"[Важно правильно] понимать аллегории и метафоры
[Письменной Торы], а также тайный смысл слов Торы Устной",
где говорится о сфирот[1].
Узнал наш мир из уст святых мудрецов[2],
души которых пребывают в раю, как приблизиться к пониманию
сказанного: "...Научившись понимать душу свою,
облаченную в плоть, я увижу Б-га"[3].
Эту фразу они толкуют так: изучая проявления души, заключенной
в теле, можно получить какое-то представление о сути
Б-жественного. Основанием для такого толкования являются
слова наших учителей, благословенна их память, по поводу
сказанного в книге царя Давида – "Благослови,
душа моя..."[4]:
"Подобно [тому, как] Святой [Творец], благословен
Он, [заполняет Собой мироздание], душа [заполняет собой
тело]"[5],
– а также сказанное в "Зогаре"
о фразе из Торы – /'...И вдунул в
ноздри его Б-жественную душу"[6]:
"При мощном выдохе воздух выходит из самой глубины
[легких]..."[7].
Даже душа мира Асия[8]
[- самого нижнего из духовных миров, –
обладающая простейшим духовным потенциалом], появилась
на свет в результате слияния двух духовных сущностей
мира Асия, одна из которых представляет собой [мужское
начало и состоит из] группы сфирот [- Хесед, Гвура,
Тиферет, Нецах, Год и Йе-сод – ],
называемых "Малым Ликом" (Зеэр Анпин)[9],
а другая – [женское начало, и это
– ] сфира Малхут. [А эти духовные сущности
связаны с Б-жественными сущностями высшего порядка],
ибо получают свой "мозг" [- вместилище жизненной
энергии], в котором воплощены два уровня Б-жественной
жизненной энергии – хая и нешама,
– из мира Ацилут. А уровни эти –
не что иное как экзотерические аспекты оболочек сфирот,
составляющих Малый Лик, и оболочки сфиры Малхут [высшего
из всех миров- – ] мира Ацилут. Оболочки
же образованы эманацией Б-жественности, и потому в них
раскрывается в полной мере сияние Эйн Соф –
бесконечного света [Всевышнего], благословен Он. А суть
бесконечного света заключена в сфире Хохма мира Ацилут,
так как прежде всего в ней этот свет находит свое воплощение.
[Сфира Хохма влияет на всю систему сфирот] в мире Ацилут,
[и поэтому лишь в нем] "он [- бесконечный свет
Творца – ] и то, с чем он связан причинно-следственными
отношениями [- оболочки сфирот, регулирующие его связь
с творениями – ], тождественны"[10]".
Поэтому в душе человека, [берущей свое начало в сфирот
мира Ацилут], сияет Эйн Соф – [бесконечный
свет Всевышнего], благословен Он. Воспринять этот свет
способна лишь высшая форма человеческого интеллекта
– Хохма, чье сияние преобразует свет Творца
в жизненную энергию. И изучив собственную душу, человек
сможет получить некоторое представление о сфирот высших
миров, ибо все они участвовали в ее образовании и нашли
в ней свое отражение.
[Чтобы объяснить, в какой мере правомочна аналогия
между сфирот и человеческой душой,] я хочу прежде всего
рассказать о том, что слышал от своего учителя[11],
да будет душе его покойно в раю, –
толковавшего слова Торы: "...Я –
прах и пепел"[12].
[Согласно его объяснению], их произнес наш праотец Аврагам,
да будет душе его покойно в раю, –
имея в виду тот уровень своей души, облаченной в тело,
который является отражением ее основной сущности: света
Б-жествен-ного милосердия[13].
Потому-то главным свойством его души стала великая любовь[14]
к Святому [Творцу], благословен Он; и любовь эта была
настолько сильной и возвышенной, что Аврагам стал "меркавой"
для Святого [Творца], благословен Он. Казалось бы, из
этого следует вывод, что великая любовь нашего праотца
Аврагама, да будет душе его покойно в раю, [ко Всевышнему
и Его творениям] имеет ту же природу, что и доброта
и любовь [Всевышнего] – свойства,
воплощенные в сфирот высших миров, –
с поправкой, разумеется, на то, что доброта и любовь
Всевышнего неизмеримо возвышенней и совершенней, [чем
аналогичные качества, присущие человеку], и нет предела
и ограничения формам, в которых они могут найти свое
выражение; ведь, как известно, свойства Творца, [которые
в мире Ацилут являются внутренней сущностью сфирот][15],
потенциально неограниченны, и [сфера их влияния] бесконечна,
[а ограничение их проявления вызвано желанием Творца
создавать локальные объекты], – ибо
Эйн Соф [- бесконечный свет Всевышнего], благословен
Он, озаряет сфирот, облачается в них и становится их
сутью, как сказано: "...Он [- бесконечный свет
Творца – ] и то, с чем он связан причинно-следственными
отношениями [- оболочки сфирот, регулирующие его связь
с творениями – ], тождественны".
[Однако наряду с тем, что] свойства души, пребывающей
в теле, имеют предел и ограниченны, [существует еще
одно принципиальное различие между свойствами сфирот
высших миров и качествами человеческой души]; отвергая
ошибочный вывод о том, что их природа одинакова, и сказал
наш праотец Аврагам: "...Я –
прах и пепел". [Этими словами он хотел выразить
несоизмеримость своей души со сфирот,] подобную несоизмеримости
природы красивого цветущего плодового дерева с природой
пепла, оставшегося после того, как- это дерево сожгли[16].
Те компоненты плоти дерева, которые обратились в пепел,
являлись в нем основными, самой его сутью. Основных
же элементов, из которых состоит древесина, четыре:
огонь, воздух, вода и земля. Первые три, как наиболее
легкие, перешли в другое состояние и поднялись в небо
дымом, который, как известно, образован сочетанием этих
элементов. А четвертый из элементов, составляющих плоть
дерева, – земля, –
в силу своей тяжести не улетучивается, огонь не властен
над ним, и он продолжает существовать в неизменной форме.
Все физические параметры дерева: его плотность, масса,
форма и размеры, присущие ему до сожжения, –
существовали, главным образом, благодаря элементу земли.
Хотя элементы огня, воды и воздуха и входят в состав
древесины, они не оказывают такого влияния на его физические
свойства, какое оказывает элемент земли, –
ибо земля – самая грубая форма материи,
и частицы, из которых она состоит, имеют постоянные
пространственные характеристики –
в отличие от огня и воздуха. Вода, [плотность которой
ниже, чем плотность земли, но выше, чем плотность огня
и воздуха], составляет лишь мизерную часть общей массы
дерева; в основном же и материал, из которого оно состоит,
а также такие его характеристики как плотность, высота
и толщина определяются элементом земли. "...Ибо
все земные создания были сотворены из земли и все они
возвращаются в землю"[17];
сгоревшее дерево возвращается в виде золы, в составе
которой нет уже ни огня, ни воды, ни воздуха. Невозможно
провести качественное и количественное сравнение [живого]
дерева, со всеми его физическими свойствами и пространственными
характеристиками, – с пеплом, оставшимся
от него после сожжения, хотя пепел, в который превратилась
древесина, был сутью плоти этого дерева. По аналогии
[с живым деревом и пеплом, в который оно обращается],
и охарактеризовал наш праотец Аврагам, да будет душе
его покойно в раю, [основные] ее свойства: доброту и
любовь, которые горели в ней и определяли его поступки.
Хотя эти его качества не что иное как высшие любовь
и доброта, присущие миру Ацилут и нашедшие свое отражение
в душе [Ав-рагама], которая была "меркавой"
Творца, – они существенно изменились
на пути последовательного нисхождения через миры [духовные]
в физический мир, чтобы воплотиться в [Аврагаме],
– ибо на каждой из ступеней все более редуцировались.
И можно ли найти сходство, сравнивая природу света любви
и доброты, горевшего в его душе,-с сутью света любви
и доброты, присущего миру Ацилут? Это так же невозможно,
как невозможно сравнить и соизмерить природу элемента
земли, содержащегося в пепле [сожженного дерева], с
сутью и свойствами этого элемента в ту пору, когда он
составлял основу плоти "дерева, на которое приятно
смотреть и плоды которого вкусны"[18].
На самом же деле разница [между качествами души Аврагама
и свойствами, присущими миру Ацилут,] тысячекратно принципиальней[19],
чем то, что отличает природу пепла от сути живого дерева.
Уподобляя свойства человеческой души сфирот, Тора пользуется
доступным людям языком, прибегая к аллегории и метафоре.
О [том, как] десять сфирот в своей совокупности [проявляются]
в человеческой душе, в общих чертах[20]известно
всем: [эти сфирот подразделяются на две группы
– одна составляет сферу интеллекта, вторая
– сферу чувств]; в сфере чувств –
семь [сфирот, каждая из которых влияет на формирование]
определенной черты характера, [играющей роль в отношении
человека к окружающему]. Все разновидности эмоций также
берут свое начало в одной из семи сфирот, входящих в
сферу чувств, ибо в этих сфирот –
корни всех черт характера и общий фундамент человеческой
натуры. Основные же свойства характера –
это Хесед – доброта, [проявляющаяся
в стремлении] наделить неограниченным благом всех без
исключения [людей][21],
а также Гвура – жесткость, побуждающая
ограничить в определенной мере излияние этого блага,
а то и полностью перекрыть поток добра[22].
Свойство Тиферет – милосердие
– побуждает человека заботиться о тех, кто
нуждается в сострадании. Оно – как
бы золотая середина между [крайней] жесткостью и [избыточной]
добротой, выраженной в стремлении наделить благами всех,
даже тех, кто обладает всем необходимым и живет беспечально.
[Кабала] называет это свойство, промежуточное между
жесткостью и добротой, "гармонией двух цветов";
[а так как известно, что качества души –
лишь оболочка ее сущности], тут можно провести такую
аналогию: если одежда красива, многоцветна и оттенки
красок гармонируют друг с другом[23],
ее называют великолепной. Об одноцветной же одежде этого
сказать нельзя.
Когда [в результате взаимодействия трех перечисленных
свойств] человек уже готов сделать другому что-то хорошее,
от него требуется продумать, каким образом осуществить
свой замысел – так, чтобы объект его
доброты мог извлечь для себя максимальную пользу. Если,
к примеру, человек, желающий обучить своего сына чему-то,
относящемуся к определенной области знаний, станет объяснять
ему это во всех подробностях и деталях на уровне собственного
понимания материала, тот не воспримет и не усвоит его
слова. Отцу необходимо обдумать, в каком порядке излагать
материал; он должен приводить простые примеры и давать
однозначные объяснения в предельно сжатой форме, [усложняя
их] постепенно, от урока к уроку. Эта способность человека
к преподаванию по всем законам дидактики обусловлена
свойствами души, именуемыми Нецах и Год и являющимися
духовным аналогом почек[24],
[чья функция – фильтрация крови и
удаление из организма шлаков; подобно этому Нецах и
Год – это способность человека использовать
свои знания, отсеяв посторонние мысли и ошибочные идеи,
– таким образом, чтобы найти оптимальное
решение той или иной проблемы, возникающей в жизни];
поэтому [в Талмуде] почки называются "советниками"
человека. Кроме того[25],
Нецах и Год [являются в определенном аспекте духовным
аналогом] мужских семяобразую-щих органов; [подобно
тому, как] сперма образуется [под влиянием процессов,
происходящих] в мозгу, [но материализуется в половых
органах, – свойства Нецах и Год редуцируют]
мысль, возникшую в мозгу отца, чтобы тот передал ее
сыну не в той первоначальной сложной форме, которая
доступна его собственному разуму и постижению, но в
несколько измененном виде, в форме более простой,
– приводя элементарные примеры, которые
сын способен понять и уяснить для себя. Эта трансформация,
которая возможна благодаря свойствам Нецах и Год, является
духовным аналогом образования семени под влиянием процессов,
происходящих в мозгу. Ибо при возникновении своем оно
находится на самой границе духовного и материального
и лишь при участии почек и семяобразуюших органов окончательно
материализуется. Нецах и Год называются также- [в Кабале]
"пестиком со ступкой" и "жерновами",
которые "мелят ман... для праведников"[26]:
[одна из функций этих сфирот в высших мирах –
передача душам праведников, находящимся в раю, духовных
благ в доступной для них форме, чтобы .блага эти могли
стать своего рода интеллектуальной пищей для праведных
душ,] – подобно тому, как жернова
размалывают пшеничные зерна, [чья масса уменьшается
за счет отделения оболочек; лишь] раздробившись на мелкие
части, [зерна становятся пригодными в пищу; по аналогии
с этим примером должен обучать своего сына отец]. Отцу
следует упростить сложную систему идей, связанных с
дисциплиной, которую он преподает сыну, разбить учебный
материал на ряд подразделов и передавать информацию
небольпиши дозами, [хорошо] продумав, чтб он собирается
сказать, и взвешивая каждое слово[27].
Нецах, кроме того, это еще и способность человека справиться
со всеми трудностями, [возникающими при обучении сына],
преодолеть все препятствия – как объективного,
так и субъективного характера – на
пути передачи ему своей мудрости. К препятствиям субъективного
характера, которые следует преодолеть, относится [влияние
свойства Гвура, сообщающего отцу чрезмерную] жесткость
и побуждающего его скрыть от сына свои знания, под влиянием
этой жесткости он пересматривает свое первоначальное
решение, внушая себе, что тот еще недостаточно созрел
для того, чтобы их усвоить[28].
Как проявляется свойство Йесод, можно увидеть на том
же примере с отцом, обучающим сына. [Оно находит свое
выражение] в стремлении любящей отцовской души мобилизовать
все силы интеллекта, чтобы понять ход мыслей сына во
время занятий с ним. При этом отец устанавливает с сыном
тесный контакт, охотно, с особой теплотой передавая
ему свои знания, ибо всей душой стремится к тому, чтобы
сын усвоил материал. Если бы у отца не было этого влечения
души, то даже если бы сын услышал от него этот материал
[в тот, скажем, момент], когда отец произносит его вслух,
самостоятельно изучая какую-либо науку[29],
тот не был бы им усвоен в такой же степени как сейчас,
когда все помыслы отца направлены на установление контакта
с сыном. И поэтому во время занятий он ласково смотрит
на него, желая всей душой, чтобы тот понял излагаемое.
Чем больше это желание и чем больше удовлетворение отца
обучением сына, тем больше знаний он может передать
ему, ибо эмоции эти, [с одной стороны], стимулируют
способность отца к преподаванию, [а с другой –
] ощущаются сыном и помогают ему воспринять материал.
Эти эмоции, оказывая влияние на интеллект [человека],
приводят к большей интенсивности и экстенсивности деятельности
мыслительного аппарата отца, в результате чего его способности
как педагога проявляются в полной мере. [Описанный выше
духовный процесс] имеет аналог в сфере материальной:
[существует прямая зависимость между степенью вожделения,
которое испытывает мужчина во время полового акта, и
количеством] образующейся" спермы [- ее] тем больше,
чем сильнее испытываемое [им] наслаждение. Так говорили
мудрецы Кабалы, уподобившие процесс передачи знаний
от учителя к ученику совокуплению мужчины и женщины[30].
Все свойства души и их проявления, [описанные выше],
служат лишь для установления ее контакта с внешним миром
и являются оболочкой для более тонких, глубинных качеств,
[определяющих отношение человека к окружающему]. И если
мы вернемся к ситуации с отцом, обучающим сына, то увидим,
что [за его стремлением передать сыну знания скрывается]
отцовская любовь и [за стремлением не допустить их бесконтрольного
излияния – ] страх, опасение возможных
ошибок в обучении сына, упаси [всех нас] Б-г [от такого].
Основой и источником обеих групп душевных свойств является
интеллектуальная сфера человеческой души; чем глубже
и обстоятельней осмысливает человек окружающий мир,
тем полнее тот раскрывается перед ним и тем сильнее
проявляются его собственные душевные качества. В этом
можно убедиться, проследив [за духовной эволюцией человека
с младенческих лет до глубокой старости]. Эмоциональная
сфера маленького ребенка бедна, ибо интеллект его еще
не развит; [любовь и страх, которые] он способен испытывать,
[проявляются лишь] в самых элементарных формах[31].
И у взрослых людей [развитие эмоциональной сферы зависит
от степени интеллектуального постижения ими окружающего
мира, как написано:] "За [благородство] чувств
и за душевное отношение человека к окружающим следует
хвалить его разум..."[32].
И чем умудренней человек, тем сильней он способен любить
и тем милосерднее он. Все свойства души, в том числе
и самые глубинные, уходят своими корнями в сферу интеллекта.
Основное [влияние не формирование эмоционального мира
человека оказывает] Даат – та область
интеллекта, в которой складывается окончательное мнение
человека о том, что он наблюдает, и вырабатывается отношение
к этому. В сфере Даат подводится итог деятельности двух
других областей интеллекта: Хохма, [где возникают идеи],
и Бина, [где эти идеи анализируются и синтезируются].
Эта [роль сферы Даат] становится понятной, если обратить
внимание на то, что эмоциональная структура человека
тем сложнее, чем глубже его суждения об окружающем мире.
Все качества, упомянутые [нами в примере с отцом, обучающим
сына], – отдаленное подобие аналогичных
свойств Б-жественной души, ибо они, [эти качества],
присущи [духовной ступени более низкого порядка, именуемой]
"душой разумного [существа]"[33],
[- ступени], на которой человек постигает природу физического
мира, и корни этой души – в области
"клипах нога", которая разделяет сферу Б-жественного
и сферу зла[34]
Истина же, [выражающая самую суть сфирот, отражается
лишь] в Б-жественной душе человека –
частице Самого Всевышнего. И все свойства [Б-жественной
души – ] как [те, которые служат для
установления контакта] с внешним [миром], так и [те,
которые определяют] внутренний [мир человека],
– приданы ей для постоянной связи с Творцом.
Любовь к Создателю и горячее желание слиться с Ним
[побуждают человека] воспитывать [в себе] качества,
подобные свойствам Всевышнего, [и прежде всего]
– Хесед – доброту. Как
сказали наши учители, благословенна их память, объясняя
слова Торы – "...И слиться с
ним"[35]:
"[Для слияния с Творцом] от человека требуется,
чтобы его качества были отражением свойств Всевышнего"[36].
Такая же черта, [присущая Б-жественной душе], как Гвура
– жесткость, [проявляется в стремлении]
воздать злодеям по заслугам, покарав их в соответствии
с законами Торы. [На более глубоком уровне] это качество
[выражается в том, что] человек подавляет в себе злое
начало и отказывается даже от тех излишеств в удовлетворении
потребностей плоти, которые не запрещены [Торой], возводит
вокруг себя ограду, чтобы, не дай Б-г, не согрешить,
– [и все это он делает] из боязни [преступить
Закон] и из трепета пред Всевышним.
Свойственная Б-жественной душе любовь к гармонии и
красоте – Тиферет –
находит свое выражение в том, что всему, связанному
[в повседневной жизни] со служением Г-споду и исполнению
законов Его Торы, [евреи] стараются придать эстетичность
и завершенность[37].
[На более глубоком уровне она выражается] в постоянном
любовании великолепием Всевышнего, для чего мобилизуются
все силы души человека: разум [- чтобы проникнуть в
Его сущность], воображение [- чтобы представить себе
Его славу], дар речи [- чтобы рассказать о Его величии
другим].
[Свойство Нецах – стремление к победе
– находит свое выражение] в способности
преодолеть все препятствия на пути служения Всевышнему
для полного слияния с Ним, а также в доблести, которая
необходима для победы в войне против всех тех, кто не
хочет, чтобы вся земля наполнилась славой Г-спода,
– подобной тем войнам, что вел во славу
Всевышнего царь Давид, да,будет душе его покойно в раю.
[Свойство Год – способность испытывать
благодарность, – присущее Б-жественной
душе, проявляется] в преклонении пред величием Всевышнего
и в ощущении признательности Ему за то, что Он дарует
жизнь Своим творениям и поддерживает их существование.
[Это свойство проявляется и в способности человека осознавать,]
что все существующее полностью зависит от созидающей
силы Творца, что оно – ничто, пустое
место по сравнению с Ним и [в любой момент может] полностью
раствориться в нем. И хотя тот факт, что все создания
– абсолютное ничто в сравнении с Ним, мы
не в состоянии постичь [с помощью логики,] мы, тем не
менее, полностью признаём это в качестве, неопровержимой
истины. Кроме того, [у свойства Год] есть еще один аспект:
[оно побуждает человека] испытывать признательность
Всевышнему за все добро, которое Он сделал нам; [это
свойство] помогает искоренить в душе неблагодарность
– да избавит нас Б-г [от такого порока!
Слово год переводится и как "восхищение";]
благодаря этому свойству человек восхищается славой
Творца, присущими Ему качествами и деяниями Его, создавшего
высшие и низшие миры эманацией Своего света и созидательной
силой Своей[38].
[Восхищается человек] и абсолютной[39]
гармонией мироздания. Ибо все творения прекрасны и достойны
своего Создателя, [Которого мы] благословляем и восславляем.
[Итак,] еще одно значение понятия Год –
[способность восхищаться] красотой [мироздания] и великолепием
[Творца].
Йесод – основа [Б-жественной души
– основополагающее ее свойство, позволяющее
человеку ощутить прочную связь с Создателем]. Об этом
[качестве] говорит [Кабала, цитируя сказанное в книге
Мишлей]: "...Праведник – основа
мира"[40],
[- и толкует эти слова так: подобно тому, как физический
мир существует благодаря добрым делам праведников^ и
мир человеческих эмоций зиждется на свойстве Иесод.
Благодаря этому свойству] души [человека она] тянется
ко Всевышнему – единственному, кто
дарует жизнь, – страстно желая приблизиться
к Нему, чтобы испытать ни с чем не сравнимое наслаждение
от слияния с Ним и растворения в Нем.
Свойство Малхут – способность подчинить
себя чьей-то власти – выражается в
готовности признать над собой власть Всевышнего, царствующего
[над всеми мирами], и взвалить на себя бремя служения
Ему, как раб служит своему хозяину –
с робостью и трепетом.
Основой и источником всех перечисленных выше свойств
являются [три области интеллектуальной сферы Б-жественной
души:] Хохма, Бина и Даат. Так, в Хохме зарождается
способность к мышлению, возникает представление о Всевышнем
– о Его мудрости, величии, о присущих лишь
Ему качествах, посредством которых Он управляет высшими
и низшими мирами и поддерживает в них жизнь. В Бине
происходит процесс интеллектуального развития возникшего
в Хохме представления [о Всевышнем и Его свойствах.
В Бине] оно конкретизируется, принимает доступную для
понимания форму, синтезируется и анализируется разумом,
а глубокое проникновение в суть [того, о чем человек
размышляет,] приводит его к пониманию более сложных
аспектов Б-жественного. Постижение Всевышнего [в рамках
Бины] порождает любовь к Творцу и трепет пред Ним, а
также все остальные свойства Б-жественной-души, к которой
[благодаря Хохме приходит] интеллектуальное озарение,
[а благодаря Бине даруется] способность проникнуть в
суть величия Творца, которое имеет бесконечное множество
аспектов [и потому так многообразны оттенки чувств,
возникающие при этом у человека]. Постижение одного
из аспектов этой сути вызывает у человека робость и
страх низшего порядка – такие эмоции
испытывают в присутствии царя, [в руках которого
– судьбы людей]; при постижении другого
человек испытывает более возвышенное [чувство:] трепет
пред Всевышним, порожденный стыдом за собственное несовершенство.
Постижение еще одного аспекта сути величия Творца вызывает
в душе великую [бескорыстную] любовь к Нему; постижение
иного, [менее глубокого], – любовь,
но низшего порядка, [ибо в основе ее –
благодарность за милости, которыми Всевышний одаривает
человека]. В сфере интеллекта возникают [не только глубинные
свойства души, которые приданы ей для постоянной связи
с Создателем, но] и такие качества, которые проявляются
в ее контактах с окружающим миром, –
как, например, доброта. [Чтобы] все свойства Б-жественной
души [нашли свое воплощение в отношении человека ко
Всевышнему, ими] должна управлять их внутренняя движущая
сила – Даат – область
интеллекта, в которой вырабатывается личное отношение
к постигаемому, – ибо Даат реализуется
в вовлечении души человека в процесс [интеллектуального]
постижения объекта и поддержании прочного контакта между
ними – чтобы, углубившись в суть того
или иного аспекта величия Творца, человек испытал то
чувство к Нему, которое пробуждается этим аспектом.
Но если он перестает испытывать интерес к объекту постижения
и хотя бы на миг отвлекается – конкретное
чувство, которое возникло у него, возвращается в свой
источник в глубинах души, где и остается непроявленным.
[Так пропадает влечение мужчины к женщине, если что-то
хотя бы на миг отвлекло его.] Именно поэтому, [когда
в Танахе] говорится о совокуплении мужчины и женщины,
употребляются слова, [производные от слова] Даат,
– ибо оно означает [не некое абстрактное
знание, но] познание: установление связи [между субъектом
и познаваемым им объектом].
[Даат проявляется на двух уровнях: верхнем и нижнем.]
Выше мы рассмотрели функцию Даат, проявляющуюся на нижнем
уровне, где Даат распространяет свое влияние на свойства
души, является их внутренней движущей силой, сообщает
им жизненную энергию и поддерживает их существование.
На своем верхнем уровне Даат соединяет источник'разума,
[первый проблеск которого возникает в Хохме], со способностью
человека к рациональному мышлению, [корни которой
– * в Бине]. Возникшая идея проявляется
в [источнике разума во всей своей глубине и яркости,
в Хохме же – в сильно редуцированной
форме, сведенной как бы к] геометрической точке, и свет
этой идеи, подобно молнии, лишь на миг озаряет человеческий
мозг. [Так что функция Даат, проявляющаяся на верхнем
уровне, состоит в том,] чтобы побудить источник разума
как можно полнее раскрыть свою потенцию в Бине, сделав
заложенную в нем идею доступной для понимания во всей
ее глубине и поддающейся подробному объяснению. В Бине
происходит [развитие идеи по двум параметрам:] последовательное
[- от сложного к простому] и развитие "вширь"
[- разбор ее во всех деталях]. Поэтому [в Кабале] Вина
уподобляется реке, разливающейся в половодье. Все это
будет подробно объяснено в соответствующем месте[41].
Десять сфирот – одно из фундаментальнейших
понятий в Кабале и в учении Хабада. Прежде всего следует
выяснить этимологию слова сфира Оно имеет три
значения, каждое из которых соответствует определенной
функции десяти сфирот.
1) Сфира означает "счет"', "число".
С возникновением сфирот посредством эманации света Всевышнего
возникла множественность сначала на уровне Б-жественного,
а затем – сотворенного.
2) Слово сфира имеет общий корень со словом
лесапер – "рассказывать",
"повествовать" Сфирот "повествуют"
нам о Творце, делают доступным для постижения разумом
Его проявления.
3) Сфира – от слова сапир
– "сапфир". Сфирот открывают
Б-жественный свет, отражают его подобно граням драгоценного
камня. Согласно Кабале, сфирот являются инструментом,
с помощью которого Всевышний создал множество ограниченных
миров и творений. Сфирот состоят из оболочек –
в терминологии Кабалы келим ("сосуды")
– и бесконечного света Всевышнего, наполняющего
эти оболочки. Сфирот служат промежуточным элементом
между бесконечным и ограниченным, т. к. в них существуют
два аспекта: конечный, связанный с оболочками, и бесконечный,
связанный со светом. Вопрос о том, как из бесконечности
возникли сами оболочки, подробно разбирается в учении
Хабада, однако, как отметил последний Любавичский Ребе,
исчерпывающего ответа на него нет. Правомочность вопроса,
каким образом из абсолюта возникло конечное, можно поставить
под сомнение – в мотивах Своих решений
и действиях для их реализации Всевышний никому неподотчетен.
Можно сказать, что на этот вопрос автор косвенно отвечает
в начале этого послания, проводя аналогию между проявлениями
субстанции души и десяти сфирот. Мы верим, что возможности
Творца неограниченны, но Он пожелал, чтобы сотворение
мироздания и все процессы, связанные с этим, не выходили
за рамки причинно-следственных связей. Эту волю Свою
Он открыл в Торе, сказав (Брейшит, 1:26): "...Создадим
человека по образу и подобию нашему...". И еще
написано (Иехезкель, 1'26): "...И над подобием
трона было нечто, [открывшееся мне] как подобие человека".
В книге Дерех эмуна р Меир бен Габай пишет, что наши
учители проводят в Талмуде два вида аналогий: иногда
они берут в качестве модели для аналогии Всевышнего,
а в качестве прототипа – душу человека,
а иногда наоборот. В первом случае они хотят объяснить
нам, что природа души – Б-жественна
и в ее свойствах отражены свойства Творца. Все явления
в нашем мире можно разделить на три группы: позитивные,
негативные и представляющие собой синтез позитивного
и негативного. Каждое из них имеет свои причины и следствия.
По законам причинно-следственных связей природа причины
и следствия одинакова. Таким образом, существуют три
рода причин, три рода явлений и три рода следствий.
Наличие причинно-следственной связи подразумевает существование
некой области, где эта связь происходит. Подобные рассуждения
приводят нас к числу десять. Выводы из них переносятся
по аналогии и на сферу Б-жественного, поэтому Кабала
утверждает, что сфирот именно десять. Кабала объясняет,
что мир был создан десятью речениями, в которых воплотились
десять сфирот.
[1]
По Мишлей, 1:6.
[2]
По Йешаягу, 12:5. Очевидно, под "святыми
мудрецами" автором подразумеваются р. Ицхак Лурия,
р. Исраэль Баал-Шем-Тов и р. Дов-Бер из Межирича.
[3]
По Ийов, 19:26. В стихе сказано: "...Душу...
облаченную в плоть...", – т.
к. сама субстанция души без ее проявлений в теле человека
– непостижима.
[4]
По Тегилим, 103:1.
[5]
Брахот, 10а.
[6]
Брейшит, 2:7.
[7]
См. Тания, часть 4, посл. 12, прим. 23.
[8]
Души мира Асия не могут познать и ощутить Б-жественное
без пространственно-временных ассоциаций, т. к. мир
Асия образован из более высоких миров не в результате
причинно-следственного развития, но путем "скачка",
отделившего этот мир от других.
[9]
Эта группа сфирот образует "конгломерат",
называемый в учении р. Иц-хака Лурии "парцуф".
См. Тания, часть 4, посл. 19. Этот Лик называется "Малым"
по сравнению с "Великим Ликом", в котором
выражается воля Творца управлять мирозданием. Чтобы
реализовать Свою волю, Всевышний ограничил проявление
Своих свойств, и Он представляется творениям в образе
"Малого Лика", поскольку проявляет к ним милосердие,
доброту, суровость, награждает и наказывает.
[10]
См. Тания, часть 4, посл. 20.
[11]
Раби Дов-Бер из Межирича –
наставник хасидов, преемник р. Исраэля Б аал-Шем-Това.
[12]
По Брейшит, 18:27.
[13]
В учении Хабада приводится следующая цитата из
Кабалы: «Доброта Всевышнего сказала: "С тех пор,
как Аврагам начал творить добро и проявлять свою любовь
ко Всевышнему и людям, я осталась без дела"».
[14]
В некоторых копиях здесь добавлено: "...которую
он испытывал". (Прим. редакторов виленского
издания.)
[15]
В некоторых копиях здесь: "беспредельны".
(Прим. редакторов виленского издания.)
[16]
Автор описывает процессы, происходящие при сжигании
органической материи. Он выбрал для примера именно дерево,
а не живое существо, т. к. сжигание живого существа
– жестокость. Известно, что мудрецы избегали
писать о жестоком, плохом.
[17]
По Когелет, 3:20. ^
[18]
По Брейшит, 2:9.
[19]
Все свойства души человека –
проявления ее субстанции, они – лишь
ее функции. Сфирот мира Ацилут – Б-жественные
субстанции. Они – живые сущности в
абсолютном понимании слова "жизнь". Свойства
души человека лишь побуждают его к различным деяниям,
но сами не воплощаются в них. Например, свойство доброты
побуждает человека одарить чем-либо нуждающегося, но
сама доброта его души не воплощается в этот подарок.
Высшая же доброта сама воплощается в блага, как духовные,
так и физические. Поэтому сказано в тексте молитвы:,
"...питающий добротой...". Разница между субстанциональным
бытием и функциональным безгранична.
[20]
В рукописных копиях этого послания, обнаруженных
после его опубликования, слова "в общих чертах"
отсутствуют. (Прим, редакторов ви-ленского издания.)
В своей книге Сефер гамаамарим инъяним автор отмечает,
что трудно представить силу любви и трепета, которые
были присущи Б-жественной душе до ее прихода в этот
мир: ведь будучи частицей Всевышнего, она сливалась
с Его бесконечностью – Эйн-Соф
– и не являлась отдельной сущностью. Однако
и в таком состоянии ей были присущи любовь и трепет,
но их природа – тайна, которую запрещено
раскрывать.
[21]
Не совсем стандартная характеристика свойства
Хесед. Обычно в учении хасидизма говорится, что Хесед
проявляется в стремлении наделить благом даже тех, кто
с позиции свойства Гвура не достоин доброты, хотя и
объективно нуждается в ней. (Из примечаний последнего
Любавичско-го Ребе.)
[22]
В некоторых копиях добавлены следующие
слова: "[а иногда – и более того:]
вообще не допустить его излияния". (Прим. редакторов
виленского издания.)
[23]
В некоторых копиях слова "друг с другом"
отсутствуют. (Прим. редакторов виленского издания.)
[24]
Букв, "почки советуют". См. Брахот,
61а.
[25]
В некоторых копиях вместо этого написано "эти
свойства". (Прим. редакторов виленского издания.)
[26]
См. Хагига, 126. Подобно пище, для усвоения которой
требуется раздробить ее, и духовная пища усваивается
внутренними "органами" души –
интеллектом и чувствами, – когда она
соответствует их возможностям восприятия.
[27]
Свойство Год в этом послании трактуется как "красота",
"эстетичность". Задача отца –
привить сыну любовь к учебе. Даже если сын не может
глубоко освоить учебный материал, все же учеба должна
быть для него приятным занятием и оставить о себе хорошие
воспоминания.
[28]
В рукописной копии здесь есть пометка переписчика
о том, что в этом месте послания что-то пропущено. (Прим.
редакторов виленского издания.)
[29]
В рукописи Цемах-Цедека, душа которого пребывает
в раю, представляющей собой толкование Торы в свете
учения хасидизма, – в тринадцатом
разделе той ее статьи, что начинается цитатой из книги
Брейшит: "Ибо Я знаю его...", –
приводится отрывок из этого послания [Алтер Ребе], и
в нем отсутствуют слова "когда отец... какую-либо
науку". (Прим. редакторов виленского издания.)
[30]
В своей книге Сефер гамаамарим инъяним автор
приводит пример этому из сказанного в Талмуде (Псахим,
112а): "Желание коровы накормить теленка больше,
чем желание теленка сосать ее молоко".
[31]
См. Тания, часть 1, гл. 6. Ребенок не в состоянии
воспринять комплексность и разнообразие явлений, с которыми
он сталкивается.
[32]
По Мишлей, 12:8.
[33]
В первой части Тании говорится о двух родах душ:
Б-жественной и животной, – однако
в других источниках сказано, что существует еще один
род душ – "душа разумного существа",
присущая человеку и отличающая его от животного. Благодаря
этой душе человек может познать и изучить как физический
мир, так и метафизический.
[34]
См. Тания, часть 1, гл. 6-8.
[35]
Дварим, 11:22.
[36]
См. комм. Сифрей к этому стиху. То есть для этого
недостаточно неукоснительно следовать предписаниям Торы,
необходимо нечто большее: ощущать себя лишь физическим
воплощением свойств Творца и автоматически выполнять
Его желания – подобно тому, как руки
автоматически совершают то, чего хочет человек.
[37]
См. Шабат, 1336. Евреи стараются делать максимально
эстетичными предметы, необходимые для исполнения заповедей:
тфилин, цицит, суку и т. п. Также принято красиво
оформлять и дом молитвы и учения.
[38]
См. прим.-27. Оба свойства –
и Тиферет, и Год – любование и восхищение
Творцом. Однако на уровне Тиферет это восхищение более
глубокое, т. к. оно вызвано постижением и осознанием
величия Всевышнего. На уровне Год человек не понимает
глубину того, чем восхищается. Слово год означает
также интуитивное признание истины, которую человек
не понимает. Оно происходит от глагола легодот
– "признавать". В Мишне встречается
такое выражение: "Мудрецы признают [правоту] раби
Меира". Из Талмуда следует, что другие мудрецы
часто не могли понять всю глубину мысли раби Меира,
однако интуитивно признавали его правоту. В учении хасидизма
приводится следующий пример: простой крестьянин повстречал
царского министра, он никакого представления о нем не
имеет, для него самый большой человек –
староста села. Но если он видит, что староста кланяется
министру, то это вызывает в нем восхищение и трепет
перед последним, поскольку он убедился в том, что в
мире есть люди поважнее старосты.
[39]
В некоторых рукописях вместо "абсолютной"
написано "непостижимой". (Прим, редакторов
виленского издания.)
[40]
По Мишлей, 10:25.
[41]
Какое место имеет в виду автор, не совсем ясно.
Может быть, он имеет в виду книгу Тания, часть 1 или
своюкнигу Ликутей Тора. (Из примечаний последнего
Любавичского Ребе.) )
|