[В книге Шир гаширим[1]]
написано: "Как прекрасны, как восхитительны услады
любви!"[2].
Любовь ко Всевышнему может проявляться двояко. Есть
любовь-блаженство, когда человек испытывает ни с чем
не сравнимое наслаждение от ощущения близости к Творцу
и [сердце] его переполняет великая и бурная радость[3].
Душа его ликует и стремится слиться с Б-жественным светом,
ибо познала, насколько прекрасен Творец, и [постигла,
что] наслаждение Его светом – самое
большое для нее счастье. [Это ликование души –
] точное подобие блаженства, [которое она испытывает]
в раю. где "[души] наслаждаются". Об этом
[состоянии души] написано: "Радуйтесь, праведники,
Г-споду"[4];
далеко не каждый удостаивается испытать это [чувство].
Именно такое [проявление любви ко Всевышнему] было свойственно
коганим, как сказано о том в святой книге "Зогар",
называющей это [чувство] "любовью, которая возникает
в самой глубине сердца"[5].
О такой любви коганим к Творцу написано: "...Я
одарил вас [способностью любить Меня]... а чужой, пытающийся
проникнуться [этим чувством, погибнет]"[6].
И не дано человеку удостоиться такой любви [Всевышнего
– ибо любовь-блаженство возникает в сердце
в ответ на любовь Творца, дарующего ее в награду за
служение Ему, – ] в результате усмирения
бунтующей плоти – таким путем может
возникнуть лишь трепет [пред Ним. Здесь все зависит
от нас самих;] и когда спросят у человека [в Небесном
Суде]: "Усмирял ли ты свою плоть, чтобы ощутить
трепет пред Всевышним?", – то
горе тому, кто не предпринимал для этого никаких усилий,
– об этом говорится в книге "Рейшит
хохма"[7].
А [в книге Мишлей о трепете людей пред Создателем] сказано
так: "Если ты затратишь на это столько же [усилий,
сколько тратят], когда ищут серебро..."[8];
эти слова учат нас тому, что [от человека требуется]
много и напряженно трудиться, [чтобы ощутить трепет
пред Творцом], – как при поисках драгоценных
металлов.
Эта великая любовь, [любовь-блаженство], нисходит на
человека свыше, как внезапный дар, неожиданно для него
и вне зависимости от его стремления ее удостоиться.
Однако эта разновидность любви даруется человеку лишь
в том случае, если он мобилизовал все свои духовные
силы для того, чтобы [в его сердце] возникло возвышенное
чувство: трепет пред Всевышним, –
[порожденное] стыдом за собственное несовершенство,
а также при условии, что он постиг [ничтожность всех
своих достоинств в сравнении с сутью Творца, и постиг
это] настолько глубоко, насколько позволяет ему источник
его души в высших мирах. Вот тогда-то любовь-блаженство
и даруется ему свыше – без того, чтобы
он сам прикладывал к этому усилия; [два этих чувства:]
любовь ко Всевышнему и трепет [пред Ним –
] составляют в сердце человека гармоничное единство.
"Ибо мужчине [а любовь считается связанной с мужским
началом[9]]
свойственно искать [себе] женщину [символ женского начала
– трепет[10],
а не наоборот]"[11],
– и об этом говорится в первой части этой
книги.
Другая разновидность.любви к Творцу выражается в страстном
желании [постичь Его]. Душа человека жаждет прямого
контакта со Всевышним, стремится [к этому], горит желанием
[соединиться с Ним], чтобы укрепить свою связь с Источником
жизни. Самое большое благо для нее –
близость Создателя; об этом – все
ее помыслы. Если же [Творец,] благословен Он, от нее
отдаляется – да не случится такого
с нашими душами! – это великое горе
для нее, ибо [одновременно с этим] силы зла, находящиеся
на периферии духовности, создают [непреодолимую], словно
железная стена, преграду между человеком и Всевышним
– да избежим мы такой участи! Такая любовь
живет в сердцах всех евреев – даже
тех, кто нарушает Закон, – потому-то
и эти [последние] раскаиваются в [своих дурных поступках,
отдаляющих их от Создателя]. Но из-за того, что любовь
эта скрыта [в сердце человека], спрятана под [оболочкой
зла и следование] плотским инстинктам способно подавить
ее [проявления], – силы зла обретают
власть над душой, а оболочка эта –
"дух, уводящий от истины"[12]
и направляющий к греху. Поэтому для того, чтобы служить
своему Создателю, человек должен найти в себе силы противостоять
элементам зла, [а затем окончательно] победить их на
всех фронтах. Прежде всего следует избавиться от их
влияния на [ту сферу души, которая связана с функциями]
тела, – такими как мыслительная деятельность
[- чтобы стало невозможным и помыслить о возможности
нарушить волю Творца – ], речь [-
чтобы стало невозможным произносить то, что запрещено
Законом – ], моторика [- чтобы стало
невозможным совершать действия, запрещенные Торой].
Таким образом человек очищает свой мозг, язык и все
остальные органы и части своего тела. После этого он
сможет "вывести узника из темницы"[13]
"сильной рукой своей"[14]:
"сила и мужество богатыря [духа, человека] с отважным
сердцем"[15],
[который побеждает в себе злое начало], освобождают
скрытую [в его душе] любовь [ко Всевышнему], и та изливается
могучим потоком, [побуждая стремиться к Нему] и все
аспекты души, связанные с телом. [Эта любовь стимулирует],
главным образом, интеллект, мыслительные способности,
активизирует работу мозга, [побуждая человека
– ] каждого в соответствии с его интеллектуальным
потенциалом – постоянно думать о Творце,
благословен Он, размышлять о том, что Он единственный,
Кто дарует жизнь всему живому в целом и его собственной
душе в частности. В результате [таких размышлений человек]
почувствует неодолимую тягу к Создателю, возжаждет тесного
контакта [с Ним; это желание быть как можно ближе ко
Всевышнему] так же естественно, как естественно постоянное
стремление сына быть подле отца, [давшего ему жизнь],
и как естественно постоянное стремление пламени к его
небесному [источнику – стихии огня
в высших мирах]. И чем чаще и углубленней еврей будет
размышлять о связи своей души с Творцом, тем сильнее
будет ее стремление приблизиться к Создателю, в результате
чего все функции тела человека, в том числе и дар речи,
будут направлены на [то, чтобы служить Ему еще усердней.
А если] изучать Тору и исполнять [ее] заповеди, [постоянно
думая о Всевышнем, с Которым связана твоя душа], то
именно благодаря этому и будет установлен тесный контакт
с Ним, ибо "в Торе [воплощены мудрость и воля Творца,
неотделимые от Его сути; постижение их дает человеку
возможность] соединиться со Святым [Творцом], благословен
Он, и раствориться [в Нем]"[16].
Про [душу], охваченную неудержимым стремлением [к Творцу],
написано: "Душа моя жаждет [приблизиться] к Б-гу..."[17];
подобно тому, как жаждущему не дано испытать наслаждение
от утоления жажды, пока он не выпьет воды, [так и испытывающему
любовь к Творцу, которая выражается в страстном желании
постичь Его, не дано насладиться Его светом, пока человек,
достигнув более высокой степени духовного совершенства,
не удостоится испытать вторую разновидность любви: любовь-блаженство].
Но даже стремление души [к Творцу] и [пробуждение] любви
[к Нему][18],
на которую способно сердце [еврея, невозможны без помощи
свыше], и [потому] мы, обращаясь к Нему, просим, чтобы
Он помог нам разбить оковы [зла] и наполнил наши сердца
любовью к Себе. "Да не придет в ее дом соперница"[19]
– жажда плотских наслаждений –
[в качестве равноправной жены; пусть] она, [любовь ко
Всевышнему], будет единственной хозяйкой в нем, подчинив
себе свою соперницу и оградив от ее влияния мысли, слова
и поступки человека. И хотя невозможно окончательно
изгнать ["вторую жену"] из сердца, [любовь
к Творцу все же] в состоянии подчинить ее себе и мешать
ей проявляться. И будет она [- эта соперница –
] порабощена хозяйкой дома, ее повелительницей; [и плотские
инстинкты человека] будут направлены лишь на удовлетворение
необходимых потребностей его тела, таких как еда и питье,
как написано: "На всех путях своих познавай Его..."[20].
[1]
По мнению мудрецов Талмуда и всех последующих
комментаторов, книга Шир гаширим представляет собой
аллегорическое описание отношений между Всевышним и
еврейским народом, а также отношений отдельного человека
с его Творцом. Кабала и учение хасидизма находят в ее
тексте много указаний и намеков на Б-жественные тайны.
[2]
Шир гаширим, 7:7.
[3]
По учению хасидизма, любовь –
стремление слиться с объектом любви. Поэтому любовь-блаженство,
в сущности, не любовь, поскольку она уже нашла свое
полное выражение. На таком духовном уровне человек наслаждается
достигнутым, т. к. прийти к такому душевному состоянию
– цель всей его жизни в этом мире.
[4]
По Тегилим, 97:12.
[5]
Букв, "желание сердца". Как объясняется
в учении Хабада, человек, испытывая такую любовь, ощущает
суть Б-жественного света, и у него возникает стремление
слиться с ним.
[6]
По Бемидбар, 18:7.
[7]
См. Тания, часть 1, гл. 42 и 43.
[8]
По Мишлей, 2:4.
[9]
В Кабале и учении хасидизма мужское начало
– символ процесса передачи духовной энергии,
излияние духовных благ и т. п. Мужское начало
– активная сторона в этом процессе. Женское
начало – это способность воспринять,
усвоить – пассивная его сторона. Самый
простой пример для этой символики дает сфера половых
отношений. В момент оргазма мужчина отдает женщине свое
семя. Женщина же – пассивная сторона
в этих отношениях: она открывает доступ к сути своего
воспринимающего естества. Любовь подразумевает передачу
чего-то от себя или себя целиком объекту любви, для
чего необходимо проявить активность. Поэтому любовь
ассоциируется с мужским началом.
[10]
Трепет (или более примитивная форма этого чувства
– страх) – это "уход
в себя", "сжатие", ощущение своей ничтожности.
Поэтому страх – защитная реакция,
и он связан с женским началом в душе человека.
[11]
См. Кидушин,2б.
[12]
См. Сота, За. Букв, "дух глупости".
См Тания, часть 1, гл. 12. 14. 25.
[13]
По Йешаягу. 42:7.
[14]
По Шмот, 13:16.
[15]
По Амос, 2:16.
[16]
См. Тания. часть 1, гл. 5, 31.
[17]
По Тегилим, 42:3.
[18]
Человека нельзя заставить любить, он не властен
над своими чувствами. Он может предаться размышлениям
о Всевышнем и Его величии, однако это лишь необходимое
условие для пробуждения в себе чувства любви к Нему,
но недостаточное. См. Тания, часть 1, гл. 17.
[19]
См. комм. Раши к Брейшит, 30:3. Если у человека
одновременно две жены, то на языке Талмуда каждая из
них определяется по отношению к другой как цара
– букв. "беда". Поэтому
полигамия не считается в иудаизме положительным явлением.
См. Авот, 2:3. В последующие времена она была запрещена
законоучителями. Человеку трудно разделить свою любовь
между двумя женщинами, а в духовной сфере это вообще
невозможно, о чем и говорит автор.
[20]
По Мишлей, 3:6; См. Рамбам, Мшпнэ Тора, книга
Мада, Законы об отношении к повседневному, 3.
|