"Подобен сеятелю помогающий нуждающимся: его добрые
дела непременно дадут всходы", –
так сказано в одиннадцатой главе книги Мишлей[1].
Эти слова можно истолковать следующим образом: в награду
за помощь нуждающимся сеятель [добра] получит способность
распознавать истину[2].
И написано: "Исполняешь обещание, [данное Тобой]
Яакову"[3].
[Несмотря на то, что в буквальном переводе здесь содержится
просьба: "исполни"], пророк [Миха], по словам
святой книги "Зогар"[4],
восхваляет Всевышнего, [а не обращается к Нему с просьбой].
Есть и другое толкование слов пророка: Творец наделяет
Яакова способностью воспринимать истину[5].
Здесь возникает вопрос: разве Яаков был так далек от
[понимания] истины, что Святому [Творцу], благословен
Он, пришлось даровать ему это свойство? [Нет, конечно];
упаси [нас] Б-г [от такой мысли]!
Но известно [из Торы], что отличительным качеством
Яакова было милосердие[6],
а оно проявляется в служении Всевышнему в результате
пробуждения в сердце человека глубокого сострадания
по отношению к Б-жественной искре, заложенной в его
душе, – ведь она теперь далека от
[своего источника, которому так предана, –
] сияния, излучаемого ликом Всевышнего, –
ибо сам он, [ее обладатель], бродит во тьме суетного
мира. А пробуждение этого сострадания вызвано, [в свою
очередь], постижением и осознанием величия Создателя;
ведь самые высшие духовные миры, скрытые от нас в запредельности,
– ничто в сравнении с сутью Творца, ведь
вся их жизненная сила – от сияния
света одной [лишь] буквы имени Его, благословен Он,
как сказано: "...[Силой, заключенной в] букве "йод",
[Он создал] тот мир, в который души попадают из мира
физического...". Но сияние этого света Его имени,
благословен Он, распространяется в высших и низших мирах,
даруя им жизнь, дифференцированно, и разница между мирами
объясняется именно этим. [Например,] физический мир
создан силой, заключенной в букве "гей",
– и так далее. Отдельные же объекты каждого
из миров возникают благодаря различным сочетаниям звуков,
[составлявших слова, которые Всевышний произнес, создавая
эти миры][7];
весь ход течения времени, само деление его на прошедшее,
настоящее и будущее, а также все события, которые произошли,
происходят или произойдут, обусловлены [той же причиной:]
различными вариантами сочетания этих звуков; сами же
звуки несут в себе жизнетворную силу, которую сообщают
им свойства Всевышнего, благословенно имя Его (о чем
говорится в одиннадцатой главе второй части этой книги).
Но о Его природе, о самой сути Его, благословен Он,
написано: "Я, Г-сподь, [никогда] не изменялся"[8].
Несмотря на то, что созданные Всевышним миры последовательно
нисходят с самых совершенных духовных уровней до самых
низких, Его абсолютная сущность присутствует в неизменном
виде в каждом из этих миров (как об этом написано в
пятьдесят первой главе первой части этой книги). Сущность
Всевышнего совершенно не зависит и от временных факторов[9].
И точно так же, как Он был единственным и ни с чем не
сравнимым до шести дней творения, –
и после создания миров [Он единственный и ни с чем .не
сравнимый]. Ибо все [существующее] незначительно и ничтожно
в сравнении с Его сутью, субстанцией Его, подобно тому,
как незначителен [один] звук человеческой речи или даже
одна буква в слове, над которым размышляет человек,
по сравнению со всем комплексом свойств его души, наделенной
способностью к мышлению[10].
Этот пример дает нам лишь самое слабое представление
о взаимосвязи между Всевышним и сотворенными Им мирами
и приведен для того, чтобы облегчить ее понимание; подлинная
же суть [взаимоотношений Создателя с Его творениями
непостижима], как написано: "Нет никого, кто бы
сравнился с Тобой..."[11];
и о том же сказано в другом месте –
в девятой главе второй части этой книги. Интересующимся
следует обратиться к ней.
Об этом говорят [и в молитве]: "...Владыка, вознесенный
до начала времен, когда существовал лишь Он один..."[12].
Толковать эти слова следует так: точно так же, как до
начала времен, перед творением миров, су-. ществовал
лишь Он один, – Он и теперь вознесен
"с тех пор, как существует мир"[13];
эти слова означают, что Он пребывает в Своих высотах,
где не существует понятия времени, названного "днями
мира"[14],
– ибо образование "дней мира"
произошло [в сфире Малхут, посредством которой Всевышний]
проявляет Себя как "Владыка", [а само это
определение предполагает Его связь с теми, кто подвластен
Ему, во времени и пространстве], как о том говорится
в другом месте[15].
Потому-то так велика жалость человека к [Б-жест-венной
искре], томящейся в кромешной тьме [его] телесной оболочки,
[названной в Кабале] "кожей Змея"[16],
которая восприимчива к духовной нечистоте и могла бы
оскверняться различными страстями, –
да избежим мы этой участи! – если
бы Святой [Творец], благословен Он, не оберегал человека
и не наделял его силой и стойкостью, чтобы противостоять
соблазнам и страстям, обуревающим плоть, и побеждать
их. Об этом сказано: "Могучий властелин наш, защитник,
спаситель наш..."[17].
Известно также, что [отношение ко Всевышнему, основанное
на] трепете [пред Ним] и любви [к Нему], может проявляться
двояко. Первая [его разновидность] порождена постижением
и познанием величия Творца и восхищением деяниями Его,
что приводит к любви к Создателю и трепету пред Ним;
вторая же возникает у человека как подарок свыше [после
того, как он проделал серьезную духовную работу, стремясь
по мере своих сил приблизиться ко Всевышнему]. Об этом
говорится в другом месте [этой книги], где комментируется
сказанное [в Торе]: "...Я одарил вас [способностью
любить Меня], чтобы вы, коганим, служили Мне [в Храме]..."[18].
Несмотря на то, что в комментарии говорится только о
любви, сказанное в нем верно и в отношении трепета [пред
Всевышним]. Обе разновидности [отношения ко Всевышнему,
основанного на трепете и любви], естественно, совершенно
несопоставимы, ибо первая является порождением человеческого
разума, а вторая даруется Самим Творцом, благословенно
имя Его. и именно поэтому связывается с понятием "истина"[19]:
ведь все, что исходит от Святого [Творца], благословен
Он, отмечено печатью истины. Лишь Его истина абсолютна,
а все, что [Его] творения называют истиной, [до которой
они дошли сами], – ничтожно пред'
Ним[20].
Что же должен сделать человек, чтобы удостоиться истины
Всевышнего? Ему следует пробудить в себе глубокое сострадание
к пребывающей в его душе Б-жественной искре, обратившись
к Создателю [с просьбой помочь ему в этом]. Именно это
свойство – способность к состраданию
– было присуще Яакову[21];
оно помогает истине Творца проникнуть во все миры, "пронизывая
их из конца в конец"[22]
– от наиболее совершенного до самого нижнего,
[находящегося] во мраке на дне [бытия]. Как написано:
"...Даже когда я во мраке, Г-сподь посылает мне
Свой свет"[23];
в этом также смысл сказанного: "Ибо велика доброта
Его к нам..."[24].
Итак, [от человека] требуется пробудить в себе глубокое
сострадание [к Б-жественной искре, пребывающей в его
душе.] путем обращения ко Всевышнему. Степень искренности
этого чувства зависит от того, в какой мере истина раскрывается
ему, [- а ведь выше уже говорилось о том, что познание
человеком истины весьма относительно]. Так может ли
он, возможности которого так ограничены, открыть для
себя [всю] истину Создателя и удостоиться высшего милосердия,
заложенного в ней? [Если] человек постоянно заботится
о нуждающихся, [то истина раскрывается ему], ибо оказывая
им помощь, он проявляет свое милосердие к тем, кто лишен
всего необходимого, чтобы "поднять дух униженных"[25].
И своей активностью в низшем, физическом мире человек
вызывает соответствующую реакцию Творца, Который "будит
спящих и пробуждает дремлющих"[26],
причем под спящими и дремлющими подразумеваются здесь
[не Его творения, а] Его собственные категории великого
милосердия и высшей доброты, которые в принципе непознаваемы
и раскрываются [благодаря добрым делам людей], чтобы
осветить ярким светом – светом жизни
– все сотворенное и сообщить мирам истину
Всевышнего. Именно поэтому оказание помощи нуждающимся
сравнено с посевом: всходы ее –
высшая истина, истина Творца. Самые же пышные всходы
приносит благотворительность и бескорыстная помощь,
оказанные жителям нашей Святой Земли –
да укрепится она и застроится вскоре, в наши дни,
– амен! – в исполнение
написанного: "Истина произрастет из земли..."[27].
Это произойдет, когда Святая Земля, словно [пашня] зерном,
наполнится благотворительностью. Милосердие и доброта,
стекающиеся [в Эрец-Исраэль], пробуждают высшую доброту,
суть которой абсолютно непостижима[28],
как написано: "...которая скрыта в Тебе..."[29],
– чтобы укрепить и восстановить страну.
Об этом же написано: "Милосердие укрепит тебя..."[30].
[1]
Мишлей, 11:8. В стихе сказано: "И подобен
сеятелю...".
[2]
Простой смысл этих слов, согласно комментариям,
таков: творящего милосердие, без сомнения, ожидает награда.
По мнению Раши, слово сехер означает в этом стихе
не "награда", а "запруда". Человек,
помогающий нуждающимся, непременно найдет награду, подобно
тому, кто найдет рыбу в запруде, которую сам соорудит.
Автор же следует комментированному переводу этой книги
на арамейский язык Йонатана бен Узиэля.
[3]
По Миха, 7:20.
[4]
По словам книги Зогар (часть 3, стр. 1316), пророк
Миха перечисляет свойства Творца, за которые Его прославляют
люди. Одно из этих свойств – верность
Своим обещаниям, которые Он дал Яакову.
[5]
Пророк, по мнению автора, прославляет Всевышнего
за то, что Он открыл Яакову истину. В своей книге Ликутей
Тора (разд. Дварим, стр. 53а) Алтер Ребе объясняет,
что Всевышний открыл Яакову истину, которую не дано
постичь творениям, сделав так, чтобы тот увидел мир
Его глазами.
[6]
См. Тания, часть 1, гл. 45. Каждый из трех праотцев
воплощал одно из трех свойств Творца' Аврагам –
доброту, Ицхак – строгость, Яаков
– милосердие, способность к состраданию.
[7]
См. Тания, часть 2, гл. 1,11,12 и часть 4, посл.
5
[8]
По Малахи, 3:6.
[9]
На нее не повлияло даже такое событие, как сотворение
мира, хотя именно с него начался отсчет времени. Время
– Нечто, сотворенное из Ничто, как и все
другие создания, хотя это и труднее себе представить.
Все, что существует во времени, постоянно изменяется.
[10]
См. Тания, часть 1, гл. 20. Отношение между творением
и Всевышним может быть выражено следующим образом: бесконечность
+ любое конечное или сотворенное = бесконечность; следовательно,
сотворенное ничего не добавляет к Творцу и по сравнению
с Ним равно нулю, при том что по отношению к миру оно
– вполне определенная величина, отличная
от нуля
[11]
По Тегилим, 40:6.
[12]
Слова из благословения перед "Шма"
в утренней молитве.
[13]
Там же.
[14]
Там же.
[15]
См Тания, часть 2, гл. 7. Однако не этот источник
имеет в виду автор, иначе он бы сослался на него, как
сделал выше, отсылая к гл. 9 второй части книги. (Из
примечаний последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)
[16]
Имеется в виду Змей, соблазнивший Хаву. Змей
– символ зла, нечисти, ибо он привнес в
мир плотские соблазны, греховность.
[17]
См. прим. 12.
[18]
Бемидбар, 18:7. По Кабале, коганим служили Всевышнему
в Храме, проявляя свою любовь к Нему, а левиим
– трепет пред Ним.
[19]
См. Тания, часть 1, гл. 14. Под "истиной"
здесь, очевидно, подразумевается постоянство, неизменность.
Интеллект человека, его чувства подвержены различным
влияниям окружающего его мира. Не всегда человек расположен
к глубоким размышлениям, не всегда испытывает любовь
к Творцу и трепет пред Ним в одинаковой степени, так
как жизнь его складывается по-разному и на его духовное
состояние влияют много факторов. Если же он удостаивается
способности чувствовать любовь и трепет, дарованной
Творцом, – это приподнимает его над
окружающим миром, и он не столь сильно подвержен его
влияниям. Поэтому и чувства его по отношению ко Всевышнему
непоколебимы, на них не влияет происходящее с ним в
физическом мире.
[20]
См. Ирмеягу, 10:10. Рамбам в своем своде законов
Мишнэ Тора (книга Мада, Законы основ Торы, 1:4) пишет:
"Именно это и имеет в виду пророк [Ирмеягу, 10:10]:
Он и только Он – истина, и нет никого
другого, кто был бы истиной, подобно Ему...". Как
объясняют комментаторы, под Его истиной подразумевается
истинность Его бытия, которая вечна и неизменна.
[21]
См. прим. 6. Отличительной чертой Яакова было
сострадательное отношение ко всем творениям. Передавая
простыми словами сказанное в учении хасидизма о духовной
сущности Яакова, можно сделать такой вывод: наш праотец
Яаков постоянно осознавал истину, гласящую, что все
творения, даже самые высшие и совершенные, ничтожны
по сравнению с их Создателем, поэтому нет места для
высокомерного отношения к кому-либо или к чему-либо
из творений.
[22]
По Шмот, 22:26. "Средний засов"
– символ свойства, присущего Яакову, которое
было всепроникающим, подобно среднему засову, проходившему
сквозь все балки Шатра откровения, из конца в конец.
Доброта ограничивается строгостью, которая не допускает
его безграничного излияния, требуя воздать каждому по
заслугам и достоинствам. Строгость не противостоит состраданию,
так как обладающий таким свойством тоже признает, что
если судить кого-либо по достоинствам, то он не заслуживает
доброты к себе. Тот же, кому присуще сострадание, считает,
что даже в том случае, если кто-либо не достоин доброты,
следует все же одарить его благом –
из жалости к нему. Все творения ничтожны в глазах Творца,
поэтому не следует строго судить их. они достойны Его
сострадания именно из-за своей малой значимости. Поэтому
сострадание Всевышнего распространяется на все без'исключения
миры и творения. Слово эмет ("истина")
составляют первая буква алфавита, центральная и последняя.
В этом содержится намек на то, что истина повсеместно
неизменна и всеобъемлюща, подобно состраданию, к которому
приводит ее постижение.
[23]
По Миха, 7:8.
[24]
По Тегилим, 117:2. В этом стихе содержится намек
на сказанное в прим. 22.
[25]
По Йешаягу, 57:15.
[26]
Из субботней и праздничной молитвы "Нишмат".
[27]
По Тегилим, 85:12. Из контекста этого псалма
можно понять, что речь идет о Святой Земле (Стране Израиля).
[28]
В некоторых рукописях вместо последних слов написано:
"...высшую доброту, которая скрыта в Святой Земле,
словно в тайнике". (Прим. редакторов виленского
издания.)
[29]
По Тегилим, 31:20. См. Тания, часть 4, посл.
13.
[30]
По Йешаягу, 54:14.
|