«"Самоотверженная жена – венец
[на голове] ее мужа"[1].
В Гмаре, в 4-й главе трактата Мегила, [приводятся слова
из Мишны; трактат Авот]: "...Тот, кто пользуется
венцом, – сгинет"[2].
[Гмара объясняет, что речь идет о том,] кто пользуется
[для утилитарных целей услугами человека,] изучившего
законы Торы, [названные] ее венцом»[3].
«"Так передают от имени Элиягу: "Всякому,
кто изучает законы, [обеспечен удел в грядущем мире]"»[4].
Следует осмыслить, почему законы Торы определяются как
ее "венец" и "корона" и по какой
причине [удел в грядущем мире] обеспечен тому, кто изучает
именно их, а не другие темы в Талмуде. Необходимо также
понять сказанное нашими учителями в 11-й главе трактата
Мнахот: "Даже если человек изучает только одну
главу [Мишны] по утрам... он исполняет свою обязанность
[изучать Тору постоянно, когда у него нет на это другого
времени в течение дня]"[5],
– почему он не исполняет эту обязанность,
изучая иные вопросы в Торе?
Известно со слов раби Ицхака Лурии, что душе каждого
еврея суждено неоднократно проходить реинкарнацию, пока
не будут соблюдены все 613 заповедей Торы на уровнях
предметного мышления, речи и практической деятельности.
[Мысли, речь и действия человека, связанные с исполнением
заповедей, создают оболочки для его души, и поэтому
ему необходимо соблюдать их все,] чтобы создать необходимое
число оболочек и чтобы все они были цельными. Исключение
составляют лишь заповеди, предписанные царю: он исполняет
их от имени всего Израиля, ибо его душа [сверхиндивидуальна,
она] включает в себя души всех [евреев]. Важность создания
оболочек путем соблюдения всех 613 заповедей объясняется
необходимостью заключить в них все до единого 613 аспектов
души и заложенные в нее силы[6].
По какой причине столь важно и существенно [создать]
эти оболочки, объясняется в книге "Зогар"
и понятно каждому мыслящему [человеку]. Все уровни души
– нефеш, руах и нешама –
относятся к категории сотворенного, и ни одно из созданий
не в состоянии постичь что-либо в Творце и Создателе
универсума, [проявляющемся] в [бесконечном свете] Эйн
Соф. Даже после того, как Всевышний озарил сиянием Своего
света [мироздание, не раскрывая в этом сиянии Свою суть,][7]
и путем эманации создал [в "пустом" пространстве,
из которого удалил бесконечный свет Свой], множество
уровней, [на которых сияние проявляется в виде последовательности
духовных сущностей], связанных между собой подобно звеньям
одной цепи, [такое постижение все равно невозможно:
эти сущности] нисходят с одного уровня на другой [и
на каждом из них сияние ослабевает] в результате непрерывной
редукции и [преодолении на своем пути] множества оболочек,
что кардинально [меняет его природу], как известно о
том изучающим тайную мудрость. В книге "Идра раба"
[лучи света, прошедшие такую редукцию и преодолевшие
эти оболочки,] называются "волосами"; в книге
Даниэля, [в том месте, где он описывает явление ему
Всевышнего в образе царя], написано: "...И волосы
на Его голове подобны белой шерсти"[8].
Несмотря на все эти [процессы], человеческая душа и
на уровнях нефеш и руах, и на уровне нешама не в состоянии
выдержать [яркость] сияния [света Эйн Соф –
настолько велики] благо, [которое оно несет], и услада
для глаз [созерцать Его], как написано: "...Созерцать
[свет] Г-спода. [несущий] блаженство..."[9].
Слово ноам, [переведенное здесь как "блаженство"],
означает [еще и] "удовольствие", "сладость",
"усладу" и "неизмеримое бесконечное блаженство",
и [о возникновении такого чувства] сказано: "Я
позволю тебе насладиться щедрым светом Моим..."[10],
"...И насыщу тебя лакомствами..."[11].
Слово цахцахот, [переведенное здесь как "лакомство"],
означает также истому и жажду [- переживая приятную
истому, душа жаждет испытать это ощущение в еще более
острой форме], как написано о том в книге "Зо-гар".
Испытывая такую сладчайшую истому, душа не в состоянии
оставаться в рамках отдельной духовной сущности и [стремится]
слиться [со светом Всевышнего], подобно пламени свечи,
сливающимся с пламенем факела. Она может сохранить себя
в качестве индивидуальности лишь при условии, что из
этого света, [доставляющего ей блаженство], снизойдет,
как по звеньям цепи, и опустится [до уровня сотворенных
миров] отблеск, пусть даже самый незначительный, [света
Эйн Соф. Отблеск этот воплощается в нисходящую последовательность
духовных сущностей] путем перехода, словно по звеньям
цепи, с уровня на уровень в результате непрерывной редукции,
пока из него не образуется определенная оболочка [конкретной
души], относящейся к категории сотворенного[12],
но сохраняющая в себе суть этого отблеска. Цель создания
такой оболочки – заключить в нее уровни
души нефеш, руах и нешама, которые благодаря ей смогут
наслаждаться сиянием света [Эйн Соф] и постигать его,
не теряя при этом своей индивидуальности, –
подобно человеку, смотрящему на солнце через [затемненное,
но] прозрачное, пропускающее свет стекло. Как сказано:
"И вошел Моше в облако, и поднялся..."[13]
– облако стало для него оболочкой, и он
поднялся [над землей] и созерцал [Шхину] из облака,
о чем написано в книге "Зогар", часть 2, стр.
210 и 229. Этот отблеск уготован в тайниках [высших
миров] для праведников в мире грядущем и называется
"благодатью Всевышнего", "томительным
блаженством" и "четырьмястами желанными мирами,
в которых наслаждаются праведники", как написано:
"...Четыреста серебряных шекелей..."[14].
[По Кабале, эти шекели – аналог четырехсот
миров блаженства.] Сияние [света Эйн Соф] проявляется
во многих качествах и на различных уровнях, и невозможно
определить, какой из них – самый вь)сший.
Но слабый отблеск его, который опускается с уровня на
уровень с целью создания оболочки, образован из этого
света на низшем уровне его проявления и условно называется
"внешним" и "обратным" аспектом
[Эйн Соф]. Как написано в книге "Зогар". [часть
2], стр. 2086 (см. комментарий "Микдаш Мелех"
к этой странице) и [повторено на странице] 2106: "...И
из того, что остается [от этого света, образуются оболочки".
Соотношение между внутренними и внешними аспектами этого
сияния] проще понять, если найти для них соответствующие
аналоги в процессах, происходящих в душе человека, которая
обладает способностью наслаждаться всем, приносящим
ей удовлетворение, [и он не может усилием воли заставить
себя считать приятным то, что противно его натуре; такое
удовлетворение приносит], к примеру, постижение новой
идеи и тому подобное. "Внешний", "обратный"
аспект способности души испытывать блаженство выражается
в стремлении человека к тому, что доставляет ему удовольствие;
он хочет именно этого, а не чего-либо, приносящего ему
страдание вместо наслаждения[15].
Проявление свойств человеческой души –
некая модель происходящего в сфере света Эйн Соф: высшая
воля Творца, благословен Он, – "внешний",
"обратный" аспект [всех проявлений] высшего
блаженства, "благодати Всевышнего", "томительного
блаженства" и "желанных миров", о которых
говорилось выше. Хотя высшая воля и высшее блаженство
неотделимы от сути Создателя [и, казалось бы, утверждение,
гласящее, что в Нем Самом есть разделение на внешние
и внутренние аспекты, выглядит абсурдно], ибо Его воля
– это и есть Он Сам и не может быть аналогии
[между соотношением Его Самого и Его воли и] соотношением
человека и его воли[16],
– все же Тора изобилует антропоморфическими
терминами, дабы "ухо могло воспринять"[17]
сказанное в ней. Для этого [Тора прибегает] к аллегории
и метафоре, взяв за модель весь комплекс проявлений
человеческой души, в который входят воля, способность
к наслаждению, интеллектуальное озарение, способность
к анализу и синтезу и т. д. Человеку нетрудно проследить
за происходящим в его душе процессом, когда у него возникают
первые проблески какой-либо новой грандиозной идеи,
– в этот момент появляется еще не вполне
[осознанное] чувство удовлетворения[18].
[Эта идея зарождается в тех сферах души, где коренится
способность к наслаждению, стоящая выше интеллекта;
человек может сообщить о своем открытии другим, однако
он не в состоянии описать им блаженство, которое испытал
в этот момент ] Из этого видно, что наслаждение гораздо
выше [сферы рационального] и ближе к самой сути души,
чем [такие ее проявления, как] разум и интеллектуальное
озарение; интеллект – лишь оболочка
для наслаждения. И когда эта идея или открытие полностью
формируется в сфере интеллекта, то есть [человек] уже
способен объективно оценить это во всей полноте, он
ощущает блаженство, оболочка которого –
^^интеллектуальное озарение. Поэтому Бина определяется
в святой книге "Зогар" как мир, куда души
попадают из мира физического, – поскольку
она делает сферу Хохма, в которой сосредоточены все
виды наслаждения, доступной [для по стижения душ]. Души
праведников в раю прозревают и постигают сущность Торы,
ибо Тора – порождение сфиры Хохма,
а Тора и святой Творец, благословен Он, –
суть одно и то же[19].
Высшую волю [Всевышнего], благословен Он, мудрецы,
постигавшие истину, образно называли "высшим венцом".
Этот венец состоит из [двух частей: одна возвышается
над всеми мирами, другая связана с нашим миром
– и они соединены между собой посредством]
шестисот двадцати столпов света [гиматрия слова ке-тер
– "венец" –
620][20].
Такое строение "высшего венца" подобно архитектуре
дворца, потолок которого опирается на колонны. [Верхняя
часть этого] венца подобно [потолку] возвышается над
уровнем сфиры Хохма со всеми ее аспектами. Слово кетер
происходит от слова котерет ["окружение"],
так как форма венца представляет собой круг, и его возлагают
на голову, где находится мозг, в котором проявляются
[все] аспекты [интеллекта – ] интеллектуальное
озарение, способность к анализу и синтезу и сознание.
Воля Всевышнего воплотилась в 613 заповедях Торы и 7
заповедях, установленных законоучителями. Соблюдение
почти всех их связано с деятельностью человека в материальном
мире; даже исполнение тех заповедей, которые требуют
от нас [всего лишь] произнесения определенных текстов,
[невозможно без конкретных действий], и закон гласит,
что движения губ при этом рассматриваются как деяние[21].
Более того: заповеди, связанные с интеллектуальной или
эмоциональной [сферами души], даны тому же человеку
из плоти и крови именно в этом мире, где он обладает
свободой выбора обратить свое сердце [либо ко злу, либо]
к добру. От души же его [в высших мирах,] вне тела,
ничего этого не требуется. Из сказанного следует, что
заповеди – своего рода "колонны",
подножье которых – на нашей земле,
а вершины уходят в безграничные высоты –
в высшую волю [Творца], благословен Он. Эти "колонны"
как бы полые, они служат оболочкой для находящегося
в них уровня нешама человека, или его руах, или нефеш,
когда он исполняет заповеди. По этим [полым] колоннам
нефеш, руах и нешама поднимаются до самых высших ступеней
[приближения к Творцу], становясь звеном в цепи жизни,
[берущей свое начало во] Всевышнем. [Стать звеном в
цепи жизни для души человека, исполняющего заповеди,]
означает приобщение к свету короны Всевышнего, благословен
Он, – к высшей воле –
и погружение в [поток этого света, который образует]
оболочку души. Благодаря этой оболочке душа может созерцать
"благодать Всевышнего" и [свет, вызывающий
у нее] "томительное блаженство". Эти Б-жественные
блага выше [для душ], чем уровень сфиры Кетер, и представляют
собой в определенном смысле сокровенные ее аспекты.
(Хотя в другом месте [мной] объяснялось, что в заповедях
нашла отражение сокровенная воля Всевышнего [- внутренний
аспект сфиры Кетер][22].
все же знакомым с тайной мудростью известно о существовании
многочисленных "этажей" на каждом уровне [проявления
Б-жественных сущностей] и многообразных градаций святости.
Понятие "сокровенное" распространяется яа
бесконечное [множество духовных сущностей], так же как
и понятие "внешнее".)
Семь заповедей, установленные законоучителями, представляют
собой предписания, связаные с Торой, –
ведь до того, [как они были сформулированы], был известен
запрет "не добавляй [новые заповеди к уже существующим]"[23];
эти заповеди проистекают и выводятся из 613 заповедей
самой Торы и входят в их рамки. [Как упоминалось выше,
число это соответствует] 613 аспектам души человека
и заложенным в нее силам, нуждающимся в оболочках, [без
которых они не в состоянии наслаждаться светом Всевышнего],
на уровнях нефеш, руах и нешама. В этом смысл сказанного
в святой книге "Зогар", в комментарии к главе
"Пку-дей" (стр. 2296): «...Добрые дела, совершаемые
человеком, привлекают [в этот мир] сияние высшего света,
[создающего] оболочку [для его души]... и он созерцает...
"благодать Всевышнего"...». В этой цитате
речь идет о пребывании души на низшем уровне блаженства,
где оболочка образована лишь самим [духовным воплощением]
исполненных человеком заповедей посредством его контакта
с объектами физического мира, а для того, чтобы достичь
высшего уровня блаженства, душам необходима оболочка,
образованная в результате изучения им частей Торы, а
также в результате молитв, [когда и то, и другое] проникнуто
стремлением сердца и искренним намерением [приобщиться
к Творцу], – как об этом написано
там же в книге "Зогар" (стр. 210). [Из этого,
казалось бы, можно заключить, что оболочка создается
не светом сфиры Кетер, заключенным в заповедях, а мотивацией
человека, исполняющего их, – однако
это не так:] ведь речь идет об искреннем намерении [приобщиться
к Творцу, которое не остается нереализованным, а находит
выражение] в занятиях Торой ради нее самой, намерении,
проникнутом любовью ко Всевышнему, а заповедь изучать
Тору также относится к тем предписаниям, исполнение
которых связано с конкретными действиями, –
ибо. [как уже говорилось выше], движение губ [при произнесении
ее текстов] рассматривается как деяние. И [наши законоучители
постановили, что] чтение про себя [святых текстов] не
может быть приравнено к произнесению их вслух и что
человек не исполняет своей обязанности, если читает
их только глазами[24].
То же верно и в отношении молитвы. Кроме того, преимущество
[исполнения заповедей, проникнутого] намерением приобщиться
[к Творцу], над [исполнением, не одухотворенным подобным
помыслом, а проводимого лишь посредством] речи и действий,
заключается не в очевидном примате [духовного над материальным],
а в том, что в первом высшая воля раскрывается [в большей
степени, чем во втором], как об этом подробно написано
в книге "Тания", часть 1, глава 38.
Общеизвестно, что высшая воля [Творца], благословен
Он. воплощенная в 613 заповедях в той форме, в которой
она выразилась в Письменной Торе, непостижима и скрыта,
утаена и не известна [нам] и раскрывается только посредством
Устной Торы. Рассмотрим, к примеру, заповедь о тфилин,
В Письменной Торе сказано: "И повяжи их как
знак на руку свою, и будут они знаками над глазами твоими..."[25].
Это предписание неопределенно, закодировано, зашифровано.
В Пятикнижии не сказано, что означает слово тотафот,
[переведенное здесь как "знаки"], что
именно и каким образом следует повязывать, где [конкретно]
над глазами и на какой части руки. Все это разъяснила
Устная Тора: следует привязать одну коробочку к руке
и другую, состоящую из четырех частей, –
к голове; внутри [этих коробочек –
куски пергамента] с четырьмя отрывками из Торы; коробочки
должны быть сделаны из дубленой кожи и иметь [форму
параллелепипеда, чье] основание квадратное; укрепляют
их на руке и голове с помощью ремешков, которые непременно
должны быть окрашены с [лицевой стороны] в черный цвет.
Есть еще много законов, связанных с изготовлением тфилин,
которые [Всевышний передал Моше] в устной форме.
"На руку" – на бицепс, а
не на, [к примеру], ладонь; "над глазами"
– на надлобье, а не на лоб[26].
Так и все остальные заповеди Торы, как предписывающие,
так и запрещающие, – становятся раскодированными,
ясными и понятными только благодаря Устной Торе. Приведем
еще один пример – запрещающую заповедь,
связанную с субботой: ''...Не совершайте никакой работы..."[27].
В Пятикнижии не сказано, какие виды деятельности человека
определяются как работа; в Устной Торе разъясняется,
что имеются в виду 39 определенных видов работ, в число
которых не входит, [среди прочего], переноска тяжелых
бревен и камней[28].
В качестве таких примеров можно привести все заповеди
Торы, как предписывающие, так и запрещающие, –
все они даны в Пятикнижии в закодированной форме, и
только Устная Тора их расшифровывает, определяет и разъясняет.
Поэтому сказано: "...Не пренебрегай тем, чему научила
тебя мать"[29].
Согласно книге "Зогар", "мать" означает
здесь Устную Тору. Эта [аллегория станет понятной] с
помощью такого уподобления: все органы тела младенца
закодированы в капле отцовского семени; в [результате
эмбрионального развития в утробе] матери они выявляются,
и женщина рожает ребенка, тело которого состоит из 248
частей и 365 жил. По аналогии с вышесказанным, контуры
всех 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей
проступают в Устной Торе. Начинается же приведенный
стих так: "Пусть звучат [всегда в сердце твоем]
наставления отца...". "Отец" означает
тут Письменную Тору – порождение высшей
мудрости, названную [в Кабале] "отцом".
И в этом – смысл слов "самоотверженная
жена – венец [на голове] ее мужа":
Устная Тора подобна женщине-матери, которая рожает и
ставит на ноги множество детей, [- она устанавливает
многочисленные законы], как сказано: "Бесчисленное
множество девушек"[30].
Слово аламот, [означающее "девушки"],
можно прочитать здесь в соответствии и с другой огласовкой:
оламот [- "миры". Мир состоит из конкретных
объектов, поэтому наши мудрецы сказали, что] миры Торы
состоят из ее законов, которым нет числа, как сказано
о том в книге "Тикуней Зогар". Все эти законы
выражают высшую волю [Всевышнего], благословен Он, скрытую
в Танахе, и она несравненно ближе [к скрытой сути Творца],
чем самый высший аспект сфиры Хохма, и возвышается над
ней подобно венцу, короне, возложенным на голову [человека,
который по отношению к ним находится внизу]. Поэтому
законы и называются "венцом" и "короной"
Торы, и изучающему их обеспечен удел в грядущем мире
– благодаря тому, что [свет] высшей воли
[Всевышнего], благословен Он, образует оболочку для
[уровней души человека] нефеш, руах и нешама, о чем
было сказано выше.
[1]
По Мишлей, 12:4. См. также Кидушин, 306.
[2]
Авот, 1:13.
[3]
Мегила, 286.
[4]
Там же. См. также Нида, 73а. Во времена составления
Гмары под изучением законов подразумевалось изучение
разделов Мишны и Барайты, в которых в четкой и лаконичной
форме сформулированы законы Торы. См. также Тания, часть
4, посл. 23.
[5]
Мнахот, 996. Автор пропускает в приведенной им
цитате слова: "...и одну главу по вечерам...".
В своей книге Ликутей Тора, раздел Шир гаширим, 29в,
Алтер Ребе объясняет, почему в этом отрывке из Талмуда
сказано "...одну главу [Мишны] по утрам и одну
главу по вечерам...", а не "другую главу по
вечерам". В этом намек: изучая законы, человек
открывает в мире абсолютное единство Всевышнего, о котором
сказано в Торе: "...Г-сподь
- Один...". Слово галаха (мн. ч. галахот),
которое обычно переводится как "закон",
буквально означает "поступь", "движение".
В иврите только законы Торы определяются как галахот.
Законы в более широком смысле этого слова
– законы природы, государства и т. п.
– называются хуким (ед. ч. хок).
Слово "поступь" имеет общий корень со
словом "поступок". Поэтому и законы Торы называются
галахот, так как указывают человеку, как ему
следует поступать, чтобы исполнить предписания Торы.
В вышеуказанном месте из книги Ликутей Тора Алтер Ребе
дает мистическое объяснение такому названию законов
Торы. Изучение законов, данных Всевышним, и их практическое
соблюдение вызывает поступление (тот же корень
– "ступ") трансцендентного света
Творца, в котором выражается Его воля, в физический
мир.
[6]
"Аспект" – более
абстрактное проявление души, чем сила. Например, сфера
интеллекта или эмоций души определяется как ее аспект.
Зрение, слух, осязание определяются как силы, заложенные
в душе. Заповеди делятся на предписывающие и запрещающие.
Не совсем понятно, каким образом соблюдение запрещающих
заповедей создает оболочки для души, –
ведь в результате этого не создаются новые позитивные
реалии. Допустимо предположить, что соблюдение таких
заповедей сохраняет целостность оболочек, созданных
исполнением предписывающих заповедей, не допускает возникновения
в них "прорех". Может быть, на это намекает
выше автор словами: "...Чтобы все они были цельными".
[7]
Очевидно, автор подразумевает здесь три этапа
в излиянии и воплощении бесконечного света Эйн Соф в
мироздание. На первом этапе свет этот как бы нисходит
до уровня мироздания, т. е. становится его достоянием,
раскрывая ему суть Всевышнего. На втором этапе он воплощается
в высший мир эманации, в мир Ацилут. На третьем этапе
он воплощается в сотворенные духовные миры Бриа, Йецира
и Асия, где претерпевает процесс непрерывной редукции,
что изменяет его количественные параметры, и облекается
во множество оболочек, меняющих его качественные характеристики.
[8]
Даниэль, 7:9. Волосы – духовный
прообраз своего рода каналов, по которым Б-жественный
свет изливается в сильно редуцированной форме и которые
значительно ослабляют его сияние. Это сравнение объясняется
в учении Хабада следующим образом: в волосах нет нервных
окончаний, а поэтому при стрижке их человек не чувствует
боли, хотя они и связаны с центральной нервной системой
– ведь при выдирании волоса ощущается боль.
Органы тела человека гораздо теснее связаны с мозгом,
в них воплощается жизненная энергия души, содержащаяся
в них в гораздо' большей степени, и малейшее изменение
в органах тела ощущается человеком.
[9]
По Тегилим, 27:4.
[10]
По Йешаягу, 58:14.
[11]
Там же, 58:11. В контексте стиха слова цахцахот
(ед. ч. цахцах) означает "освобожденное
от примесей", "изысканное", поэтому и
переводится оно как "лакомство". В книге Зогар
сказано, что оно имеет общий корень со словом цахиях
– "иссушенный", "истомленный
жаждой".
[13]
По Шмот, 24:18.
[14]
По Брейшит, 23:15. Слово кесеф –
"серебро" – имеет общий
корень со словом кисуф – "страстное
желание", "томление".
[15]
На первый взгляд, эта фраза, и также слова, приведенные
выше, – "способностью наслаждаться
всем, приносящим ей удовлетворение" –
звучат как тавтология. Однако на самом деле автор намекает
на проблему, которая подробно обсуждается на стр. 63-73
книги Йом-тов шель Рош-Гашана 5666 пятого Любавичского
Ребе, р. Шалома-Дова-Бера. В этой книге рассматривается
следующий вопрос: какое проявление души ближе к ее сути
и сильнее в человеке – способность
к получению наслаждения, стремление к нему или сила
воли? После подробного психологического анализа поведения
человека в различных ситуациях автор приходит к выводу,
который кратко формулирует в этом послании Алтер Ребе.
(Из примечаний последнего Любавичского Ребе.)
См. также Тания, часть 4, посл. 5, прим. 16. Слово
рацон – "воля", "желание"
– имеет общий корень со словом меруцэ
– "удовлетворен", что намекает
на внутреннюю связь между этими проявлениями души, как
объясняется в данном послании. И в русском языке слова
"воля", "удовольствие", "удовлетворение"
близки по своему происхождению.
[16]
См. Тания, часть 2, гл. 7-9. Проявление воли
Всевышнего не вызывается какими-либо внешними факторами,
так как Абсолют самодостаточен. Воля же человека вызвана
его стремлением получить от внешнего мира то, чего ему
недостает, то, что может совершенствовать его духовно
или физически.
[17]
Мехильта и Мидраш Танхума к Шмот, 19:18.
[18]
Это чувство становится полностью осознанным лишь
тогда, когда человек постигает зародившуюся идею во
всех деталях. Чувство блаженства от постижения Торы
он испытывает в полной мере лишь в раю, как говорится
об этом в данном послании ниже.
[19]
См. Тания, часть 4, посл. 5. Бесконечный свет
Эйн Соф и есть самое абсолютное блаженство, и он
– источник всех видов наслаждения в мироздании,
как сказано в учении Хабада. Постигая Тору, душа человека
может приобщиться к этому высшему блаженству, т. к.
Тора и Эйн Соф – суть одно и то же.
[20]
См. книгу Пардес римоним, 8:3. Не совсем понятно,
что служит аналогом в высших мирах "архитектуре
дворца, потолок которого опирается на колонны".
[21]
Сангедрин, 65а.
[22]
Об этом говорится в книге Тания, часть 1, гл.
23. Однако, судя по всему, автор имее,т в виду другую
свою работу – Сефер гамаамарим 5568
(стр: 334).
[23]
По Дварим, 14:1.
[24]
Брахот, 206. См. книгу Алтер Ребе Законы изучения
Торы, 2:12.
[25]
По Дварим, 6:8.
[26]
См. Мнахот, 346 и далее. Рамбам, Мишнэ Тора,
книга Агава, Законы о тфилин, 3:14.
[27]
По Шмот, 20:10. См. также Дварим, 16:8.
[28]
См. Шабат, 73а. Рамбам, Мишнэ Тора, книга Зманим,
Законы о субботе, 21:1, и комментарии там же.
[29]
По Мишлей, 1:8.
[30]
По Шир гаширим, 6:8. См. Тания, часть 4, посл.
7, прим. 16,17.
|