Прежде всего я приветствую вас и, "как подобает
любящим Его"[1],
хотел бызнать, все ли у вас благополучно. [Я обращаюсь
к вам как к людям,] проявляющим добрую волю, проводникам
"милосердия Всевышнего"[2]
в оказании помощи жителям Его Святой Земли. Каждый год
вы передаете определенную сумму на нужды тех, кто живет
в Его Святой Стране, – да укрепится
она и застроится в самое ближайшее время, в наши же
дни. "К вам взываю я, [и пусть сказанное мною]
освежит вас подобно каплям росы, [освежающей землю]"[3].
Пусть [мое письмо] подбодрит [вас,] и без того расторопных
[в исполнении добрых дел,] и придаст сил рукам вашим,
протягивающим пожертвования жителям Эрец-Исраэль. Те
деньги, которые вы предназначаете для них в год, разделяйте
на части и выдавайте каждую неделю или хотя бы помесячно,
а также [дополнительные суммы], которые люди ежегодно
отводят на эту благую цель[4]
– пропитание наших братьев, живущих
в нашей Святой Стране, – по зову сердца,
говоря при этом, [как положено]: "Не беру на себя
обет [делать это и впредь]"[5].
Всем известно, насколько важно исполнять все заповеди
безотлагательно, об этом не раз говорили наши учители,
да будет благословенна их память: "За исполнение
доброго дела всегда следует браться как можно раньше"[6].
Навсегда сохранится милость Всевышнего к нам и нашим
потомкам в память о заслуге нашего праотца Аврагама
– да будет душе его покойно в раю,
– заключающейся именно в том, что тот был
готов исполнить Его волю немедленно. Само возложение
связанного Ицхака [на жертвенник] нельзя считать особо
тяжким испытанием для Аврагама[7],
учитывая величие его личности, а также то, что с этим
повелением к нему обратился Сам Всевышний, сказав: "...Возьми
единственного сына своего..."[8].
Было немало самоотверженных людей, которые пожертвовали
жизнью ради освящения имени Творца и без Его прямого
повеления. Однако поступок нашего праотца Аврагама характерен,
[среди прочего], тем, что тот совершил его без малейшего
промедления и колебаний, доказав, что готов ревностно
исполнить волю Творца, [не считаясь со своими чувствами].
Аврагам сделал это исключительно для того, чтобы исполнить
желание Всевышнего, и то, [что он при этом не медлил],
дало основание нашим учителям[9]
требовать от нас именно такого исполнения всех заповедей
– тем более такой, как помощь нуждающимся:
за это человек получает самую высокую награду еще при
жизни – защиту и спасение от различных
бедствий, постигающих нас в этом мире, как написано:
"[Награда за] помощь нуждающимся –
спасение от преждевременной смерти"[10].
И понятно, что [исполняющий эту заповедь] человек будет
защищен от других страданий, не столь мучительных, как
смерть. Таким образом, для нашего благополучия в этом
мире мы должны оказывать нуждающимся помощь как можно
быстрее – ибо "суд над человеком
вершится ежедневно"[11].
Еще есть одна [причина, по которой следует разделять
сумму пожертвований на еженедельные или ежемесячные
платежи][12]:
отмечено, что усилия человека, направленные на совершение
доброго дела, обладают особым чудесным и несравненным
свойством [облагораживать его собственную душу и положительно
влияют на все мироздание], если он поступает так многократно.
Чем чаще мы жертвуем деньги, тем более достойны всяческих
похвал. Именно поэтому надо отдавать их по частям, хотя
общая сумма, отведенная для этого [на определенный срок],
остается неизменной[13].
В своем комментарии к Мишне Рамбам, анализируя высказывание
на эту тему наших мудрецов, трактует его именно так:
"Совершенство [мироздания] и цельность [души человека]
зависят от количества добрых дел"[14].
Рамбам разъяснил свою трактовку и привел аргументы
в пользу совершения добрых дел как можно чаще, поскольку
всякий раз это облагораживает душу. Кроме того, в Танахе
прямо сказано: "Благодаря добрым делам существует
жизнь"[15].
Смысл этих слов таков: помощь нуждающимся –
могучее и действенное средство для привлечения потока
высшей формы жизненной энергии из источника, дарующего
жизнь всему существующему, – Эйн Соф
[Всевышнего], благословен Он, – в
Страну Жизни – [сфиру Малхут или]
Шхи-ну, откуда мы получаем свою силу. Про нее сказано:
"...И ты даешь жизнь всему..."[16]
– и называется она "рухнувшей сукой
Давида"[17],
ибо нисходит до самой земли. Как сказали наши учители:
"...Они были уведены в Эдом, и Шхина [отправилась
в изгнание] вместе с ними..."[18].
Когда в низшем, физическом мире человек активно действует
для того, чтобы поднять дух униженных, лишенных самого
необходимого, он вызывает тем самым активность, [направленную
на этот мир], в высших сферах – в
частности тогда, когда они, проявляя добрую волю, обеспечивают
жизненно необходимым обитателей [Эрец-Исраэль
– материального аналога] самой Страны Жизни.
Разумный да поймет сказанное.
Тот, кто сможет постичь суть этого великого и чудесного
процесса, убедится, насколько верно сказанное нашими
мудрецами: "Совершенство [мироздания] и цельность
[души человека] зависят от количества добрых дел",
– которые подразумевали под этим многократное
оказание материальной помощи нуждающимся, что вызывает
воссоединение в самых высших сферах [бесконечного света
Творца с Его Шхиной]. Намек на это есть и в словах Рамбама
[о том, что совершение добрых дел] облагораживает душу
– ведь из святой книги "Зогар"
известно, что Шхина называется "душой [Израиля]",
ибо она – источник жизни нашей и душа
нашего [народа]. В книге Тегилим говорится: "...Ибо
в прах земной низверглась наша душа..."[19]-и
потому сказали наши учители: "Велико значение помощи
нуждающимся, поскольку она приближает освобождение [Шхины
и еврейского народа из изгнания]"[20]
– все выше и выше поднимая ее над прахом
земным, пока не придет Машиах [- ее и наш избавитель].
[1]
По Тегилим, 119:132.
[2]
По Миха, 6:5.
[3]
По Ийов, 29:22 и Дварим, 32:2.
[4]
Смысл этой фразы не совсем ясен. Может быть,
автор имеет в виду, что кроме постоянного пожертвования,
которое люди делали ежегодно, некоторые обязывались
увеличивать каждый год сумму денег, отводимую на благое
дело.
[5]
По закону Торы, обязуясь однократно совершить
какое-нибудь благое дело, человек должен произнести
вслух или хотя бы мысленно эту фразу. См. сидур Тегилат
Гашем с русским переводом, изд-во "Шамир",
стр. 245-246.
[6]
Назир, 236; Псахим, 4а.
[7]
Существует несколько объяснений тому, в чем именно
заключается величие духовного подвига Аврагама. В учении
Хабада приводится такое объяснение: человеку легче пожертвовать
собственной жизнью, чем принести в жертву своего сына.
[8]
По Брейшит, 22:2.
[9]
Рош-Гашана, 336; Псахим, 4а.
[10]
По Мишлей, 10:2. См. Рош-Гашана, 166.
[11]
Рош-Гашана, 166.
[12]
Понятно, что автор не призывает разделить сумму
пожертвования на 12 частей или на 54 части вместо того,
чтобы отдать ее целиком в начале года. Ведь раньше он
объяснял, как важно безотлагательно исполнять все заповеди
и тем более – заповедь о помощи нуждающимся.
Из других писем Алтер Ребе и его преемников, духовных
лидеров Хабада, известно, что посланец из Эрец-Исраэль
приезжал за пожертвованиями один раз в год. Специальные
казначеи объезжали хасидские общины и собирали выделенные
ими суммы. Известно, что казначеи приезжали в местечки
и городки не чаще одного раза в несколько месяцев. Поэтому
возникает вопрос: какой смысл выделять еженедельные
или ежемесячные пожертвования? На это автор дает два
ответа: а) чтобы как можно быстрее исполнить заповедь;
б) чтобы увеличить число совершаемых добрых дел. (Из
объяснений последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)
[13]
Существует закон, гласящий, что лучше разделить
определенную сумму пожертвований между многими нуждающимися,
чем отдать ее одному бедняку, несмотря на то, что он
нуждается во всей этой сумме (см. Шул-хан арух, раздел
Йорэ деа, 215 и комм.).
[14]
Комм. Рамбама к трактату Авот, 3:15.
[15]
Неизвестно точно, какой именно стих Танаха автор
толкует здесь. См. Мишлей, 10:16 и 11:11, где говорится
нечто близкое этому.
[16]
По Нехемья, 9:6.
[17]
См. Тания, часть 4, посл. 9 и прим. 15.
[18]
Мегила, 29а.
[19]
По Тегилим, 44:26.
[20]
Бава батра, 10а.
|