Любимые мои братья!
Прошу вас: не совершайте зла, друзья [мои], возлюбленные
вашим Создателем и ненавидимые сатаной[1],
[соблазняющим] вас! Да не проявит себя человек злодеем
пред Всевышним[2]
[- особенно] в то время дня, которое Он выбрал для того,
чтобы [мы] собирались и представали пред Ним [для молитвы].
В эти часы Своего благоволения Он открывает [нам] Себя
и осеняет Своим присутствием "малое святилище"
[- дом молитвы], уделяет внимание обители славы Его
[- Шхине], "которая пребывает вместе с ними [даже
тогда], когда они находятся во [власти] скверны"[3].
[В это время] Он особо расположен к тем, кто стремится
к Нему, ищет Его и надеется на Него. Тот же, кто [во
время молитвы] ведет разговоры на посторонние, пусть
и важные для него, темы, демонстрирует свое нежелание
осмыслить [величие Творца] и созерцать славу Его царства,
которая открывается [в эти часы]. Такой человек становится
"нечистой мер-кавой" для [источника зла в
высшей сфере, названного] "Высшим Безумцем"[4],
и про него сказано: "Не желает безумец набиратьсй
разума..."[5],
– как написано в книге "Зогар"
и [в комментарии к ней, где приводятся слова] раби Ицхака
Лурии. [Этот человек называется безумцем,] ибо не желает
осмыслить и созерцать великолепие величия Владыки, Царя
царей, святого Творца, благословен Он, проявляющееся
перед [обитателями] высших миров и теми [людьми] в низшем
мире, кто [искренне] стремится увидеть славу Его и могущество,
воплощающиеся и содержащиеся в словах молитвы, хорошо
известных всем. [Всевышний] открывается каждому в отдельности
в соответствии с интеллектуальными возможностями человека
и [теми уровнями высших миров, куда уходит] корнями
его душа, как сказано: "Чем умней человек, тем
больше он йегу-лалъ – тем большей
хвалы он достоин "[6].
[Хотя по традиции, дошедшей до нас от мудрецов, записавших
книгу Мишлей, мы читаем это слово именно так, что означает
"достоин хвалы",] его написание [- без буквы
"вав" – позволяет прочесть
его и как] йегалелъ [- "будет прославлять"].
Небесное Царство подобно царству земному[7],
где, по установленному порядку, [людям не дано часто
видеть владыку]; великолепие его могущества [вызывает
у подданных благоговейный трепет именно потому, что
оно] скрыто от посторонних, [ибо тот обычно] находится
во внутренних покоях [своего дворца]. И множество стражников
охраняют входы в них. (Настолько [редко царь появляется
на людях],) что многие ожидают в течение месяцев и [даже]
лет [возможности] увидеть царя во всем его блистательном
величии[8].
Время от времени у владыки возникает желание выйти
к своим подданным, и он [отдает приказ] возвестить об
этом всей стране, чтобы все [ее жители] собрались, предстали
перед ним и увидели его царскую славу и драгоценные
атрибуты, придающие ему величие. [Если среди приветствующих
владыку находится] кто-либо, не проявляющий никакого
интереса к этому зрелищу и занимающийся своими личными
делами, – [то нет слов, чтобы описать,]
насколько такой человек ничтожен, глуп и легкомыслен;
все окружающие смотрят на него как на животное. [Такое
поведение] оскорбительно [и для народа,] и для царя,
ибо [тем самым этот человек] показывает, что решение
своих личных проблем доставляет ему большее счастье
и удовлетворение, чем лицезрение владыки во всем его
великолепии, – и он должен [понести
наказание,] заплатить [собственной] жизнью [за то, что
нанес оскорбление] царю, публично выказав свое к нему
пренебрежение и презрение. Об этом сказано: "...Безумцы
выставляют свой позор на всеобщее обозрение"[9],
– что означает следующее: даже [такому]
глупцу не следует выставлять напоказ [свою глупость],
публично позоря этим и других.
Поэтому наши мудрецы установили, что во время молитвы
[человек должен вести себя так,] "будто стоит перед
царем"[10],
[даже если он не испытывает трепета пред Всевышним].
В любом случае ему следует создать у окружающих, которые
могут судить о нем лишь по его действиям и речам, впечатление,
[будто он осознает, что стоит перед Царем], хотя на
самом деле в его глупой голове нет ни единой мысли.
Основной смысл установления [мудрецов, определивших
время для] всех молитв, и состоит в том, [что именно
в эти часы Творец является Своим созданиям и они предстают
пред Ним]. Это должно быть понятно каждому, кто глубоко
вникает в тексты молитв. Тот же, кто ведет себя в минъяне
иначе, должен заплатить за это жизнью; о нем сказано
в святой книге "Зогар": "[Он] навлекает
позор на [обдтателей] высших [миров, повреждая] облачения[11],
[в которых они предстают пред Создателем], демонстрирует
свое отчуждение [от сферы святости], и нет у него доли
в Б-ге Израиля" – да убережет
нас Г-сподь от такой участи!
Исполняя миссию, возложенную нашими благословенной
памяти учителями [на каждого, кто в состоянии влиять
на людей], я устанавливаю строгое правило, которое касается
всех в равной мере: разговоры на посторонние темы запрещены
[в минъяне} с того момента, как хазан приступил
к молитве, и до завершения последнего чтения текста
"Кадиш", в молитвах "Шахарит", "Маарив"
и "Минха"[12].
Тот же, кто нарушит это правило по злому умыслу [и раскается
в этом], должен сесть на пол и попросить трех человек,
чтобы они все вместе отменили [полагающееся ему по закону]
Небес отлучение от общины. "Покаявшийся будет исцелен
[от духовного недуга]"[13].
[Его раскаяние] отменяет отлучение, будто он вообще
не совершал [этого проступка], ибо оно распространяется
не только на закоснелых преступников, которые не считают
нужным просить об искуплении своего тяжкого греха ни
у Небес, ни у людей. Сказанное выше касается лишь тех,
кто нагло ведет себя, заводя [во время молитвы] разговоры
на посторонние темы по злому умыслу, но не тех, кто
делает это по забывчивости или машинально произнес несколько
слов, – такому человеку не надо просить
освобождения [от наказания отлучения от общины]. "Справедливый
Б-г испытывает ум и сердце"[14].
"Облагодетельствуй, Г-сподь, добрых и чистых сердцем"[15].
[1]
См. Брахот, 61а. Мидраш раба к книге Рут, 3:1.
На иврите йецер – "дурное
начало в человеке". Оно же выступает в лице сатаны.
Йоцер – "создатель",
поэтому получается некая игра слов.
[2]
См. Мишна, Эйдуйот, 5:6. Автор пользуется выражением
из Талмуда (Йе-вамот, 256; Ктубот, 126): "Человек
не получает статус нарушителя, злодея, [пренебрегающего
законами Торы], по его собственному [заявлению и признанию
об их нарушении]". Злодей не может быть свидетелем
в раввинском суде. Однако установить, что он нарушитель,
могут лишь другие люди, его собственное заявление об
этом недействительно. Автор же пользуется этим выражением,
придавая ему иной смысл.
[3]
По Ваикра, 16:16. См. Йома, 566.
[4]
В своей книге Тора ор, стр. 102, автор объясняет,
какие отрицательные процессы и объекты в духовных мирах
служат аналогом и источником пустословия людей в этом
мире. Эти объекты и процессы называются собирательно
"Высшим Безумцем".
[5]
По Мишлей, 18:2. В продолжении этого стиха сказано:
"...и только поведать всем, [какие помыслы] у него
в сердце".
[6]
По Мишлей, 12:8. См. Сука, 66; Кидушин, 186.
[7]
См. Брахот, 58а.
[8]
Автор описывает порядки царства земного, которые
имеют аналогию в царстве небесном. Поэтому у всех деталей,
приводимых им, – мистический смысл.
В своей книге Ликутей Тора, раздел Дварим, 756, автор
говорит о двух уровнях сокрытия Всевышнего, которые
имеют аналог и в обычаях земного царства. Хотя эти обычаи
объясняются психологией людей, стремлением властей внушить
им трепет перед владыкой, подобные
порядки коренятся в высших мирах и отражают взаимоотношения
между Владыкой миров и Его подданными.
[9]
По Мишлей, 3:35.
[10]
Брахот, ЗЗа.
[11]
По книге Зогар, когда евреи собираются для молитвы
и слова их идут от самого сердца, они создают тем самым
для высших ангелов и душ облачения, в которых те предстают
пред Творцом и прославляют Его.
[12]
В определенном аспекте "Шахарит"
– самая важная молитва; следующая за ней
по важности – "Маарив, а затем
– "Минха"; наверное, поэтому автор
перечисляет ежедневные молитвы в таком необычном порядке.
В молитвах "Шахарит" и "Маарив"
произносят текст "Шма", но его не читают в
молитве "Минха". Согласно Кабале, произнесение
этого текста утром дает человеку заряд духовной энергии
и для молитвы "Минха". Между молитвами "Шахарит"
и "Минха" люди занимаются повседнев-' ными
делами, беседуют на разные темы и могут решить, что
и во время "Минхи" не столь важно воздерживаться
от посторонних разговоров. Автор подчеркивает, что это
не так.
[13]
По Йешаягу, 6:10.
[14]
По Тегилим, 7:10.
[15]
По Тегилим, 125:4.
|