Лишь тогда будет послано избавление народу Израиля,
когда [евреи] будут помогать нуждающимся, как сказано:
"[Будет освобожден Сион в заслугу за правосудие], вернется
из плена [еврейский народ] в заслугу за помощь нуждающимся"[1].
Написано: "Милосердие поведет его, [словно ангел-хранитель]"[2].
В соответствии с простым смыслом текста следовало бы
сказать не "поведет его", а "пойдет впереди него". [Почему
же сказано все-таки "поведет его"? Это станет ясным
из] объяснения, приведенного ниже. Написано: «В сердце
моем звучат Твои слова: "Ищите во Мне сокровенное"»[3].
(Другое толкование сказанного Всевышним –
"Ищите сокровенное в собственном сердце".) [Любовь ко
Всевышнему, которая, подобно] пламени, [разгорается]
от Б-жественной [духовной] стихии огня, заложена изначально
в сердце [человека][4].
Существуют две разновидности этой любви; [она может
быть вызвана факторами, которые мы условно назовем]
"внешний" и "внутренний"[5].
"Внешний" фактор – интеллектуальное
постижение Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, пробуждающее
в сердце любовь к Нему и заключающееся в углубленном
осмыслении и осознании величия Всевышнего. "Любовь эта
горяча, как раскаленные угли..."[6].
"Внутренний" фактор – иррациональное
стремление к Нему, возникающее в самой глубине сердца
и не поддающееся интеллектуальному анализу; оно не может
появиться в результате осознания величия Всевышнего.
Как написано: "Из глубин я воззвал к Тебе, Г-сподь"[7]
– из глубин сердца (нечто подобное мы наблюдаем
в окружающем нас мире: в экстремальной ситуации, когда
происходит что-то, что обнажает смысл жизни человека,
и тот потрясен этим до самой глубины души[8],
он зачастую совершает такие поступки и говорит такие
вещи, которые противоречат логике, [но являются естественным
проявлением его иррационального естества]). В книге
Когелет написано: "...[Всевышний сотворил мир таким,
что] у всего существующего [в нем] есть своя противоположность..."[9].
[Этот принцип верен и в отношении духовного служения
человека Творцу:] иррациональное стремление к Нему,
возникающее в самой глубине сердца, гораздо важнее,
чем эмоции, порожденные работой интеллекта и контролируемые
той из его сфер[10],
в которой происходит оценка наблюдаемого и вырабатывается
отношение к нему. Стремление это представляет собой
отсвет сфиры Хохма [- пограничной области между рациональным
и иррациональным], в которой Всевышний раскрывается
гораздо более полно, нежели в сфирот Вина, [соответствующей
способности человека к пониманию], и Даат, [соответствующей
его способности осознавать ощущение], –
она является облачением и вместилищем света [Самого]
Творца; можно сказать, что она и есть сам этот свет[11].
Как написано: "Г-сподь [проявляется] в Хохме..."[12].
Б-жественное сияние [Хохмы] и является сутью каждой
еврейской души.
Почему же не каждый человек удостаивается подъема на
тот духовный уровень, когда служение Всевышнему выражается
в возникающем в самой глубине сердца иррациональном
стремлении к Нему? Потому что стремление это у многих
людей либо подавлено, либо контролируется дурным началом,
и в этом – причина того, что Шхина
[- присутствие Всевышнего в среде еврейского народа
– не проявляется явно, ибо Творец в определенном
смысле] находится в изгнании [вместе с Израилем. А что
такое Шхина?] То самое сияние Всевышнего, которое является
сутью Б-жест-венной души. О причине же изгнания так
сказали наши учители, благословенна их память: "Они
были уведены в Вавилон, и Шхина [отправилась в изгнание]
вместе с ними..."[13],
имея в виду, что иррациональное стремление человека
ко Всевышнему переродилось в противоположность: жажду
плотских удовольствий – и облачилось
в замаранные одежды, [которые в этом мире носит зло],
и Вавилон – символ этого, [ибо люди
в этой стране были безнравственны. Жажда плотских удовольствий]
– иррациональное стремление сердца ко Всевышнему,
принявшее уродливую форму, – мешает
единению человека с Творцом, и от нее следует избавиться
– подобно тому, как необходимо избавиться
от крайней плоти для заключения союза с Ним; и об этом
сказано: "Удалите оболочку [зла] с сердец ваших"[14].
Для исполнения заповеди обрезания нужно совершить два
действия: ми'ла [удаление крайней плоти] и приа
[снятие тонкой подкожной пленки с оперированного
места], а если пленка не была снята, то человек считается
необрезанным[15].
Сказанное верно и в отношении духовного аналога обрезания:
существует два вида плотских влечений [- к запрещенному
и к дозволенному]; первое из них [создает вокруг сердца]
более плотную оболочку [зла], а второе –
менее плотную. [Теперь становится понятен глубинный
смысл закона о необходимости действия приа при
обрезании:] пока не удалена тонкая пленка зла, стремление
ко Всевышнему в сердце человека остается скрытым под
оболочкой порока.
Слова Торы: "Удалите оболочку [зла] с сердец ваших"
– намекают нам на необходимость удалить
более плотную оболочку со своих сердец, [причем подчеркнуто,
что] мы должны это сделать сами. Однако менее плотную
оболочку человеку трудно снять [без помощи Всевышнего];
об этом сказано, что лишь во времена Машиаха "Г-сподь,
Б-г твой, удалит оболочку [зла] с твоего сердца... чтобы
любил ты Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим и
всей душою своей, [осознав], что в Нем –
вся твоя жизнь"[16].
И будет человек любить Всевышнего [так же безоглядно],
как самого себя[17].
Такая любовь может исходить, как об этом уже говорилось,
лишь из самой глубины сердца, из духовной сути его,
которая находится вне сферы рационального. [В Талмуде
сказано: несмотря на то, что мы ждем] прихода Машиаха
[каждую минуту, он все равно явится] неожиданно для
евреев; имеется в виду, [что с его приходом раскроются
такие глубины Б-жественного, которые непредсказуемы
и не постижимы интеллектом, и] раскроется сверхличное
иррациональное стремление ко Всевышнему, и надиндивидуальная
сущность Шхи-ны освободится от власти [зла] и подчинения
[ему] – теперь уже навсегда.
Подобное явление – выход из изгнания
той искры Б-жественного, которая предназначена душе
каждого отдельного еврея, – периодически
наблюдается и сейчас, когда человек духовно обновляется
во время молитвы, – если молитва его
исходит из самой глубины сердца и разрывает окружающую
его [двойную] оболочку зла, чтобы слиться со Всевышним;
[при этом он должен испытывать] страстное желание [постичь
Творца, осознав], как мы говорили раньше, что в Нем
– вся его жизнь. Этот духовный подъем во
время молитвы тоже, в определенном смысле, неожиданность
для еврея, ибо никакие размышления о величии Всевышнего
не в состоянии дать такой эффект, –
это дар, которого удостаивает Творец, высшая степень
проявления Его благосклонности, как написано: "И будет
благосклонен к тебе Г-сподь..."[18]
и как сказано в другом месте: "...Г-сподь, Б-г твой,
удалит оболочку [зла] с твоего сердца...".
Известно, однако, что эта щедрость [Всевышнего] обусловлена
духовным пробуждением самого человека, что вызывает
проявление доброты Творца и является действием, которое
Кабала называет "всплеск маим нуквим"[19].
Как сказали наши учители, благословенна их память:
"Капля не упадет с небес, [пока туда не поднимутся две
капли]"[20].
Поэтому начать следует самому человеку: он должен [приложить
усилия к тому], чтобы удалить со своего сердца обе оболочки:
и более плотную, и менее плотную[21],
– которые мешают ему любить Всевышнего всем
сердцем, как самого себя, – о чем
мы говорили раньше. Ибо прежде это его чувство было
направлено на удовлетворение своих плотских потребностей
и "любить самого себя"[22]
для него означало любить собственную плоть –
что диаметрально противоположно любви ко Всевышнему,
как говорилось выше. [Что же он должен сделать для того,
чтобы освободить свое сердце от оболочек?] Материально
помогать нуждающимся, как того требует Всевышний[23],
– ибо деньги, которые жертвует человек,
он отрывает от самого себя [- от того, кого больше всех
любит]; в особенности же это относится к тем, кто стеснен
в средствах, кто сам находится в тяжелом положении:
ведь такой человек и впрямь поступается самым важным
для себя[24]
– тем более, если он кормится трудом своих
рук. Ведь не может быть, чтобы он не вкладывал всю душу,
все сердце свое в дело, которым занимается; [это верно
по отношению к каждому – ] возьмите
хотя бы торговца, [привыкшего вести счет деньгам]. И
вот он щедро раздает плоды своего труда по повелению
Всевышнего, делая это с искренней радостью, и [тем самым]
спасает свою душу от гибели, [спасает ту самую] искру
Б-жественного в сердце своем, которая пребывала в изгнании
под покровом одной из оболочек [зла], как сказано о
том:. "Освободи свое сердце из заключения"[25].
Слово ме-шамер, [основной смысл которого
– "храни"], в данном контексте означает
"заключение". Оказывая помощь нуждающимся, человек,
находившийся в плену искушений, "выкупает" себя[26].
Теперь становится понятен скрытый смысл слова приа:
оно происходит от глагола лифроа –
"расплачиваться"; человек платит силам зла[27],
откупаясь от них, – ибо они властвовали
над самым сокровенным в его сердце [и постоянно были
для него источником соблазна]. Именно об этом говорится:
"[Будет освобожден Сион в заслугу за правосудие], вернется
из плена [еврейский народ] в заслугу за помощь нуждающимся".
Это же подчеркивает буквальный перевод приведенной
в начале фразы: "Милосердие пойдет впереди него, [словно
ангел-хранитель]". Лефанав – "впереди
него" (буквально – "перед его лицом")
– имеет еще одно значение: слово это без
приставки ле означает "внутреннее", "сокровенное"[28].
Простой смысл слова ягцлох не "пойдет", а "поведет"
– то есть оказание помощи нуждающимся "поведет"
сердце еврея ко Всевышнему, и тогда человек "будет идти
по жизни путями, которые указал Творец", как написано:
"...Иди путями, которые Он указал"[29],
"За Г-сподом, Б-гом вашим, следуйте"[30].
Это означает исполнять Его заповеди и изучать Тору,
что равноценно исполнению всех остальных заповедей,
вместе взятых[31].
Если исполнение заповеди изучения Торы продиктовано
глубинной потребностью сердца, в этом гораздо больше
духовности[32],
чем тогда, когда действия человека вызваны простым откликом
его сердца на доводы рассудка. Во втором случае благосклонность
Всевышнего проявляется не так явно, ибо человек не пробудил
ее [у Творца] тем, что оказывал помощь нуждающимся;
[ведь известно, что] исполнение этой заповеди приводит
к гармонии в его отношениях со Всевышним. Об этом написано:
"Освободи душу мою из [плена искушений], чтобы [между
мной и Тобой] установилась гармония"[33].
Под словом "душа" здесь подразумевается та искра Б-жественного,
[которая горит в сердце каждого еврея][34].
О том, что исполнение заповеди помогать нуждающимся
создает гармонию между еврейским народом и его Небесным
Отцом, говорили наши учители, благословенна их память[35].
Помощь нуждающимся, [считали они], освобождает еврейские
души, в которых есть частица Б-жественной сути, от власти
зла, которое держит их в плену, –
тем более [если речь идет о том, чтобы] поддерживать
бедных, живущих в Эрец-Исраэль – стране,
избранной Всевышним, – как написано:
"...Взор Г-спода, Б-га твоего, постоянно направлен на
нее"[36],
"...Она всегда будет пред глазами Моими и в сердце Моем"[37].
В заслугу за исполнение этой заповеди мы избежали обвинения
по навету тех, кто пытался заставить нас сойти с нашего
пути. И пусть эта заслуга обеспечит нам вечную жизнь,
которую дарует нам Тот, Кто вдохнул жизнь во все Свои
творения, и да озарит Он нас Своим животворным светом,
навеки отметив нас Своей благосклонностью. Амен! Да
будет [на это] воля Его!
[1]
Шабат, 139а; Йешаягу, 1:27.
[2]
По Тегилим, 85:14.
[3]
По Тегалим, 27:8.
[4]
В некоторых рукописях: "В сердце (заложена Б-жественная
[духовная] стихия огня, [выражающаяся в любви к Творцу])".
(Прим. редакторов виленского издания.)
[5]
Фактор называется "внешним", потому что он способен
воздействовать лишь на внешний слой чувств и эмоций
человека. Внутренний фактор способен пробудить самую
глубину чувства, которое автор называет иррациональным
стремлением к Б-гу.
[6]
По Шир гаширим. 8:6.
[7]
По Тегилим, 130:1.
[8]
Например, когда родители видят, как, упаси Б-г.
гибнет их ребенок, они стремятся спасти его. Этот пример
приводится в учении хасидизма.
[9]
По Когелет, 7:14.
[10]
В терминологии учения Хабада эта сфера называется
Даат. См. Тания.
часть 1, гл. 3, а также часть 4, посл. 15.
[11]
В книге Сефер гамаамарим 5703 предпоследнего
Любавичского Ребе р. Йо-сефа-Ицхака приводится комментарий
из книги Зогар к словам из Торы (Брейшит, 1:3): "...Да
будет свет...". Зогар говорит, что свет –
это Хохма. В своей книге (стр. 164) р. Йосеф-Ицхак характеризует
Хохму как сущность в чистом виде, не имеющую количественных
характеристик. Хохма уподобляется абсолютно прозрачному
телу, которое сливается со светом, льющимся на него
[12]
По Мишлей, 3:19.)
[13]
Мегила, 29а.
[14]
По Дварим, 10:16.
[15]
Шабат, 1376.
[16]
По Дварим, 30:6.
[17]
Эта фраза – комментарий автора
к процитированному стиху. Простой смысл его таков: люби
Г-спода всем сердцем ради (лемаан) твоей жизни
– т. е. люби Всевышнего, –
и тогда жизнь твоя сложится удачно. Автор же истолковывает
слово лемаан как "ибо": человеку следует любить
Всевышнего, ибо Тот вложил частицу Себя в его душу,
которая и есть его иррациональное естество, о чем говорится
выше в этом послании.
[18]
По Бемидбар, 6:25.
[19]
Маим – "вода", "воды",
нуквим – "женские". Термин
маим нуквим, встречающийся в Кабале, можно перевести
как "яйцеклетка после овуляции"; имеется в виду готовность
женщины к принятию мужского семени, к зачатию. В основе
поступков человека, вызывающих излияние доброты Всевышнего,
лежит именно это "женское начало".
"Всплеск маим нуквим" – букв,
"стремление ввысь маим нуквим". Мысль о том,
что излиянию света в низшие миры должен предшествовать
"всплеск маим нуквим", впервые высказана в такой
форме в учении р. Иц-хака Лурии. Подобный принцип в
книге Зогар сформулирован так: "Пробуждение [активности]
в низшем [мире] пробуждает [активность] в высшем из
[миров]". Разница между сказанным в книге Зогар и утверждением
р. Ицхака Лурии не только в терминологии –
сам "механизм" этого процесса выглядит по-разному. Согласно
Зог ару, активность человека не выходит за рамки физического
мира, но так как его душа и высший мир связаны между
собой одним причинно-следственным рядом, то изменения
в одном звене приводят к соответствующим изменениям
в других. И хотя душа человека не соизмерима с Б-жественным
высшим миром Ацилут, все же по воле Всевышнего она и
мир Ацилут связываются подобно звеньям одной цепи и
между ними возникает причинно-следственная связь. Для
возникновения такой связи человеку все же следует приложить
максимум усилий и выйти за пределы своих духовных ограничений,
и этим своим относительно неограниченным стремлением
ко Всевышнему, которое и есть иррациональное стремление
души к Нему, упоминаемое в этом послании, он пробуждает
абсолютно неограниченные духовные процессы в мире Ацилут.
"Всплеск маим нуквим" означает, что душа человека
как бы покидает пределы физического мира и достигает
мира высшего, вызывая излияние света из него в низший
мир. Для того, чтобы устремиться к высшему миру, необходимо
преодолеть сопротивление плоти и животной души и обратить
их тьму в свет. Обращение тьмы в свет в низшем мире
– явление необычное и для высшего мира Ацилут,
где такое невозможно, поэтому подобное явление и вызывает
излияния света в низший мир. Простому бедному человеку
нечем вызвать интерес царя к себе –
ведь ничего объективно ценного он не может ему предложить,
но если он приносит царю нечто диковинное –
например, говорящую птицу, – то такая
диковина пробуждает у того интерес
[20]
Таанит, 256.
[21]
Хотя человек не в состоянии самостоятельно освободиться
от менее плотной оболочки зла. ему следует стремиться
к этому, иначе он не удостоится помощи Всевышнего. Духовная
награда отличается от материальной. Можно подарить ребенку
большую сумму денег, хотя он и не стремился обладать
ею и вообще не осознает ценности такого дара, но эти
деньги юридически могут принадлежать ему, если, к примеру,
положить их на его счет в банке. Но нельзя передавать
человеку знания, если у него нет интереса к ним. Если
человек учится, исследует что-то и у него возникают
вопросы, на которые он сам не в состоянии дать ответ,
то тогда ответы и объяснения представляют для него ценность.
Иными словами, без даже самого трудного и, казалось
бы, неразрешимого вопроса не может быть ответа.
[22]
См. выше прим. 17. Понятно, что любовь человека
к самому себе иррациональна, доводы разума против нее
бессильны.
[23]
Букв. "Передавать милостыню или материальную
помощь Всевышнему". То есть человек, оказывая помощь
беднякам, поступается во имя Всевышнего своей жизнью,
ибо отдает то, "во что вложил свою душу", как это объясняется
дальше.
[24]
См. Тания, часть 1, гл. 37.
[25]
По Мишлей, 4:23.
[26]
В Талмуде (Бава батра, 10а) приводится диалог
между раби Акивой и неким римлянином. Римлянин задает
вопрос раби Акиве: "Если Всевышний любит бедняков, то
почему Он не обеспечивает их всем необходимым?", Раби
Акива отвечает ему: "Потому что Он хочет спасти меня
от мук ада". Можно сказать также, что, оказывая помощь
нуждающимся, человек избавляет себя от участи бедняка.
См. также сказанное в Талмуде в продолжении диалога.
Помогая нуждающимся, человек избавляет себя и от бедности,
связанной с тем, что над ним властвуют силы зла, как
об этом говорится в книге Зогар и в учении хасидизма.
(Из примечаний последнего Любавичского Ребе.)
[27]
Существует обычай после обрезания закапывать
в землю крайнюю плоть. Мистическое объяснение этого
обычая следующее: Всевышний проклял Змея и сказал ему,
что тот будет питаться земным прахом, а Змей –
символ сил зла, и крайнюю плоть закапывают, чтобы он
питался ею. В этом – и мистический
смысл обычая, когда во время обрезания отсасывают капли
крови, так как кровь служит питанием для сил зла.
[28]
Слово паним ("лицо") имеет общий корень
со словом пнимиют – "внутреннее",
"сокровенное". Издавна говорят, что лицо –
зеркало души.
[29]
По Дварим, 26:9.
[30]
По Дварим, 13:5.
[31]
Мишна, трактат Пеа, 1:1.
[32]
Букв. "Они стремятся ко Всевышнему с большей
силой и достигают больших [духовных] высот".
[33]
По Тегилим, 55:19.
[34]
В простом понимании .этого стиха Давид просит,
чтобы Всевышний избавил его от врагов. Здеср автор объясняет,
почему Давид говорит нафши – "душу
мою", а не оти – "меня", как
например, в Тегилим, 31:6: "...Освободил меня...".
[35]
Бава батра, 10а.
[36]
По Дварим, 11:15. См. Тания, часть 4, посл. 14.
[37]
По Млахим 1,9:3.
|