Любимые мои братья и друзья, в которых –
вся душа моя! Я обращаюсь к вам [с этим посланием],
чтобы напомнить [о цели жизни человека с физическом
мире] и пробудить погруженных в [его] суету, словно
в глубокий сон. Я хочу, чтобы прозрели слепцы и увидели
[истину], чтобы их помыслы, желания, стремления были
связаны с жизнью духа, чтобы [эти люди] приобщились
к Источнику "живой воды"[1]
– ко Всевышнему, дарующему жизнь всему
живому, – на протяжении всей
их жизни, во всех видах их деятельности –
как в тех, что связаны с удовлетворением потребностей
тела, так и тех, что связаны с удовлетворением потребностей
души[2],
– чтобы, занимаясь в этом мире своими
делами и зарабатывая на жизнь, они не преследовали сугубо
меркантильные цели. Да не будут евреи подобны сынам
других народов[3],
которые обеспечивают пропитание и достойное существование
своим женам и детям, руководствуясь лишь природным инстинктом
любви [к близким]. Ибо написано: "И подобен ли
кто народу Твоему, Израилю, –
[Твоему] единственному народу на земле!"[4].
Смысл этих слов в следующем: даже в своих повседневных
делах евреи призваны раскрывать абсолютное единство
Всевышнего[5]
в этом мире. [Если же евреи не выполняют эту свою задачу,
то] они тем самым лжесвидетельствуют, –
да убережет нас от этого Г-сподь! –
произнося утром и вечером с закрытыми глазами в тексте
"Шма...": "...[Все мироздание –
] Г-сподь один" [первая буква в слове эхад
– "один" –
указывает на то, что Всевышний – Владыка
миров[6]";
вторая, чье числовое значение – восемь,
на то, что власть Его распространяется на семь] высших
миров и нижний, физический мир[7];
[третья буква, числовое значение которой –
четыре, на то, что эта власть распространяется] на все
четыре стороны света. [Лжесвидетельство это выражается
в том, что] люди, ослепленные блеском материальных благ,
[закрывают глаза], произнося "Г-сподь один",
но после этого им достаточно одного лишь взгляда на
окружающее, чтобы снова забыть о Всевышнем, упаси нас
от этого Б-г[8].
Жизнь наша будет достойной только тогда, когда во всех
наших повседневных занятиях мы не станем преследовать
корыстные цели, – но лишь поддерживать
жизнь в душах – частицах Самого Всевышнего
– и удовлетворять их потребности, не ожидая
за это воздаяния; тем самым создания уподобляются Творцу,
единому Г-споду, ибо "Б-г постоянно творит добро"[9],
– [Его] бескорыстное милосердие [проявляется]
в том, что Он непрерывно поддерживает жизнь миров и
всего, что их наполняет. [Но чтобы человек не впал в
другую крайность, отказывая в поддержке своим близким
ради бескорыстной помощи другим,] Тора велит ему заботиться
прежде всего о жене и детях, а уже потом –
об остальных[10].
А потому, мои любимые, братья мои, раскройте сердца
ваши тому, что здесь так сжато изложено (если будет
на то воля Б-жья, при личной встрече я расскажу вам
об этом более подробно). В наше время, в период, предшествующий
приходу Маншаха, основной вид службы Всевышнему состоит
в оказании помощи нуждающимся, как сказали наши учители,
благословенна их память: "Лишь тогда будет послано
избавление народу Израиля, когда евреи будут помогать
нуждающимся"[11].
А их слова о том, что изучение Торы так же важно, как
совершение добрых дел[12],
относятся к тому времени, когда они жили: изучение Торы
было тогда основной формой служения Всевышнему; потому-то
и появились в ту пору великие мудрецы –
танаим[13]
и амораим[14].
Но в период, предшествующий приходу Машиаха, когда
рухнувшая "сука Давида"[15]
оказалась на предельно низкой духовной ступени
– на уровне Асия, [на которой творения ощущают
себя отделенными от Всевышнего; если представить себе
мироздание в форме человеческого тела, то ступень эта
находится] на уровне стоп, – единственная
возможность слиться со сфирой Малхут и обратить в свет
окружающий ее[16]мрак
состоит в способе служения Всевышнему, именуемом Асия,
а это не что иное как действия человека, направленные
на помощь нуждающимся. Знающим людям известно, что понятие
"действие", когда речь идет о Всевышнем, означает
излияние, извержение жизненной энергии в самые нижние
миры, для наиболее примитивных существ. И каждый, кто
сможет преодолеть в себе жадность и раскроет ладонь
свою и сердце, побеждает зло, которое существует в мире,
и обращает тьму в свет Всевышнего, благословен Он, свет,
сияющий над нами в мире Асия, пребывающем в ожидании
скорого прихода Машиаха. "...[Такой человек] удостоится
увидеть воочию возвращение Г-спода в Сион..."[17].
[1]
По Ирмеягу, 2:13 и 17:13.
[2]
См. Иешаягу, 10:18. Очевидно, под потребностями
души подразумеваются желания человека, его вкусы, интересы,
запросы и т. п.
[3]
Представители других народов, а вслед за ними
и евреи, сознательно или инстинктивно проводят различия
между двумя областями жизни человека –
духовной и материальной. Дом молитвы, праздничные дни,
занятия теософией они связывают со Всевышним, Творцом
мира. Однако занимаясь трудом, коммерцией, бытовыми
проблемами, они зачастую забывают о Нем. Люди считают,
что во всем, что связано с материей, следует действовать
только в соответствии с законами человеческого общества,
природы, экономики и т. п., хотя в глубине души они
верят в то, что Всевышний управляет физическим миром.
Иудаизм в целом и учение хасидизма в частности отрицают
такое разделение. Один из основополагающих принципов
хасидизма гласит, что всеединство Всевышнего охватывает
все аспекты материальной жизни; какой бы ни была сфера
деятельности человека в мире, он должен поступать в
соответствии с этим принципом.
[4]
По Диврей гаямим 1,17:21.
[5]
По другой версии [написания одного из слов в
этой фразе – "йод"-"пей"-"рейш"-"далет"-"вав"]
– "не отделять себя от абсолютно Единого,
сохрани нас от этого Б-г!". (Прим. редакторов
виленского издания.)
[6]
Дварим, 6:4. См. Брахот, 136 и комм, к этой стр.
Первая буква в слове эхад – "алеф".
Слово алеф имеет общий корень со словом алуф
– "властитель", "князь".
[7]
Согласно Кабале, первая буква в слове намекает
на его основное значение, а последующие –
раскрывают и развивают это значение: Всевышний называется
властителем (на что указывает буква "алеф"),
потому что Его власть распространяется на все миры.
[8]
См. Мишлей, 23:5.
[9]
Тегилим, 52:3.
[10]
Ктубот, 50а; Бава мециа, 75а. Шулхан арух, разд.
Йорэ деа, 251.
[11]
Шабат, 139а; Сангедрин. 98а.
[12]
Пеа.'1:1.
[13]
Мудрецы, составившие-Мишну.
[14]
Мудрецы, составившие Гмару –
часть Талмуда, комментирующую Мишну.
[15]
Символическое название еврейского народа и его
духовного прообраза – сфиры Малхут.
Сразу после разрушения Храма рухнувшая "сука
Давида" еще находилась на более высоком уровне,
соответствующем трем сфи-,рот, которые составляют Высший
интеллект. Поэтому и тогда служение • человека
Всевышнему при посредстве интеллекта –
изучением Торы – приобщала его к сфире
Малхут. Закон гласит, что и в наше время изучение Торы
так же важно, как и совершение добрых дел. Сам автор
пишет об этом в своем своде законов (см. Шулхан арух
Алтер Ребе, часть 5, Законы изучения Торы, 4:2,7). В
этом послании автор говорит, что в наше время совершение
добрых дел важнее изучения Торы. Это не противоречит
приведенному выше мнению Закона, так как законоучители
сами постановили: если некому, кроме тебя, совершить
доброе дело, то в первую очередь ты должен сделать это,
а уж потом приступить к занятиям Торой. Среди современников
Алтер Ребе было много нуждающихся в помощи, такое положение
сохраняется и в наши дни. и поэтому каждый должен заботиться
о ближних в меру своих возможностей. Кроме того, важность
изучения Торы заключается еще и в том, что за это человек
получает большую награду, чем за выполнение других заповедей,
и очищается от грехов. Однако в этом послании речь идет
не о награде или очищении, а о том, как слиться со сфирой
Малхут, ощутить ее сущность. Путь к этому –
оказание помощи нуждающимся. (Из объяснений последнего
Люба-вичского Ребе.)
[16]
В некоторых рукописях здесь написано не "ее",
а "его" – т. е. мироздание.
(Прим, редакторов виленского издания.)
[17]
По Йешаягу, 52:8.
|