, 8:9. См. Тания, часть 4, посл. 25.
[36]
См. Тания, часть 4, поел 25, прим. 25.
[37]
Редакторы Виленского издания опустили здесь союз
"и".
[38]
По другой версии – зяа^(Прим.
редакторов виленского издания)
[39]
По другой версии – «а оболочка
барайтот – "клипат нога"
в той ее форме, в которой она пребывает на уровне мира
Асия, где берут начало аспекты зла, присущего "[клипат]
нога"». (Прим. редакторов виленского издания.)
[40]
Силы зла воплощаются в разум людей, стремящихся
оспорить логичность законов Торы и доказать, что они
противоречат разуму и т. п. Некоторые вопросы, поставленные
в Талмуде, остаются без ответа, т. к. наш разум не стал
еще настолько совершенным, чтобы мы могли воспринять
свет высшей мудрости и постичь истинный смысл закона.
[41]
См. Тания, часть 4, посл. 6, прим. 16.
[42]
По Тегилим, 92:10.
[43]
См. Зогар, часть 3, стр. 173а; Бава мециа, 86а.
[44]
Шабат, 1386.
[45]
По Брахот, 8а.
[46]
По другой версии – «из [плена]
"клипот»". (Прим. редакторов виленско-го
издания.)
[47]
См. Нида, 616.
[48]
Слово "Торой" добавлено, по-видимому,
редакторами виленского издания.
[49]
Слова "с помощью изучения Торы" отсутствуют
в рукописи. (Прим. редакторов виленского издания.)
[50]
По Йешаягу, 65:20.
[51]
По Мишлей, 12:21. См. Хулин, 56.
|