Я хотел бы научить тебя [правильно] понимать[1],
[в чем состоит смысл человеческой жизни]. Если человек
ищет в жизни лишь возможность удовлетворять свои плотские
потребности, родительский инстинкт и материальные запросы,
то это не приведет к тому, что свет Всевышнего будет
озарять его жизнь. Как сказали наши учители, благословенна
их память: "Подчини свои стремления [воле Творца]..."[2],
имея в виду, что желания человека должны быть желаниями
Самого Всевышнего; для него не должно стать самоцелью
бытовое благополучие, складывающееся, в основном, из
трех компонентов: удачное потомство, здоровье и долголетие,
достаток в доме. Как считали наши учители, благословенна
их память, [человеку не следует придавать слишком большое
значение материальной стороне жизни; они говорили]:
"...Живи так, будто тебя принуждают к этому..."[3].
Следует объяснять людям, что [можно выработать в себе
равнодушие к материальным благам и стойкость перед всеми
невзгодами и что] главное в жизни –
искренняя вера в Творца, по воле Которого сформировалось
все: от самых высших форм бытия [до самых низших]. Всевышний
сотворил из ничего все существующее, [реализовав Свое
свойство Созидателя]; реализация эта осуществилась посредством
эманации в самом начале сфиры Хохма[4],
[в которой отражена сущность Творца и] которую не в
состоянии постичь ни одно из созданий. Процесс творения
продолжается и сейчас[5]:
постоянно, каждое мгновение небытие становится бытием
благодаря жизненной силе, изливающейся из Его сфиры
Хохма. И если человек постигнет своим разумом всю глубину
замысла Всевышнего и мысленно представит себе процесс
своего собственного ежесекундного сотворения Создателем,
то разве придет в его голову мысль о том, что Творец
желает ему зла, что Он недобр к нему и потому обрекает
на страдания, связанные с детьми, здоровьем, материальными
или другими проблемами, возникающими в жизни? Ведь эта
непостижимая сфира – Хохма Всевышнего,
благословен Он, – источник жизни,
добра, всяческих благ; это ее проявление именуется Эден,
и блага эти превышают даже то великое благо, которое
представляет собой рай [для человеческих душ]. Но поскольку
[поначалу] человек [принципиально] не в состоянии воспринять
эти блага, они могут представиться ему злом, приносящим
страдания, хотя зло, безусловно, не может исходить свыше
и все, что дарует Всевышний, – добро;
однако добро это столь велико и посылается в таком изобилии,
что его невозможно вос-принять[6].Человек
создан для служения Всевышнему, которое невозможно без
веры в то, что нет такого места в мироздании, где бы
Он не присутствовал, и везде можно наблюдать "светлый
лик Царя, несущего жизнь"[7].
"...В высших мирах все преисполнено ликованием и восхищением
могуществом Его"[8],
– ведь Он всегда творит одно лишь добро[9].
Поэтому человеку следует радоваться и ликовать всегда,
[даже в самое трудное для него время], и черпать жизненные
силы в вере во Всевышнего, Который постоянно поддерживает
в нем жизнь и одаряет его Своей милостью. А тот, в сердце
которого поселилась печаль и кто сетует на судьбу, считая,
что она не сложилась, что жизнь его полна горестей и
что ему [постоянно] чего-то не хватает, близок к ереси,
упаси нас от этого Б-г, [ибо отрицает тем самым, что
Всевышний присутствует в каждой точке мироздания,
– ведь там, где пребывает Творец, нет места
для скорби]. И поэтому мудрецы Кабалы категорически
запрещали себе печалиться.
Того же, кто верит, [что Всевышний присутствует везде],
не выбьют из колеи никакие невзгоды, и он будет сохранять
абсолютное хладнокровие, что бы ни случилось с ним в
этом мире. А тот, кто озабочен только собственным благополучием,
показывает тем самым, что является, инородным телом
в Израиле и происходит из чужаков, преследующих в жизни
лишь корыстные интересы. Такой человек-себялюбец готов
отказаться от подчинения Всевышнему и жить так, как
живут язычники, думая только о собственной выгоде. Поэтому
он заботится лишь об удовлетворении своих плотских потребностей,
семейном благополучии и достатке –
ибо в одном этом он видит благо для себя[10].
Такому лучше бы вовсе не появляться на свет –
ведь основная цель, ради которой Всевышний создал человека,
– испытать его невзгодами, [уготованными
ему в материальном мире], и проверить, [к чему стремится]
сердце его: отдаст ли он себя во власть языческих кумиров
в стремлении к плотским наслаждениям, корни которого
– в обратной стороне бытия, [противоположной
добру], и это – [единственное], чего
он желает в жизни; или, наоборот, –
вся воля его, все помыслы сердца будут направлены на
поиск истины и на то, чтобы получить жизненную энергию
от Самого Всевышнего – Источника жизни.
Даже в том случае, если человек не в состоянии[11].
Человек должен искренне верить в то, что главное в его
жизни – ее духовная сторона, и все
его потребности и все перипетии его судьбы не связаны
с обратной стороной бытия, – ибо "Г-сподь
направляет шаги человека"[12]
и "Г-споду [заранее] известно любое слово, [которое
я только собираюсь произнести]"[13].
А раз так, то Всевышний направляет человека только к
добру, однако тот не в состоянии постичь, как именно
проявляется оно в этом мире. Но если он искренне поверит,
что все происходящее с ним – к лучшему,
то все беды отступят перед добром, которым наполнится
его жизнь. Если он поверит, что за событиями его жизни,
которые, казалось бы, вызваны чьей-то злой волей, на
самом деле стоит не что иное как высшая доброта Творца,
исходящая из Его сфиры Хохма, суть которой непостижима,
– зло поднимется, как занавес, и [вообще]
растворится во всеобщем Источнике, и человек увидит
лишь абсолютное добро, коренящееся в том аспекте сфиры
Хохма, который мы называем Эден и который дарует блага,
с какими не сравнится даже рай.
[1]
По Даниэль, 9:22. На первый взгляд, утверждение
автора тривиально: если человека интересуют лишь материальные
стороны жизни, то понятно, что он далек от света Всевышнего.
Почему же Алтер Ребе говорит: "Я хотел бы научить...
понимать..."? В учении хасидизма сказано, что существуют
две стадии в борьбе человека с влечением к материальному:
первый называется иткафья – букв,
''подчиниться"', "заставить себя". На этой стадии человек
должен лишь заставить себя не реализовать свои устремления
к плотским удовольствиям, от него не требуется прилагать
духовные усилия для изменения природы своей животной
души до такой степени, чтобы вообще не испытывать плотских
влечений. Про это сказали наши учители: «Пусть человек
не говорит: "Я не люблю свинину", [если действительно
он ее любит]. Пусть он [честно] скажет: "Я хотел бы
есть ее, но что я могу поделать –
ведь мой Небесный Отец запретил это!?"» (комм. Раши
к Ваикра, 20:26; см. также Тания, часть 1, гл. 15, 27).
Вторая стадия в борьбе со стремлениями к материальному
заключается в том, что человек подавляет их, воспитывает
в себе отвращение к плотским наслаждениям, начинает
желать лишь того, чего ожидает от него Творец. Об этом
и говорит автор: лишь после того, как человек достигнет
такого духовного уровня, свет Всевышнего будет озарять
его жизнь. Чтобы это произошло, у него не должно быть
иных желаний кроме желания быть вместилищем для Б-жественного
света. См. Тания, часть 1, гл. 6. (Из объяснений
последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)
[2]
Авот, 2:4.
[3]
Авот, 4:22.
[4]
См. прим. 11 к посл. 5. В сфире Хохма заключена
тайна творения Нечто из Ничто. В Кабале сфира Хохма
называется "Рейшит" – "Начало".
[5]
См. об этом Тания, часть 2, гл.1, 2; часть 4,
посл. 25.
[6]
См. Тания, часть 1, гл. 26.
[7]
По Мишлей, 16:15. В давние времена существовал
такой закон: если человеку, приговоренному царским судом
к смерти, по пути на казнь посчастливилось увидеть лицо
царя, его миловали и отпускали, ибо "...светлый лик
Царя несет жизнь"...
[8]
По Диврей гаямим 1,16:27.
[9]
Возникает вопрос: откуда берется зло или хотя
бы то, что представляется злом человеку? Автор намекает
на этот вопрос-, приводя цитату из Диврей гаямим I,
16:27. В Талмуде (Хагига, 56) сказано, что страдания
и унижения, которым евреи подвергаются в изгнании, причиняют
боль и Всевышнему. Талмуд аргументирует это утверждение
стихами из книг пророков, однако несмотря на это "...в
высших мирах все преисполнено ликованием...". Все явления
в высших мирах находят свое воплощение в нашем мире.
Страдания людей – отражение духовного
падения всего мироздания со времен разрушения Храма,
когда усилилась власть зла над всеми мирами.
[10]
Каждому свойственно стремление к материальной
независимости от кого-либо или от каких-либо внешних
факторов, поэтому человек делает все возможное, чтобы
приобрести максимум материальных ценностей. Все люди
хотят быть уверенными в завтрашнем дне. По словам автора,
такое стремление может ослабить в человеке ощущение
постоянной связи с Творцом и веру в Него. Язычники считали,
что Всевышний оставил наш мир на попечение высших сил
– планет, звезд и т. п., –
поэтому следует всячески задабривать этих попечителей,
дабы они обеспечивали людям материальный достаток. Служа
своим идолам, язычники преследовали эгоистические, корыстные
цели, не пытаясь постичь истину или хотя бы приблизиться
к ней. Бывает, конечно, что и служа Творцу, человек
преследует такие цели. Он может соблюдать все Его предписания
и молиться, ожидая от Него щедрой материальной награды.
– но по сути такой человек близок язычнику.
[11]
Смысл слов "даже в том случае, если человек не
в состоянии" не вполне ясен. У некоторых переписчиков
рукописи [Алтер Ребе] они вообще отсутствуют, в одном
же случае встречается следующий вариант: "...Или, наоборот,
– вся воля его, все помыслы сердца будут
направлены на поиск истины даже в том случае, если человек
не в состоянии [построить на ее принципах свою повседневную
жизнь]". (Прш. редакторов виленского издания.)
[12]
По Тегилим, 37:23.
[13]
По Тегшгам, 139:4.
|