"...Жизненная энергия, [которую] сфирот [получают
от Творца, не что иное как сама] Его суть [- подобно
тому, как солнечный шар и свет, который потенциально
содержится в нем, но еще не излучен в мировое пространство,
– единая субстанция]. Он и [сформированный
Им] "костяк" [мироздания] составляют, [подобно
душе человека и его телу], органическое единство в системе
сфирот мира Ацилут"[1].
([В этом отрывке говорится о] десяти сфирот мира Ацилут;
"жизненная энергия" – это
свет Творца, [образующий их], а "костяк"
– [основные элементы, из которых созданы
творения в высших и низших мирах[2];
каждый из этих] элементов наполнен Б-жественным светом.
И этот свет, и сами элементы, [являющиеся оболочками
для него], – категории Б-жественного,
[а не сотворенного], в отличие от [света сфирот и элементов,
заключающих его в себе, в] мирах Бриа, Йеци-ра и Асия.)
Вторая фраза в процитированном отрывке нуждается в
дополнительном разъяснении. Как можно говорить о том,
что Он и "костяк" мироздания составляют органическое
единство, если мы знаем: Его сущность –
Эйн Соф [- бесконечна и непредставима], а "костяк"
состоит из ограниченных элементов, чье влияние на миры
имеет предел, как о том написано в книге "Эц хаим"?
На самом деле здесь имеется в виду следующее: они,
[эти элементы, составляющие "костяк" мироздания,
воплощают в себе не самый существенный] аспект Б-жественной
эманации[3],
[передающий способность] творить Нечто из Ничто, [ибо
их связь с сутью Эйн Соф носит не субстанциональный,
а лишь функциональный характер, поскольку они участвуют
в акте творения]. Подобно самой сути Эйн Соф, [обладающей
способностью творить принципиально новые объекты, эти
элементы наделены тем же свойством], а не только возможностью
образовывать последовательность сущностей, соединенных
с ними причинно-следственной связью. Хотя раби Моше
Кордоверо [в книге "Пардес римоним"] и писал
о том, что сфирот, [состоящие из элементов "костяка"
мироздания и наполняющего их Б-жественного света], передают
свой потенциал [по нисходящей с помощью редукции] и
тем самым образуют лишь близкие к ним по природе объекты,
[а не творят принципиально новые сущности], и хотя [то
же] написано в главе "Брейшит" святой книги
"Зогар", – оба источника
говорят лишь об образовании одной сфиры из другой [в
мире Ацилут]; они (их оболочки) связаны друг с другом
подобно звеньям одной цепи[4].
Формы бытия сфирот не постижимы даже самым совершенным
разумом, и суть их не известна [ни одному из созданий];
именно поэтому в "Сефер йецира"[5]
сфирот называются "неопределенными" сущностями.
И так же, как человеческий разум не в состоянии постичь
даже самые внешние аспекты Эйн Соф –
бесконечной сути Творца, как написано: "...Сам
же Я недоступен для созерцания"[6],
[- он не может постичь и суть сфирот]. Даже Моше Рабейну
– да будет душе его покойно в раю!
– постигал лишь внешние, простые аспекты
сфирот, и только сфира Нецах, входящая в группу сфирот
Малый Лик, открывалась ему в пророческих откровениях
на своем самом верхнем уровне.
При последовательном образовании все более простых
духовных сущностей потенциал "видовой" сущности
содержится в "родовой"; [даже тогда, когда
"видовая" сущность "отпочковывается",]
она не представляет собой независимую субстанцию, будучи
полностью зависимой от "родовой", и ощущает
себя ничтожной по сравнению с ней –
подобно тому, как солнечный луч ничтожен по сравнению
с исторгшим его светилом, о чем пишет раби Моше Кордоверо
в книге "Пардес римоним". [Материальный же
мир не может быть образован не только непосредственно
из сфирот, но даже из отдельных сотворенных духовных
сущностей мира Асия – таких, например,
как ангелы.] Даже многократная редукция духовного потенциала
"абстрактных разумов"[7]
– [существующих в высших мирах идеальных
прообразов материальных объектов –
], в том числе таких ["абстрактных разумов"]
как ангелы, [в которых уже проявляется материальное
начало], не может привести к образованию столь грубой
материи, как та, из которой состоит земной шар. В результате
[последовательного упрощения духовного потенциала ангелов]
образуются лишь души [животных; так, например, духовный
прообраз] травоядных животных в [мире Иецира –
] мире ангелов – называется "Мордой
быка", и в него уходят корни душ травоядных животных
нашего мира. Об этом написано в другом месте; внимательно
прочитайте этот отрывок. "Творением" же называется
на святом языке переход Ничто в Нечто.
Сотворенное Нечто так же, [как "родовая"
сущность по отношению к "видовой"], ничтожно
по отношению к Нему, [к бесконечной Его сути; более
того – оно] как бы не существует [даже]
относительно созидающей силы Творца и Его света, который
изливается на уровень творений, [даруя им жизнь. Созидательная
сила и свет Его передаются] посредством оболочек десяти
сфирот миров Ацилут, Бриа, Иецира и Асия. Ибо луч[8]
бесконечного света – Эйн Соф
– [Творца,] благословен Он, пронизывает
оболочки сфирот, [и относительно света сфирот все мироздание
представляется как абсолютное ничто], подобно тому,
как солнечный свет, [еще не излученный в мировое пространство],
ничто по сравнению с самим светилом –
как о том написано во второй части книги "Тания"[9].
Однако [ничтожность всех творений –
] истина, известная лишь Творцу, –
только [Всевышний], благословен Он, знает, [в чем состоит
процесс творения на всех его стадиях, начиная] с самой
высшей [- импульса Его созидающей силы] до низшей [-
образования новых отдельных объектов].
Творениям же дано познать сначала низшую форму [бытия
– свое собственное существование], а затем
[получить примитивное представление о] высшей форме
[бытия – тайной сути Творца, дарующей
им жизнь]; тем не менее, сотворенное Нечто абсолютно
не в состоянии постичь и осознать природу созидающей
силы Всевышнего, воздействующей на него, [не ощущает
ее воздействия, в их представлении она –
Ничто], а в собственных глазах [Нечто] выглядит ни от
кого не зависимым объектом. [Есть] и еще [одна причина,
по которой творческая сила Всевышнего –
Ничто для созданий]: природа этой силы и природа творений
принципиально несопоставимы', их соотношение между собой
ни в малейшей степени не похоже на взаимосвязь "родовой"
и "видовой" сущностей.
"Видовая" сущность в некоторой степени постигает
и осознает "родовую" сущность, [и полученные
ею] информация и представление [о своем источнике] приводят
ее к ощущению собственного ничтожества [по сравнению
с "родовой" сущностью]. Кроме того, по своей
природе, по сути своей "родовая" и "видовая"
сущности не столь уж различны: [они отличаются друг
от друга лишь постольку, поскольку одна из них
– упрощенный вариант другой]. Это отличие
не столь принципиально, сколь принципиальна разница
между сутью сотворенного Нечто и сутью творческой силы
Всевышнего[10]",
[которая постоянно воздействует на этот объект], и Его
света, который изливается на него, создавая Нечто из
Ничто. И потому-то, [несмотря на то, что Всевышний и
есть единственное абсолютное Нечто, а все создания
– ничто по сравнению с Ним, акт творения]
и называется образованием из Ничто Нечто.
Первичной и главной формой существования всех творений,
[определяемых как] Нечто, являются оболочки десяти сфирот
миров Бриа, Йецира и Асия. К категории сотворенного
относится и свет, [наполняющий эти оболочки и несущий
системе сфирот жизненную энергию, проявляющуюся в двух
формах – ] нефеш и руах[11],
[которым в физическом мире соответствуют две формы проявления
человеческой души: моторика и эмоции; нефеш и руах являются
сущностями], сотворенными [тремя сгустками Б-жественной
энергии под общим названием] "нешама"[12],
[имеющими ту же природу, что и] Б-жественная эманация,
[и соответствующие трем системам] десяти сфирот миров
Бриа, Ие-цира и Асия. Эти [сгустки образовались из]
тридцати оболочек [внешних аспектов] сфиры Малхут мира
Ацилут. И в [высшем из миров – ] мире
Ацилут [существуют объекты, подобные сотворенному Нечто
в низших мирах]. Из внешних аспектов оболочек десяти
сфирот, которые, [как и все остальные аспекты оболочек
сфирот мира Ацилут], являются проявлением Б-жественной
эманации, созданы "дворцы" мира Ацилут, служащие
вместилищем десяти так называемым "круглым"
сфирот[13].
[Духовные образования, представляющие собой] "тела"
ангелов в мире Ацилут, тоже подобны сотворенному Нечто.
Написано: "...Даже ангелов Своих Он не озарил сиянием
Его собственного света"[14]
– а потому они не осознают своей абсолютной
связи с Б-жественным источником, в отличие от "видовой"
сущности, ощущающей, что она – ничто
по сравнению с "родовой".
Однако "души" ангелов [- внутренняя структура
этих духовных существ], появившихся на свет в результате
[сочетания внешних аспектов двух сфирот, называемого
в Кабале] "супружеским поцелуем", а также
души людей, родившиеся в результате соединения в мире
Ацилут сфирот, составляющих Малый Лик, со сфирой Малхут,
[- находясь вцмире Ацилут] до своего воплощения
в мирах Бриа, Йецира и Асия, пребывают на ином уровне
бытия и не являются отдельными независимыми объектами,
представляя собой сущности, сохранившие природу, свойственную
Б-жест-венной эманации, которая претерпела сильную редукцию,
[чтобы сформировать их из самой себя. Природу душ людей
и душ ангелов] можно сравнить с природой оболочек десяти
сфирот мира Ацилут, ибо эти оболочки относятся к категории
конечного, и возникли в результате "замыкания на
себя", ["свертывания" изливающегося в
миры потока] бесконечного света –
Эйн Соф, [который определяется термином] "луч".
"Луч" этот является основой трех уровней
– нефеш, руах и нешама –
жизненной энергии оболочек сфирот. [Процесс, приводящий
к образованию из бесконечной по своей природе Б-жественной
эманации таких сущностей как души людей и души ангелов,]
подобен "свертыванию" и удалению [в свой источник
бесконечного света Творца, изначально наполнявшего все,]
с целью образования "свободного пространства",
[которое по своей природе конечно и в котором возникнут
ограниченные миры]"[15].
(Можно предположить, что даже после того, как души
людей, состоящие из трех компонентов: нефеш, руах и
нешама, – спустились из мира Ацилут
в физический мир и облеклись в тела первых праведников,
природа их не изменилась и они не превратились в независимые
объекты. Поэтому в тот мрмент, когда эти люди намеревались
согрешить, их души покидали тела и тем самым предотвращали
грех[16].
Полагаю, что близким к истине будет и следующее предположение.
То несметное множество миров, расположенных, [согласно
Кабале], в "черепах"[17]
[двух духовных конструкций, по чьему подобию создано
человеческое тело, – одна из которых
обладательница] Великого Лика, а другая –
Малого Лика [мира Ацилут], не являются мирами в полном
смысле этого слова, [ибо понятие "мир" предполагает
наличие духовного пространства и времени, а также обитающих
в них абстрактных существ]; они не подобны "дворцам"
мира Ацилут и не принадлежат к категории Нечто. [Природа]
этих миров аналогична [природе] душ ангелов, появившихся
на свет в результате [сочетания внешних аспектов двух
сфирот, называемого в Кабале] "супружеским поцелуем"[18].
Эти ["знаки" можно считать] мирами [- в той
или иной степени ограниченными объектами –
] лишь в сравнении их с такими Б-жественными сущностями
[духовной конструкции мироздания, которой аналогично
по своей структуре человеческое тело], как "череп"
[- сфера воли Творца, объемлющая мир Ацилут], а также
"борода" [- система "каналов", по
которым эта воля изливается в миры].)
Но [несмотря на то, что природа человеческих душ и
душ ангелов аналогична природе Б-жественной эманации,]
их суть не является точной копией сути Б-жественного,
так как они не наделены способностью превращать Ничто
в Нечто. Ибо [сущности эти,] еще находясь в мире Ацилут,
выявились как самостоятельные [объекты] и отделились
от оболочек десяти сфирот, которые пронизывает луч Эйн
Соф – бесконечного света, [обладающего
свойством Самого Творца: способностью создавать Цечто
из Ничто]. Ибо свет этот имеет те же характеристики,
ту же природу, что и само "светило", [которое
его излучает; это "светило" –
] сама суть Источника Б-жественной эманации, квинтэссенция
природы Творца, благословен Он. [Лишь Тот,] причина
существования Которого – Он Сам, [в
состоянии творить Нечто из Ничто; существование Его]
не является следствием какого-либо предшествовавшего
Ему фактора – упаси нас Б-г от такой
мысли! [Он Сам – и причина, и следствие,
а] потому Он – единственный, кто обладает
способностью сотворить из абсолютного Ничто, из пустоты
такое Нечто, появлению которого не предшествуют [никакой]
другой предварительный фактор или дополнительная причина[19].
[Лишь Всевышний в состоянии перевести категорию Ничто
в онтологически диаметрально противоположную ей категорию
Нечто, и при этом связь между этими категориями не будет
носить причинно-следственный характер.]
Для того, чтобы это Нечто, созданное творческой силой
[Всевышнего, возможности Которого] безграничны, стало
ограниченной сущностью с конечными параметрами, бесконечный
свет – Эйн Соф –
принимает такую форму, которая позволяет ему излиться
в оболочки десяти сфирот мира Ацилут. Свет этот и оболочки
становятся единым целым, [как сказано]: "...Свет
и оболочки образуют органическое единство...".
[В результате такого слияния] оболочки сфирот принимают
участие в создании ограниченных по своей природе объектов;
еще значительней роль [этих оболочек в процессе творения]
в мирах Бриа, Йецира и Асия [объектов с еще более жесткими
ограниченными рамками].
Но [несмотря на то, что все сфирот наделены способностью
творить новые сущности], известно, что способность создавать
Нечто, осознающее себя отделенным от Творца, в наибольшей
степени присуща сфире Малхут мира Ацилут, которая является
для мира Бриа "Ликом Предвечного" [- Атак
Йомин, так Кабала называет внутренний аспект сфиры Кетер:
желание Творца предстать перед мирами Царем; осуществление
этого желания невозможно без создания творений, осознающих
себя отделенными от Создателя], –
"ибо нет царя, если нет народа..."[20].
И [только благодаря сфире Малхут стало возможным] появление
множества творений, которые качественно отличаются друг
от друга, несмотря на то, что созданы творческой силой
Всевышнего – Эйн Соф, –
Который абсолютен и целен. [Появление множества созданий
стало возможным] благодаря [образованию в сфире Малхут
из потока творческой энергии Всевышнего] множества [отдельных
"сгустков", своего рода] знаков, [подобных
буквам святого языка, с помощью которого создан мир].
Знаки эти [как бы] выдыхаются сфирой Малхут, [которую
Кабала называет] "Устами Всевышнего", и "дыханием
уст Его [создается] все воинство [небесное]"[21].
А [подобно] пяти органам речи [человека, и в сфире Малхут
существуют] пять аспектов сфиры Гву-ра, [которые сдерживают
поток энергии, в результате чего из него формируются
"сгустки". Сфиру Малхут Кабала] называет "Миром
раскрытия" именно потому, что в ней раскрывается
способность бесконечного света – Эйн
Соф – творить Нечто из Ничто, несмотря
на то, что [между этими понятиями] не существует причинно-следственной
связи. Остальные же девять сфи-рот образовались одна
из другой, и такая связь между ними существует, а бесконечный
свет – Эйн Соф –
присутствует [лишь в основной из сфирот –
] в сфире Хохма, [ибо только она в состоянии воспринять
этот свет][22].
В этом смысле написано [в "Сефер йецира"]:
"Начальное [сфира Кетер] проникает в конечное [сфиру
Малхут]". Ибо Кетер [- высшая из сфирот, образованная
первой,] – промежуточное звено между"
Источником эманации и образованными ею сущностями [-
остальными сфирот – ] и содержит в
себе последнее [по значимости для Самого Творца] качество[23],
[присущее Его] бесконечному свету –
Эйн Соф. [Полное] название [сфиры Кетер –
] Кетер Малхут – "Царская корона";
[обычно же ее называют просто Кетер], ибо [очевидно,
что] корона может принадлежать лишь царю. Поскольку
последнее [по значимости для Самого Творца] качество,
[присущее Его] бесконечному [свету –
] Эйн Соф [- и воплощенное в сфире Кетер], это "Малхут"
[- проявление желания Творца предстать перед мирами
Царем, – становится очевидным, что
сфира Кетер называется "Царской короной" не
только из-за своей непосредственной связи со сфирой
Малхут, но и потому, что составная часть ее самой
– свойство "Малхут"], присущее
бесконечному [свету – ] Эйн Соф. Поэтому
и сфира Малхут мира Ацилут называется "короной"
всех десяти сфирот, от низших до высших[24].
[Отражение бесконечной сущности Творца в сфире Малхут
– факт, благодаря которому мы] еще лучше
[понимаем, откуда появилась у] сфиры Малхут способность
творить Б-жественные души людей, представляющие собой
в мире Бриа Нечто, отдельные сущности. Этот [процесс
появления на свет душ из "утробы" сфиры Малхут]
называется "рождением" и подобен [тому, что
произошло при переходе евреями] Красного моря, [когда
оно] расступилось [перед ними: тогда в высших мирах
раскрылось "чрево" сфиры Малхут, и Б-жественный
свет озарил миры низшие]. А [чудо, происшедшее с водами
Красного моря], произошло благодаря [влиянию на физический
мир внутреннего аспекта сфиры Кетер –
] Лика Предвечного. Да и весь процесс развития душ [в
сфире Малхут, откуда они выходят, как младенцы из материнской
утробы], который продолжается семь месяцев –
со Шмини-Ацерет [- завершающего праздничного дня Сукот],
когда соединяются [сфира Малхут и сфирот, составляющие
Малый Лик], и до седьмого дня праздника Песах [- днем,
когда расступилось Красное море], –
подобен процессу развития сфиры Малхут и сфирот, составляющих
Малый. Лик, в "утробе" [сфиры Бина –
] "матери" сущностей высшего мира. Развитие
[низших сфирот в сфи-ре Бина происходит] под влиянием
излучения света более высоких [сфирот], чем Бина, а
также [под влиянием света, [изливающегося с] еще более
высоких уровней Б-жественного, – вплоть
до уровня, на котором проявляется бесконечная сущность
Творца, воплощенная в свете Эйн Соф. Свет Эйн Соф изливается
в сфи-ру Бина [в течение всего срока, необходимого для
'"внутриутробного развития" низших сфирот,
который составляет для одних из них] девять месяцев,
[для других – ] семь[25],
после чего они выходят [из "утробы"]. То же
происходит и в сфире Малхут, где создаются души людей
и ангелов, относящиеся к миру Бриа.
[Под влиянием света Эйн Соф происходит не только развитие
душ в "утробе" сфиры Малхут, но] и [их "зачатие",
ибо] основа, источник [сути Б-жественной энергии, образно
названной в Кабале] "каплей мужского семени",
которой [сфирот] Малого Лика оплодотворяют сфиру Малхут,
– находится в "мозгу" [- самой
сути] сфиры Хохма и [в "мозгу"] сфиры Бина,
[а любое соединение внутренних аспектов сфирот вызывает
излияние бесконечного света – Эйн
Соф – в миры. Соединению сфирот, составляющих
Малый Лик, со сфирой Малхут предшествует] соединение
сфирот Хо хма и Бина, во время которого в них нисходит
свет Великого Лика, Лика Предвечного и еще более высот
ких уровней Б-жественного, – вплоть
до уровня, где проявляется бесконечная сущность Творца,
воплощенная в свете Эйн Соф. Но весь [процесс соединения
сфирот и излияния света протекает] незаметно [даже для
сущностей мира Ацилут], пока «Женщина [- сфира Малхут
– ] не рожает в мире Бриа души людей и ангелов
и "дворцы"». [А так как души людей являются
"сгустками" света Эйн Соф], то [из сказанного
выше] следует, что в сфире Малхут [не только проявляется
неограниченная творческая сила Создателя, но и] раскрывается
сам бесконечный свет Эйн Соф в результате "внутриутробного
развития" и рождения [душ].
На основании [всего сказанного выше о сфире Малхут]
станет понятным [то, о чем пойдет речь ниже. В Кабале
говорится, что] воля Творца, которую исполняют евреи,
соблюдая заповеди, – содержание сфиры
Малхут, на что указывает форма последней буквы ("гей")
в четырехбуквенном имени Всевышнего, а смысл заповедей
Торы заключен в сфирот, составляющих Малый Лик, на что
указывает в этом имени буква "вав". [Из этого
следует, что суть скрытого смысла Торы более глубока,
чем суть тайного замысла Творца, лежащего в основе заповедей,
– ибо сфирот Малого Лика расположены гораздо
выше сфиры Малхут в иерархии сфирот.] С другой стороны,
[сказано, что] в более высокой Б-жественной сущности
– в Великом Лике – [иерархия
обратная:] воля Творца, требующего от евреев практического
исполнения заповедей, воплощается в [духовной субстанции,
аналогом которой в человеческом теле является] голова,
[а точнее – та ее часть, над которой
находится волосяной покров; причем] светлая полоса пробора
в волосах [символизирует чистейшую доброту Всевышнего][26],
а волосы по обе стороны пробора –
каналы, [по которым воля Создателя передается сфирот
мира Ацилут]. Достигнув Малого Лика, воля Всевышнего
льется по шестистам тринадцати каналам, [соответствующим
шестистам тринадцати заповедям] Торы. А тайная мудрость
Торы, которая передается [мирам с помощью] сфиры Хохма,
порождена "скрытым [даже от этой сфиры] разумом"-[27]
сферы Великого Лика, – эта та самая
мудрость, которая составляет скрытый смысл заповедей.
[Из этого следует сделать вывод, диаметрально противоположный
тому, который следует из сказанного в начале абзаца:
получается, что суть тайного замысла Творца, лежащего
в основе заповедей, более глубока, чем суть скрытого
смысла Торы. То, что это противоречие –
кажущееся, станет ясным] на примере с печатью: [когда
рабочая плоскость ее обращена вверх, то грани значков,
на которые ложится краска, являются самыми высокими
на печати точками;] когда же ее переворачивают [и ставят
оттиск, то те же самые грани оставляют на мягком материале
самый глубокий след]. И [сказано:] "Начальное проникает
в конечное"[28].
["Начальное" – ] это бесконечная
сила Всевышнего, способная творить не [только] объекты,
связанные со своим Создателем причинно-следственной
связью, но и Нечто из Ничто. Сущность первого рода является
порождением более сложной сущности, в потенциальной
форме заложена в ней и ощущает свою полную от нее зависимость.
[Конечная же цель творения – ] создание
Нечто, которое ощущало бы себя независимым от Б-жественного
источника объектом; в результате этого Источник жизнетворной
эманации – Всевышний, благословен
Он, – реализует Свой замысел стать
Царем над всеми созданиями, осознающими себя независимыми
от Его света, и они, "возникшие последними, но
задуманные первыми"[29],
станут исполнять Его заповеди, признавая тем самым над
собой Его царскую власть.
Поэтому сказано в Иерусалимском Талмуде: "...А
разве раби Шимон бар Йохай не считает, что следует прервать
[изучение Торы], чтобы исполнить заповедь о лулаве!.."[30].
А если кто-то изучает Тору не для того, чтобы исполнять
ее законы, – то лучше бы [в утробе
матери его] отслоилась плацента [и плод вообще не развился]...".
Плацента, [как известно], образуется из [оплодотворенной]
яйцеклетки на самой ранней стадии развития зародыша;
она формируется в течение первых сорока дней беременности,
и лишь затем начинают обретать форму тело и внутренние
органы самого плода. Так и [Тора: она неразрывно связана]
с заповедями, существует благодаря им, [подобно тому,
как зародыш живет и развивается благодаря плаценте;
суть] Торы коренится в заповедях. Хотя в исполнении
заповедей, [требующих от человека определенных действий],
участвует лишь его тело, [которое, как и необходимые
для'этого предметы], принадлежит физическому миру,
– в то время как [мудрость] Торы [люди воспринимают]
интеллектуально, – [исполнение заповедей
влияет на материальный мир сильнее, чем изучение Торы,
ибо объекты в нем, служащие для исполнения заповедей],
– внешняя [оболочка трансцендентного света
Творца, света, который не знает границ и потому в состоянии
достичь низшего из миров;]
Тора же – суть имманентного [света
Создателя, света, который ограничен пределами духовных
миров и не может опуститься в мир физический],
– о чем будет сказано в дальнейшем.
И так же, [как в результате соединения в мире Аци-лут
сфирот, составляющих Малый Лик, со сфирой Малхут на
свет появились души людей и души ангелов], –
в результате соединения сфирот Малого Лика со сфирой
Малхут в каждом из трех миров: Бриа, Йецира и Асия
– были сотворены из Ничто все абстрактные
творения, все объекты, находящиеся в процессе формирования
и уже сформированные духовные сущности. [Это стало возможным]
благодаря сгусткам Б-жественной энергии [под общим названием]
"неша-ма", которые заключены в мирах Бриа,
Йецира и Асия. [Это сгустки Б-жественного света,] изливающиеся
из элементов десяти сфирот, входящих в сфиру Малхут.
Кроме того, [возможность создания новых творений посредством
сфирот, принадлежащих к мирам Бриа, Йецира и Асия, существует
еще и потому, что] в сфире Малхут мира Ацилут присутствует
отсвет луча бесконечного света – Эйн
Соф, – прошедшего первый этап редукции
[на своем пути к нижним мирам]. Свет этот пронизывает
весь мир Ацилут до "завесы", [отделяющей этот
мир, мир Б-жественной эманации, от миров сотворенных.
Луч не в состоянии проникнуть в миры Бриа, Йецира и
Асия без оболочек сфирот, "заслоняющих" его
свет от этих миров, – в противном
случае последние не смогли бы существовать, ибо полностью
растворились бы в нем; оболочки проникают сквозь "завесу",
и лишь] вместе с ними он [может] преодолеть эту преграду,
освещая [изнутри] оболочки сфирот, [в которых заключен],
спустившиеся в миры Бриа, Йецира и Асия, точно так же,
как он освещал их в мире Ацилут.
[Тем не менее] и для самого луча бесконечного света
– Эйн Соф – [существует
способ достичь нижних миров, оставаясь скрытым от них,
и участвовать в процессе творения: на пути к ним] он
опускается до,ниж-них, завершающих элементов сфирот
Нецах, Год и Йесод, [самых близких к мирам Бриа, Йецира
и Асия], входящих в систему сфирот "Изначальный
иобраз человека"[31].
[Элементы сфирот Нецах, Год и Йесод] являются "стопами"
этой системы, завершающим этапом [эманации Б-жественной
энергии], изливающейся последовательно в соответствии
с иерархическим строением миров, и граничат со сфирой
Малхут мира Асия. Из этих [элементов] исходит отсвет
луча [бесконечного света – Эйн Соф]
и воплощается в сгустках энергии, именуемых "нешама",
[которые, в свою очередь, созданы] эманацией Б-жественного
света для [того, чтобы поддерживать существование] десяти
сфирот миров Бриа, Йецира и Асия. Отсвет от отсвета
этого луча воплощается в [две более простые, чем не-шама,
формы энергии – ] нефеш и руах, [которые,
как и нешама, поддерживают жизнь] тех же сфирот,
– а также в [сотворенные] оболочки десяти
сфирот низших миров. А отсвет от отсвета, который и
сам отсвет[32]света
луча, воплощается в сами творения: и в сущности мира
Бриа, и в создания мира Йецира, и в объекты мира Асия.
Как написано: "...Моря и все, что в них; и Ты даешь
жизнь всему..."[33].
Все эти [различия в степени концентрации Б-жест-венного
света, зависящие от природы тех сущностей, которые он
освещает, и их места в духовном пространстве выявляются]
лишь [тогда], когда [свет] доносит до них жизненную
энергию, поддерживающую их существование. Однако существование
и суть бесконечного света – Эйн Соф
– не ограничены [ни духовным, ни физическим]
пространством; он объемлет все мироздание, [оставаясь
в равной степени недоступным и высшим, и низшим мирам,
и в то же время пронизывает их все, как сказано]: "...Мною
наполнены и небо, и земля..."[34]
– [наполнены] в одинаковой степени; [в другом
месте говорится:] "...И нет такого места в мироздании,
где бы Он не присутствовал..."[35]
– в том числе, и в физическом мире. [Несмотря
на то, что свет этот присутствует повсеместно, мы говорим,
что он] лишь объемлет, окружает мироздание; объяснение
этому содержится в [48-й главе части первой] книги "Тания".
Распространение же света в [доступной для миров форме]
и его воплощение в них с целью предотвратить их исчезновение
и поддерживать их существование становится возможным
лишь благодаря отсвету от отсвета, который, в свою-
очередь, является отсветом света луча, о чем говорилось
выше.
Трансцендентный свет – Эйн Соф,
– который объемлет четыре мира: Ацилут,
Бриа, Йецира и Асия, – [остается недоступным
для каждого из них] в равной степени; [он тоже участвует
в процессе творения], проникая в десять сфирот миров
Бриа, Йецира и Асия сквозь их оболочки и сливаясь в
них с имманентным светом луча, [которым они наполнены].
Оказавшись внутри, трансцендентный свет наделяет эти
оболочки могучей силой: [способностью] творить Нечто
из Ничто. А постольку, поскольку эти оболочки, участвуя
в процессе творения, [разлагают, подобно призмам, поток
света на множество отдельных лучей, в мироздании] появляется
множество разнообразных отдельных и ограниченных творений.
[Однако лучи, появившиеся в результате разложения света
оболочками, еще не в состоянии воплотиться в отдельные
творения, ибо несут такой мощный потенциал жизнетворной
энергии, что создания не в состоянии его воепринять,
а] более детальное [разложение света происходит] посредством
"знаков" [- духовных прообразов букв святого
языка, с помощью которых создан мир; эти "знаки"
являются носителями энергии, приданной каждому из отдельных
творений], о чем уже говорилось выше.
Кроме того, в дополнение ко всему сказанному выше об
отсвете от отсвета, который, в свою очередь, является
отсветом света луча, [в результате чего проявилась творческая
сила Всевышнего, создающего все отдельные творения,
– следует отметить, что действие ее особенно
заметно в физическом мире], и все вышеупомянутые [факторы,
позволяющие раскрыться творческой силе Всевышнего, действуют
главным образом тогда], когда ее потенциал и возможности
раскрываются в физическом мире в элементе земли,
– и раскрываются гораздо полнее, нежели
в остальных трех, более близких к духовному, элементах,
полнее даже, чем в мире ангелов. Ибо в отличие от элемента
земли, благодаря которому постоянно обновляется растительный
покров нашей планеты – травы и деревья,
– то есть Ничто превращается в Нечто,
– все прочие [элементы] не способны и не
в состоянии после завершения творения мира превращать
Ничто в Нечто. [Ничто – ] это потенциальная
способность, которой Всевышний наделил землю, обновлять
растительный мир[36];
[эта способность] имеет духовную природу и не является
реалией физического мира, в то время как природа растений
материальна; [превратить же духовное в материальное
способна лишь бесконечная творческая сила Всевышнего,
для которой не существует никаких преград.
Наши мудрецы пишут[37],
что на развитие каждого отдельного растения влияет определенная
звезда.] (Свет звезды, стимулирующий развитие растения,
проявляет это свое свойство только после того, как растение
появляется на свет, и не имеет отношения к его зарождению.
Свет каждой звезды стимулирует рост "своего"
растения и образование его плодов, [в том случае, если
оно дает плоды, – предопределяя] их
видовые особенности и индивидуальные свойства. Пока
же растение не взойдет, свету "его" звезды
влиять еще не на что.)
[Возникает вопрос: почему творческая сила Всевышнего,
способная превращать Ничто в Нечто, раскрывается именно
в физическом мире, в элементе земли?] По той лишь причине,
что "стопы" "Изначального образа человека"
расположены на самом нижнем уровне мира Асия, [представляющем
собой физический мир]. А под стопами этой системы сияет
объемлющий все мироздание Эйн Соф –
бесконечный свет [Всевышнего], благословен Он. И между
ними [- "стопами" и трансцендентным
светом Творца – ] нет ничего, что
бы их разделяло, за исключением [тонкой прослойки] сфер,
[непосредственно прилегающих к стопам] "Изначального
образа человека" [и являющихся промежуточной ступенью
между светом, объемлющим мироздание, и миром Асия].
Есть еще [одна причина тому, что творческая сила Всевышнего
раскрывается в физическом мире]: луч бесконечного света
Эйн Соф, [пронизывающий сверху вниз все элементы, составляющие
"Изначальный образ человека" –
своего рода сосуд для этого луча], доходит до "стоп"
этой системы и, отражаясь [от дна этого сосуда], обретает
силу вновь возвратиться в свой источник, [и его сияние
в физическом мире, находящемся на уровне "стоп"
системы, так же сильно, как и в самых высших мирах,
куда прежде всего попадает луч, выходя из своего источника.
Это явление, происходящее на "дне" всего мироздания,]
подобно [тому, что происходит на "дне" сфиры
Малхут мира Ацилут]. Свет этого луча, пронизывающий
и сфирот, составляющие Великий Лик, и систему, составленную
из сфирот Хохма и Бина, а также сфирот Малого Лика и
сфиру Малхут мира Ацилут, [достигая "дна"
сфиры Малхут, отражается от него и устремляется вверх.
Почему же сфира Малхут способна отразить луч света Эйн
Соф и направить его вверх, придав его сиянию такую же
яркость и силу, которой он обладал на уровне сущности
Кетер – /'Корона", при выходе
из своего источника?] Потому что сфира Малхут
– "корона" [всех десяти сфирот],
от низших до "высших, а [так как] "начальное
проникает в конечное", [то сфире Малхут передаются
свойства сфиры Кетер]. Подобно этому, на последнем этапе
нисхождения луча бесконечного света Эйн Соф, когда он
спускается в "стопы" "Изначального образа
человека", входящие в систему последовательного
иерархического строения миров, – самый
нижний уровень этой системы, – его
свет отражается [от "дна сосуда"] и устремляется
вверх. [На своем обратном пути отраженный луч прежде
всего] пронизывает сгустки Б-жественной энергии [под
общим названием] "нешама", которые присутствуют
в самом нижнем элементе сфиры Малхут, носящем то же
название. А эти сгустки – не что иное
как Б-жественная эманация, исходящая из внешних аспектов
оболочек сфиры Малхут мира Ацилут.
Из написанного в 20-й главе "Книги о реинкарнации"[38]
(см. также [гл. 6,18, 51, 52 первой части] "Та-нии"),
следует, что сияние луча бесконечного света Эйн Соф
поначалу сливается со светом мира Ацилут, спускающимся
в мир Асия, затем – с эманацией миров
Бриа и Йецира, которая достигает мира Асия, после этого
– со сгустками Б-жественной энергии [под
общим названием] "нешама", присутствующими
в элементе Малхут – самом нижнем элементе
сфиры Малхут мира Асия. В результате этого нижняя часть
оболочки элемента Малхут, соединяющаяся с элементом
земли, обладает способностью и силой [обновлять растительный
мир на земном шаре]. Сила эта передана ей словами Всевышнего:
"...Зазеленеет земля..."[39],
и они оказывают постоянное воздействие на почву нашей
планеты с момента ее создания.
(Теоретически действие этой силы может продолжаться
бесконечно – в отличие от действия
сил, заключенных в других высказываниях [Творца], например:
"...Будут сновать в воде живые существа различных
видов"[40],
"...Появятся на поверхности земли живые существа..."[41]
– эти силы действовали лишь в период творения
мира. В словах этих воплотилась мудрость Создателя,
заключенная в элементе Малхут – нижнем
элементе сфиры Малхут мира Асия. В первые семь дней
с начала творения [и земля, и вода] в физическом мире
были пронизаны лучами бесконечного света Эйн Соф, изливавшегося
благодаря беспричинной доброте Создателя, не вызванной
"всплесками моим нуквим" [- поступками
человека, основного из Его творений, ибо он еще не появился
на свет и некому было побудить Всевышнего проявить эту
доброту. Однако по окончании творения влияние бесконечного
света Творца сохраняется лишь на землю, поддерживая
в ней способность]) давать жизнь травам и деревьям с
их плодами, превращая постоянно, из года в год, Ничто
в Нечто. В процессе этом раскрывается бесконечность
[не ограниченной временем творческой силы Создателя];
даже если физический мир будет существовать мириады
лет, [все равно] растительный покров планеты будет обновляться
из года в год. И хотя земная флора включает в себя [такие
растения, которые произрастают не только] благодаря
[процессам, происходящим по воле Творца в природе, но
и в результате деятельности человека, возделывающего
и обрабатывающего землю, являющейся сврего рода] "всплеском
мчим нуквим". Несмотря на то, что эти растения
посеяны или посажены людьми, их появление на свет подобно,
в определенном аспекте, образованию Нечто из Ничто,
ибо посаженная в землю косточка имеет свойства и характеристики,
принципиально не сравнимые со свойствами и характеристиками
плода на выросшем из нее дереве, а также с [соответствующими
параметрами] дерева в целом, со всеми его ветвями и
листьями. То же верно и в отношении плодовых и листовых
овощных культур всех видов, а также ягод; верно это
и в отношении зерновых, ибо образование сотен зерен
из одного посеянного также напоминает, в некотором смысле,
создание Нечто из Ничто. [Аналогия эта] еще более очевидна
на примере образования [из посеянного зерна] стеблей,
соцветий [и т. д.].
Плоды, выросшие благодаря "всплеску маим нуквим"
– посеву или посадке, –
значительно превосходят [по вкусовым качествам,"
по размерам и т. д.] плоды дикорастущих растений, которые
выросли лишь благодаря активизации заложенной в земле
нашей планеты потенции образовывать растительный мир.
Это [отличие] учит нас понимать, [какое влияние оказывают
добрые дела человека на свойства] света, изливающегося
из высших источников в миры Ацилут, Бриа, Йе-цира и
Асия. ([Привлечение высшего света в миры –
] конечная цель, для достижения которой создан человек.)
Об этом написано в другом месте[42].
Из вышесказанного станет понятным [существование обратной
связи] в иерархии [четырех уровней бытия]: неорганической
природы, растительного мира, мира животных и [человека,]
обладающего даром речи, – каждому
из этих уровней соответствует определенная стихия: земля,
вода, огонь и воздух[43].
Несмотря на то, что животные [созданы и существуют как][44]
представители более высокоорганизованной по сравнению
с растениями формы бытия, [человек], обладающий даром
речи, – еще более совершенное создание,
чем животное; тем не менее, животный мир существует
и питается благодаря миру растительному, а [человек,]
обладающий даром речи, получает жизненную силу от двух
следующих за ним уровней – даже [ту
энергию, которая питает его] разум и сознание. [Как
сказано в Талмуде:] «Произнося слова "папа"
и "мама", ребенок не осознает [даже интуитивно,
что именно эти люди – его родители],
пока не вкусит пищи, приготовленной из злаковых культур»[45],
– а также там говорится: "[Вчера,
когда ты задавал мне свой вопрос,] я еще не успел отведать
бычьего мяса"[46].
[Все это происходит] потому, что [духовная энергия,
которую несут в себе флора и фауна, передается им] светом,
обладающим могучей силой, позволяющей ему возвратиться
с низшего [уровня бытия] в высший [свой источник; он
начинает путь] от низшего уровня мира Асия, где отсвет
от отсвета и т. д. бесконечного света –
Эйн Соф, – объемлющего мироздание,
раскрывается в большей степени, [нежели в высших мирах.
На том же уровне раскрывается отраженный свет, образующийся
от] луча бесконечного света – Эйн
Соф, – который пронизывает "стопы"
"Изначального образа человека", входящие в
систему последовательного иерархического строения миров,
[получив могучую силу, дающую ему возможность достичь
своего источника]. Об этом упоминалось выше.
Теперь станет понятным глубокий смысл и причины того,
что высшие ангелы, образующие небесную "мер-каву"
[и называемые в совокупности своей] "Мордой быка"
и "Орлиным ликом"[47],
получают "питание" от душ крупного и мелкого
рогатого скота и птиц, испытывая удовлетворение и великое
наслаждение [от такой "подпитки"]. В мир ангелов
эти души возносятся после того, как тела, в которых
они были заключены, подняли на жертвенник для жертвоприношения.
Не случайно святая книга "Зогар" описывает
[такое наслаждение ангелов следующими] словами: "И
наслаждаются они основой и корнем [душ животных и птиц,
связанными с высшими мирами, недоступными ангелам]"[48].
Эти слова, заключающие в себе истину, помогут разумному,
если тот вникнет в них, осознать, насколько велико значение
исполнения заповедей, связанных с реалиями физического
мира[49]:
именно в этом конечная цель"нисхождения в него
душ [людей]. Как написано: "...Сегодня, [а не в
грядущем мире], исполняйте заповеди"[50].
[И еще об этом сказано:] "Один час покаяния и добрых
дел в этом мире прекрасней всей жизни в раю"[51].
[1]
Цитата из книги Тикуней Зогар, преамбула 3:2.
"Жизненная энергия, которую сфирот получают от
Творца", – перевод термина "хайоги".
Эта энергия излучается в виде света. "Костяк мироздания"
– перевод термина "гармоги". Этот
термин переводят по-разному, в частности как "каузальность",
т. е. причинно-следственный процесс образования сущностей.
Наш перевод основан на объяснении этого термина в книге
Терав (гл. 153) пятого Любавичского Ребе, р. Шалома-Дова-Бера.
Нечто подобное сказанному в этом отрывке из книги Тикуней
Зогар пишет и Рамбам в Мишнэ Тора, книга Мада, Законы
основ Торы, 2:10.
[2]
Оболочки десяти сфирот – основа
всего существующего в мироздании, они являются внутренним
содержанием всех объектов и происходящих в нем процессов.
Кроме того, благодаря им творения принимают ограниченную
форму, а также выявляется способность Творца творить
конечные сущности.
[3]
В своей книге Тора ор автор делает следующее
утверждение: "Суть Всевышнего не в том, что от
Него образуются миры". Созданиям известны лишь
те аспекты Всевышнего, которые нашли свое выражение
в творении.
[4]
Именно об этом идет речь, а не о том, что сфирот
участвуют в создании всех творений. Сами же сфирот
– не творения как таковые, а лишь воплощение
эманации Всевышнего. Любая же сотворенная сущность имеет
определенную форму существования, что позволяет человеку
представить ее себе.
[5]
Книга о творении Вселенной.
[6]
По Шмот, 33:23.
[7]
В терминологии Рамбама так называются ангелы.
В духовных мирах индивидуальность каждого ангела обусловливается
степенью его постижения Всевышнего и его интеллектуального
уровня. См. Рамбам, Мишнэ Тора, Законы основ Торы, 2:5,6.
[8]
До сотворения миров бесконечный свет Всевышнего
наполнял весь будущий универсум; в этих условиях их
существование было невозможным, ибо они просто растворились
бы в этом свете. После удаления его из выбранного Создателем
пространства и сотворения миров они получили бесконечный
свет, но в редуцированной форме, в виде луча; луч этот
пронизывает все миры – от высших к
низшим.
[9]
Тания, часть 2, гл. 3.
[10]
Переход от абсолютного к относительному недоступен
пониманию; между ними не существует промежуточных звеньев.
Сотворенное – нечто принципиально
новое; создать его может только Сам Всевышний, как говорится
ниже в этом послании.
[11]
См. Тания, часть 4, посл. 3, прим. 9. Формы жизненной
энергии нефеш и руах присущи не только душе, но и макромиру
и относятся к категории сотворенного.
[12]
Нешама – высшая форма жизненной
энергии миров.
[13]
Слово "круглые" –
один из символов трансцендентного. Все точки поверхности
сферы находятся на одинаковом расстоянии от центра.
Когда какой-либо, даже самый абстрактный, объект постигается
интеллектом, это означает, что последний способен отделить
в этом объекте главное, его существенные аспекты от
второстепенных. Сама способность постижения дифференцирована:
можно что-то постичь более глубоко или лишь поверхностно.
"Круглый" же означает, что этот объект вообще
непостижим, невозможно проникнуть от его поверхности
к центру, углубиться в него.
[14]
По Ийов, 4:18. "Тела" ангелов можно
представить себе в виде сгустков света.
[15]
Согласно концепции автора, которую он излагает
во второй части книги Тания, "свободное пространство"
представляет собой не что-то негативное, не небытие,
не отсутствие света, о котором можно рассуждать лишь
в апофатических терминах, а некую оболочку, созданную
Творцом, в которой будет существовать мироздание.
[16]
См. Брейшит, 5:20-24 и комм. Раши к стиху 24.
[17]
"Череп" – символ
воли и замысла Творца, в которых сосредоточены все прообразы
созданных впоследствии миров. Подобно тому, как черепная
коробка окружает мозг, воля и замысел Всевышнего охватывают
все существующее.
[18]
Миры эти существуют лишь в потенции, которая
никогда не реализовывалась. Они представляют собой "сгустки"
Б-жественных сил, своего рода "знаки", которым
подобны буквы святого языка, с чьей помощью был сотворен
физический мир. Эти "знаки" наделены способностью
творить миры и все, что их наполняет; если бы она была
реализована так, как была реализована созидательная
потенция букв, – образовалось бы то
несметное количество миров, о которых и говорит Кабала.
[19]
Как уже отмечалось в прим. 10, Всевышний не творит
мир из Себя. Сотворенное – доказательство
того, что Всевышний первичен и причина Его существования
– в Нем Самом.
[20]
Эта фраза встречается в комментарии рабейну Бахьи
к Брейшит (38:30) и в некоторых книгах Кабалы.
[21]
ПоТегилим,33:6.
[22]
См. Тания, часть 1, гл. 35, прим. автора, а также
часть 4, посл. 5. прим. 11.
[23]
В бесконечном нельзя выделить какие-либо отдельные
качества и установить их градацию. Однако если бы Всевышний
оставался "вещью в себе", не создавая новые
сущности, это означало бы, что Его абсолютность ограниченна,
ибо Он не способен выступить в роли Творца. С одной
стороны, мы говорим, что Нечто – принципиально
новое образование, а с другой – что
оно в какой-то непостижимой разумом форме содержалось
в Абсолюте, в бесконечности, – это
одна из антиномий, которые ни одно творение не может
разрешить.
[24]
Т. е. существует обратная, "внутренняя"
иерархия сфирот, в которой сфира Малхут –
высшая из них.
[25]
Чем больше продолжается "внутриутробное
развитие" сфирот, тем более плотная оболочка создается
для них и тем больше степень их приближения к сотворенным
мирам. Ребенок, родившийся по истечении девятого месяца
беременности, более крепок, чем недоношенный, и его
организм лучше приспособлен для жизни вне утробы матери.
[26]
Т. е. доброту, которая не имеет ограничений.
Она проявляется вне зависимости от поступков творений.
[27]
См. Тания, часть 4, посл. 19, 28.
[28]
Сефер Йецира, 1:7.
[29]
Из гимна "Леха доди", который поют
в молитвах в чепь встречи субботы.
[30]
При изучении Торы следует отдать предпочтение
тем ее разделам, где объясняется, как практически исполнять
заповеди, – ибо идея Творца дать их
евреям предшествовала возникновению Торы как таковой,
в которой эта идея воплощается и разъясняется. Связь
между заповедями и Торой аналогична связи плаценты с
зародышем, чье существование зависит от нее. См. Иерусалимский
Талмуд, Брахот, 1:2.
[31]
Система эта – первое проявление
воли Всевышнего, замыслившего создать все мироздание
в форме человеческой фигуры, ибо единственной Его целью
было сотворение человека.
[32]
Очевидно, автор имеет в виду множественную последовательность
онтологических изменений бесконечного света –
Эйн Соф – до его воплощения в мироздании.
[33]
По Нехемья, 9:6.
[34]
По Ирмеягу, 23:24.
[35]
Тикуней Зогар, 916. См. Тания, часть 2, гл. 7.
[36]
Эта способность, которой Всевышний наделил почву,
отражает тот факт, что у Творца нет "начала".
Новое в абсолютном смысле означает, что для его создания
не было никаких первичных предпосылок.
[37]
Брейшит раба, 10:6. Слово мазаль ("звезда"),
очевидно, не означает здесь одно из светил во Вселенной
– видимо, под ним подразумевается духовная
сила, духовный прообраз растения.
[38]
Очевидно, это относится к сказанному в этом послании
выше о проникновении света луча в миры и его распространении
там, а не к тому, что говорится в этом месте. Видимо,
автор хочет подчеркнуть, что сотворенные миры, несмотря
на их несовершенство, служат оболочкой для бесконечного
света луча.
[39]
По Брейшит, 1:11.
[40]
По Брейшит, 1:20.
[41]
По Брейшит, 1:24.
[42]
Очевидно, автор имеет в виду свою книгу Ликутей
Тора, комм, к книге Дварим, стр. 50г-51а.
[43]
Элемент земли соответствует неорганическому миру;
воды – флоре; огня –
фауне, так как духовные прообразы животных –
высшие ангелы, названные "Мордой быка", "Мордой
льва", а про них сказано в книге Йехез-кель (1:13),
что они открылись пророку как огненные фигуры; воздуха
– человеку. Слово руах означает и
"воздух" и "дух". Слова из книги
Брейшит (2:7) "...И ожил человек" Онкелос
переводит на арамейский так: "И стал обладателем
духа, [наделившего его способностью к] речи".
[44]
Автор не упоминает, что растения получают необходимое
им питание из почвы, хотя они – более
высокоорганизованная форма бытия, чем неорганическая
природа, – так как это не служит доказательством
концепции, которую он излагает здесь. Растения зародились
в почве, поэтому и после их выделения в более высокую
форму бытия они получают необходимое питание из земли.
Животные же не связаны с растениями так, как последние
– с почвой, и все же питаются ими. Это служит
подтверждением концепции автора. (Из примечаний последнего
Любавичского Ребе к этому посланию.)
[45]
Брахот, 40а.
[46]
Бава кама, 716, 72а и комментарии.
[47]
Йехезкель, 1:10.
[48]
Зогар, часть 3, стр. 241а.
[49]
Так как в реалиях этого мира творческая сила
Всевышнего воплотилась в большей степени, чем в каком-либо
из духовных миров. Физические объекты представляются
нам не зависимыми в своем существовании от каких-либо
духовных факторов, создать такие творения может лишь
Тот, Кто абсолютно независим. Поэтому заповеди даны
лишь людям – и только в этом мире,
ибо в духовном не выражается суть Творца.
|