"Счастливы мы! Как хороша наша доля, как прекрасно,
что нам досталась такая судьба!.."[1];
"[Служение] Г-споду – доля моя,
удел мой... [счастливый] жребий выпал мне..."[2].
Для того, чтобы понять смысл слов "наша доля",
"жребий", [которыми мы определяем нашу связь
со Всевышним], необходимо прежде всего уяснить себе
смысл фразы, часто встречающейся в высказываниях наших
учителей, благословенна их память: "Нет у него
доли в Б-ге Израиля"[3].
На первый взгляд кажется, что слово "доля"
невозможно употребить по отношению к Б-гу[4],
благословен Он: ведь Всевышний неделим; не дай Б-г подумать
обратное! [Почему же оно тем не менее употреблено?]
Это станет ясным из [объяснения] сказанного [в Торе]
о Яакове: «И [Яаков] назвал Его [Всевышнего] "Эль"
[- Б-г], Б-г Израиля[5].
Смысл этих слов следующий. Одно из имен, [которые дали]
Всевышнему [наши мудрецы], – "Святой
Творец, благословен Он"[6],
– отражает суть Творца [и Его отношение
к созданному Им]. Хотя Он пронизывает все миры, верхние
и нижние, от наиболее совершенного и до [нашего] материального
мира включительно, как написано: "...Ведь Мною
пронизаны небо и земля..."[7]
– Им Самим, сутью Его, Его субстанцией,
а не только славой[8],
– Он недоступен и недосягаем для [творений]
высших и низших [миров], они принципиально неспособны
влиять на Него, сама мысль о такой возможности еретична;
Его отношения с мирами совершенно иные, чем, скажем,
связь души с телом, в котором она пребывает и влиянию
которого подвержена. Подробно об этом говорится в другом
месте[9]
.
Поэтому все сотворенное Им не может получать жизненную
энергию непосредственно из сути Его, квинтэссенции Его
природы, – [энергию эту передает мирам
лишь отсвет этой сути, подобно тому, как солнечный свет,
несущий жизнь земле, дает представление о своем источнике;
а отсвет сути Всевышнего – не что
иное как имя Его], а распространение энергии, дарующей
жизнь, которую Святой [Творец], благословен Он, изливает
в миры, – одно из проявлений Его имени[10]",
которое, подобно лучу света, проникает в них, оставаясь
при этом единым с Его сутью. Как написано: "...Ибо
лишь имя Его превознесено надо всем..."[11];
только сияние "славного [имени] Его –
на земле и на небе"[12].
Этот свет наполняет собой верхние и нижние [миры] и
связан с ними напрямую, давая им жизнь; он становится
их внутренней-сутью, что происходит после прохождения
им целого ряда промежуточных этапов, на которых он максимально
редуцируется но разным параметрам в последовательном
нисхождении со ступени на ступень, каждая из которых
берет свое начало в предыдущей. В самые совершенные
миры поток этого света изливается совершенно неограниченно
и заполняет их целиком, неся жизнь бесчисленному множеству
духовных сущностей, недоступных нашему постижению, как
о том написано в книге "Идра раба"[13].
[Несмотря на то, что в высших мирах этот поток ничем
не ограничен,] он, изливаясь в нижние миры и поэтапно
редуцируясь, чтобы передать жизненную силу как абстрактным
творениям, так и объектам, находящимся в процессе формирования,
и уже сформированным духовным сущностям[14],
разделяется на шестьсот тринадцать лучей, что соответствует
числу заповедей Торы. Исполнение каждой из них [в нашем,
физическом мире] инициирует проникновение в него определенного
луча из шестисот тринадцати, на которые разделяется
поток света, изливающегося в миры из бесконечного [Источника]
света Всевышнего, благословен Он, –
Эйн Соф. Лучи эти несут [Б-жественный] свет душе человека,
которая, [в свою очередь], состоит из [шестисот тринадцати
компонентов, соответствующих] двумстам сорока восьми
частям [тела] и тремстам шестидесяти пяти [его] жилам.
Душа человека является основной и конечной целью проникновения
этого изливающегося в нижние миры света, предназначенного
и для абстрактных творений, и для формирующихся объектов,
и для уже сформированных духовных сущностей, –
ибо, как известно, человек – венец
творения.
Шестьсот тринадцать лучей, на которые разделяется поток
света, – это не лучи в буквальном
смысле, а, скорее, пучки бесчисленного множества лучей,
[составляющих этот поток в нижних мирах]. Точно так
же каждая из шестисот тринадцати заповедей включает
в себя массу разъяснений, связанных с ее исполнением
и [освещающих] несметное количество разнообразных ситуаций[15],
которые могут при этом возникнуть. Именно это имели
в виду наши мудрецы, толкуя слова царя Шломо[16]:
"шестьдесят цариц" – это
шестьдесят трактатов [Талмуда], "бесчисленное множество
девушек" – детальные указания,
как именно следует исполнять заповеди [Творца][17].
Во всех этих разъяснениях воплощена воля Всевышнего.
Точно так же, как в Торе [существует шестьсот тринадцать
заповедей, каждая из которых предусматривает бессчетное
количество гипотетических ситуаций, которые могут возникнуть
в процессе ее исполнения, и содержит в себе соответствующие
разъяснения, – ] и "надиндивидуальная
душа" еврейского народа, [общность душ, из которых
он состоит, подразделяется на шестьсот тринадцать основных
компонентов. А те, в свою очередь, состоят из бесчисленного
множества искр духовности, являющихся сутью индивидуальной
души каждого еврея]. Душа первого человека –
Адама – представляла собой именно
такую "надиндивидуальную душу", включавшую
в себя души всех евреев всех будущих поколений. Она
состояла из шестисот тринадцати главных компонентов,
соответствовавших двумстам сорока восьми частям человеческого
тела и тремстам семидесяти пяти жилам в нем; эти шестьсот
тринадцать компонентов, в свою очередь, состояли из
несметного количества искр духовности –
душ всех евреев, которые должны появиться в этом мире,
со времен наших праотцев и сыновей Яакова до конца эпохи
Машиаха. Ведь только тогда, [после прихода Машиаха],
исполнится то, о чем написано: "И будет сынов Израиля
как песчинок на морском берегу, и невозможно будет пересчитать
их и исчислить..."[18],
ибо "так много их будет"[19].
[В Талмуде сказано:] "Лицо нашего праотца Яакова
своей красотой и правильностью черт напоминало лицо
Адама"[20].
[Согласно учению хасидизма, здесь подразумевается, что
и душа Яакова была родственна душе Адама.] Ибо праотец
Яаков, [исхитрившийся получить благословение своего
отца Ицхака, тем самым] восстановил связь [между Б-жественным
светом и материей], прерванную в результате греха, совершенного
Адамом[21].
Душа [Яакова] тоже представляла собой "надиндивидуальную
душу", включавшую в себя души всех евреев
– от начала и до конца веков[22].
Яаков был [воплощением того, что называется] "меркава"[23],
для Торы, которая именуется также "Адам" [-
в этом имени содержится намек на связь человека с Торой].
Об этом написано [в книге пророка Йехезкеля, которому
было дано увидеть воплощение Б-жественного замысла
– Адама и Тору – как единое
духовное целое, а также духовный образ Яакова, реализовавшего
этот замысел]: "...Над троном, символом [величия
Всевышнего], было нечто, [открывшееся мне] как [сущность]
Адама..."[24].
[На то,-что Яаков был призван реализовать Б-жественную
идею, воплощенную в Торе], указывает и [следующее толкование]
сказанного в книге Рут: "...Именно она была сутью
души Израиля"[25].
[В Талмуде разъясняется:! «Слово "она" указывает
на Тору, и ни на что иное»[26],
– [на Тору,] которая была вложена в душу
основателя [рода] Израиля и стала ее неотъемлемой частью.
[Как уже говорилось выше], душа его включала в себя
души всех израильтян, которым предстояло когда-либо
родиться. Теперь становится ясным, почему «[Яаков] назвал[27]
Его [Всевышнего] "Эль" [- Б-г], Б-г Израиля"».
Имя Всевышнего "Эль" указывает на [свойственную
Ему доброту, благодаря которой на душу Яакова ложится]
отблеск бесконечного света – Эйн Соф
– [Творца], благословен Он, [света], скрытого
Им [в Торе]. Душа [Яакова] восприняла этот свет, как
о том написано: "Господь, Источник доброты, ниспослал
нам свет..."[28].
И вслед за Яаковом все прямодушные[29]
[сыны Израиля], изучающие Тору и исполняющие заповеди,
удостаиваются света Всевышнего, Эйн Соф, благословен
Он; и свет этот воспринимается их душой, в наиболее
полной и яркой форме проявляясь в ней во время молитвы,
ибо в этот час они в наибольшей степени постигают разумом
и ощущают сердцем суть этого света, как о том сказано
в другом месте[30].
Но несмотря на то, что [свет] Торы и ее законов дарован
всем евреям в целом и каждому из них в отдельности,
чтобы они могли в одинаковой мере воспринимать его при
исполнении любой заповеди, а также при изучении любого
раздела Торы, – не все души, находящиеся
на одном из своих уровней: нефеш, руах или нешама,
– ощущают этот свет в равной степени. Восприятие
ими его зависит от исторического периода, в который
жил человек, а также от сроков [существования его души
в этом мире, установленных Всевышним,] и от того, суждена
ли ей реинкарнация. Как говорили [о неравнозначном отношении
человека к исполнению разных заповедей] наши учители,
благословенна их память, [в Талмуде]: «[Рав Йосеф, сын
Хии, спросил рава Йосефа, сына Рабы:] "Какую заповедь
твой отец исполнял усерднее всего?". [Ответил ему
тот:] "Заповедь о цицит"»[31].
И в каждом поколении есть особое отношение к [духовному
значению] определенных заповедей[32].
Подобно тому, как организм человека состоит из множества
компонентов, каждый из которых исполняет особую функцию,
– как, например, глаз –
орган зрения, а ухо – орган слуха,
– и в каждой заповеди Торы есть свой, индивидуальный
сгусток света, исходящего от Эйн Соф –
бесконечного света Всевышнего, благословен Он. И хотя
[известно из Кабалы, что] каждая еврейская душа должна
прийти в этот мир, чтобы исполнить все шестьсот тринадцать
заповедей Торы и для этого [душам приходится зачастую]
пройти реинкарнацию, [- особая связь между отдельными
душами и определенными заповедями Торы существует, и]
от людей требуется уделять их соблюдению большее внимание,
исполняя их с максимальным старанием, скрупулезностью,
усердием и энтузиазмом [и вкладывая в это] гораздо более
сильные и возвышенные [чувства], чем при соблюдении
всех остальных заповедей. Теперь будет еще понятней
смысл вопроса: "Какую заповедь твой отец исполнял
усерднее всего?". [Спрашивавший имел в виду именно
это:] какую заповедь исполнял Раба не с обычным для
себя, а с особым усердием? Эта особая связь отдельных
душ с [определенными заповедями и] с индивидуальными
сгустками света, которые они несут, не имеет рационального
объяснения, она недоступна осмыслению и постижению,
разумом не познать ее. Смысл ее известен только Всевышнему.
[Распределение Творцом Б-жественного света, которое
выше понимания Его созданий,] имеет своим аналогом в
физическом мире распределение чего-либо по жребию[33]!
[1]
Цитата из утренней молитвы. См. сидур Тегилат
Гашем с русским переводом, изд-во "Шамир",
стр. 17.
[2]
По Тегилим, 16:5,6. Приведенный выше отрывок
из молитвы составлен по мотивам этих стихов. Метафизический
смысл слов "удел мой" можно уяснить из книги
Тания, часть 1, гл. 18.
[3]
Мидраш Танхума, конец главы Тазриа. Указанный
источник – единственный, где фраза
приводится именно в такой форме. В других местах она
приводится с небольшими изменениями. Очевидно, автор
имеет в виду слова "...доли... в Б-ге Израиля".
Алтер Ребе не желает цитировать те места, где сказано
такое о многих, во множественном числе: "у вас",
"у них" – и т. п. (Из
примечаний последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)
[4]
Слово "доля" можно употребить по отношению
к кому-либо или к чему-либо комплексному, составному.
Существование элементов, составляющих кого-либо или
что-либо, предшествовало этому субъекту или объекту.
Существованию Б-га ничто не предшествовало; Он
– извечный. Он – начато
всего, поэтому Он – абсолютная целостность
и всеединство. Хотя в книге Тания сказано, что Б-жественная
душа – элемент Его Самого (см. часть
1, гл. 2), сущность ее выше всего того, что может представить
самый совершенный и абстрактный интеллект. Имеются и
другие объяснения тому, что душа определяется как часть
Б-га. Здесь же вопрос ставится на основе логических
и философских предпосылок.
[5]
По Брейшит, 33:20. По комментарию Раши, Яаков
назвал Всевышнего именем Эль – Б-гом
Израиля. Однако в Талмуде (Мегила, 18а) эта фраза объясняется
так: «И назвал его [Яакова] Б-г Израиля –
"Эль"». Если имеется в виду, что Яаков назвал
Всевышнего "Эль [Б-г], Б-г Израиля", то непонятно,
почему он дважды повторяет слово "Б-г". Рамбан
пишет в своем комментарии к Брейшит, 33:20, что. эта
трактовка содержит великую тайну Б-жества. В этом стихе
возникают три вопроса. 1) Во всей главе Ваишлах (Брейшит,
32:4-35:9) наш третий праотец называется Яаков; хотя
ангел сообщил ему, что в будущем Всевышний наречет его
именем Исраэль, этого еще не произошло. Почему же здесь
встречается имя Ис-раэль? 2) Какое отношение имеет первая
часть этого стиха, где сказано, что Яаков соорудил жертвенник,
ко второй его части, приведенной в послании? 3) Какую
мысль хотел выразить Яаков тем, что назвал Всевышнего
Б-гом Израиля? Ведь это и так понятно. (Из примечаний
последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)
[6]
"Святой" – означает
абсолютно трансцендентный мирозданию. "Благословен
[Он]" – на иврите барух
– означает также "нисхождение".
Он опускается до уровня мироздания и нисходит в него.
Имена Б-га тождественны Ему Самому. См. Тания, часть
2, гл. 8, 9.
[7]
По Ирмеягу, 23:24.
[8]
Ведь также сказано (Йешаягу, 6:3): "Свят...
Г-сподь Воинств! Вся земля полна славы Его!". Можно
предположить, что автор намекает на свою концепцию о
присутствии Всевышнего в мироздании, которую он излагает
в гл. 7 второй части этой книги.
[9]
Очевидно, в гл. 42 первой части этой книги. Подробно
автор говорит об этом в своей книге Ликутей Тора (стр.
216), комментирующей книгу Шир гаширим.
[10]
Тот аспект Творца, в котором Он соотносится с
мирами, и есть Его имя. Оно подобно имени человека,
которое дает ему возможность контактировать с другими
людьми. Свет Его и имя Его – понятия
в определенном аспекте идентичные. Это подробно рассматривается
в учении Хабада.
[11]
По Тегилим, 148:13. См. прим. 6. По трактовке
автора, этот стих намекает на то, что и имя Его недоступно
творениям, ибо оно тождественно Ему. Лишь "сияние"
имени воплощается в мирах.
[12]
По Тегилим, 148:13.
[13]
Книга, вошедшая в Зогар как его составная часть.
[14]
Автор намекает на три этапа излияния этого потока
света в три мира: а) абстрактным творениям в мире Бриа;
б) объектам, находящимся в процессе формирования в мире
Йецира: в) уже сформированным духовным сущностям в мире
Асия.
[15]
С точки зрения иудаизма законы Торы актуальны
в одинаковой степени во все времена и во всех местах
земного шара. В какую бы жизненную ситуацию человек
ни попадал, какие проблемы ни возникали бы у него, он
всегда и везде может найти в Торе указания, как ему
поступить.
[16]
По Шир гаширим, 6:8. Книгу Шир гаширим составил
царь Шломо. Все ее содержание толкуется комментаторами
и мудрецами Талмуда как аллегория.
[17]
Мидраш Шир гаширим раба, 6:14. В своей книге
Ликутей Тора, раздел Шир гаширим, 386^426, автор подробно
объясняет метафизический смысл этого толкования наших
мудрецов. Вкратце можно сказать следующее: Устная Тора,
основа которой – шестьдесят трактатов,
– внутренний аспект сфиры Малхут. Эта сфира
имеет отношение к речи Всевышнего, исходящей из Его
уст, отсюда и название "Устная Тора". А поскольку
"Малхут" означает "царство", трактаты
Талмуда названы "царицами". "Бесчисленное
множество девушек" – на иврите
аламот эйн миспар. Слово альма (ед. ч.)
означает как "девушка", так и "нечто
скрытое, невыявленное". Алтер Ребе связывает оба
значения этого слова путем довольно сложных ассоциаций.
Глубинный смысл детальных указаний, касающихся исполнения
заповедей, не может быть полностью выявлен с помощью
человеческого разума. Если бы до нас не дошли слова
законоучителей об этих детальных указаниях, то даже
зная общие положения закона, мы бы могли прийти путем
логических рассуждений к иным выводам. Кроме того, невозможно
дать указания на все случаи жизни. Однако такие указания
содержатся в Устной Торе в скрытой форме, и задача ученых
– их выявить.
[18]
По Гошеа, 2:1.
[19]
По Брейшит, 16:10.
[20]
Бава мециа, 84а.
[21]
Так пишет автор в своей книге Тора ор, стр. 216.
Подобно тому, как Змей хитростью и обманом заманил Хаву
и Адама в путы греха, и исправить последствия этого
греха можно лишь путем хитрости и обмана.
[22]
Душа Адама включала в себя Б-жественные души
людей всех поколений. По изначальному замыслу Всевышнего,
души всех людей должны были составить органическую единую
систему в форме человеческого тела, развивающуюся во
временной последовательности от сотворения Адама и до
конца веков. Причем души людей каждого поколения находились
на определенном уровне этой системы. Например, души
первых поколений соответствовали как бы клеткам мозга
– они закладывали основу всей будущей истории.
В результате грехопадения Адама эта система распалась,
а потом была частично восстановлена Лаковом. Она перестала
быть универсальной и ныне включает в себя только души
евреев и праведников среди других народов. Со времен
Яакова все души евреев заключены в его душе, и только
его потомки составили еврейский народ. См. Тания, часть
1, гл. 2.
[23]
Букв, "гужевой транспорт", здесь
– конь, который подчиняется воле наездника
и несет его на себе.
[24]
По Йехезкель, 1:26.
[25]
Рут. 4:7. Буквальный перевод цитаты таков:
"И это [было принято] с давних времен в Израиле...".
Слово лефаним означает как "с давних времен",
так и "внутри". Израиль –
это Яаков.
[26]
Авода зара, 26. Согласно этой трактовке, стих
звучит так: "Тора была внутри [души] Израиля...".
[27]
Назвал подобно тому, как люди называют друг друга
по имени, привлекая внимание к себе.
[28]
По Тегилим, 118:27.
[29]
По Тегилим, 94:15. Слово Исраэлъ раскладывается
на две составные: яшар ("прямой") и
эль.
[30]
См. Тания, часть 4, посл. 24.
[31]
Шабат, 1186. Книга о реинкарнации объясняет особое
усердие некоторых мудрецов при исполнении определенных
заповедей тем, что они знали духовную предысторию своей
души и им было известно, исполнения каких именно заповедей
недоставало ей в предыдущих воплощениях. В этом послании
объясняется, что особое старание в исполнении определенных
заповедей связано с историческим периодом, в котором
живет человек, а каждому периоду соответствуют определенные
уровни органической системы душ. Однако здесь нет противоречия:
сказанное относится ко всем душам, как к "новым",
так и уже побывавшим в этом мире. При реинкарнации место
души человека в органической системе душ меняется. Человек,
душа которого претерпела реинкарнацию, должен исполнять
определенные заповеди более усердно еще и по причине
того, что обладателю этой души в ее предыдущем воплощении
не удалось их исполнить. (Из объяснений последнего
Любавичского Ребе.)
[32]
Исполнение заповедей не только влияет на личность
исполнителя, но имеет и глобальное значение. Каждому
поколению предназначена Всевышним особая роль, ибо движущая
сила истории – решение Б-га. Например,
в период составления Талмуда большое значение имела
заповедь изучать и постигать Тору. Люди последующих
поколений не обладали и не обладают столь могучим интеллектом,
позволяющим им проникнуть в глубину Торы, их задача
– совершать добрые дела, помогать нуждающимся.
Во времена Храма особо важными были заповеди о жертвоприношениях,
в более поздний период – заповедь
о молитве, и т. п.
[33]
Жребий – символ того, что Б-жественное
– выше разума. Распределению чего-либо по
жребию подобно и распределение местонахождения душ в
их органической системе. То, что одна душа находится
на уровне головы, а другая – на уровне
стоп, – жребий, выпавший для них.
Это отнюдь не свидетельствует об их духовных достоинствах.
Исторический период жизни душ в этом мире также распределяется
по жребию. Из всего сказанного в этом послании следует:
метафизический смысл понятия "доля" относится
к тем аспектам Б-жественного света Торы и ее заповедей,
которые в одинаковой степени могут привлечь к своей
душе и в миры все евреи, и Всевышний поставил перед
ними эту универсальную цель. Слово "доля"
может означать одинаковые части, элементы чего-либо.
Жребий же используют для того, чтобы распределить отличающиеся
друг от друга части чего-либо, исключая, таким образом,
возможность обиды "обделенного" и т. п. Подобно
этому и метафизический смысл слова "жребий"
означает те аспекты Б-жественного света, которые открываются
и озаряют лишь отдельные души, но человек не может задать
вопрос, почему другой, а не он удостоился этого света,
ибо жребий выше разума.
|