"Окутан светом, словно плащом..."[1].
В книге "Ликутей Тора" раби Ицхака Лурии,
благословенна его память, –
сборнике кабалистических комментариев ко всем главам
Торы, – в разделах, [где толкуются
главы] "Ки тиса" и "Ваикра", написано,
что интеллект Моше Рабейну был не в состоянии постичь
эзотерическую сущность основной сфиры –
сфиры Хохма, которая называется [в Кабале] "отцом
мира Ацилут"[2],
и уж тем более не мог проникнуть в [суть] сфиры Кетер,
являющейся воплощением воли Творца, [даже во внешний
ее аспект], именуемый Великим Ликом (Арих Анпин)[3],
поскольку сфира [Кетер] еще ближе к скрытой сущности
Создателя и более сложна, чем Хохма. Своим интеллектом
он постигал лишь внешние элементы структуры сфиры Хохма,
[распространяющие ее влияние на миры]. Эти элементы
воплотились в сфире Бина, а та, [в свою очередь], воплощается
в семь нижних сфирот, составляющих Малый Лик, в котором
заключена скрытая суть [законов] Торы[4].
[Сфира Бина, кроме того,] изливает свой свет до самого
последнего звена всей цепочки низших сфирот, [которую
составляют] Нецах, Год, Йесод и Малхут. [Несмотря на]
пророческий дар, позволявший Моше Рабейну глубоко проникать
[в суть мира Ацилут], ему открывалась эзотерическая
сущность сфирот лишь этой группы.
Однако Моше Рабейну не было дано постичь [эзотерическую
сущность высших сфирот, которые] в большей степени „раскрывают
свойства Творца, нежели Нецах, Год, Иесод и Малхут.
Он постигал [лишь внешние их аспекты, посредством которых]
высшие сфирот [связаны с низшими и друг с другом. Связь
эта выглядит так:] внешние аспекты сфиры Хохма воплотились
в сфире Бина, которая! в свою очередь,,во-плотилась
в сокровенную сущность сфирот Нецах, Год, Йесод и Малхут
и влияет на их эзотерические аспекты[5].
[В книге "Мидраш раба" наши учители] образно
назвали [эти внешние элементы, подчеркивая их меньшую
по сравнению с эзотерическими элементами ценность,]
"падалицами" сфиры Хохма[6].
Именно эти "падалицы" и являются сутью мудрости
Торы, [которую дано постичь людям, и тайный смысл законов
становится доступным разуму лишь тогда], когда Тора
принимает [ограниченную] форму Малого Лика, как написано:
"...И увидишь ты [лишь] тень Мою, Сам же Я недоступен
для созерцания"[7].
Внимательно изучите [кабалистические источники,] указанные
выше, а также первую главу [раздела] "Врата пророчества"
[в книге "Восемь врат"[8]].
Поначалу это [высказывание раби Ицхака Лурии о Моше
Рабейну] вызывает удивление. Ведь сказано [в Торе]:
"И не будет в еврейском народе пророка, равного
Моше..."[9];
[а из этого следует, что Моше Рабейну достиг наивысшего
уровня постижения сути Творца]. Как же получилось, что
раби Ицхак Лурия постиг более сложные аспекты Б-жественного,
[чем те, которые были открыты Моше Рабейну], глубже
проник в тайную сущность Всевышнего, описал структуру
многих сфирот и духовных субстанций, которые ближе к
бесконечной сути Творца, чем сфирот Хохма и Кетер мира
Ацилут?
Существует простая, известная каждому [истина]: есть
принципиальная разница между способностью к постижению
[Б-жественного, дарованной] мудрецам Кабалы, таким как
раби Шимон бар Йохай и раби Ицхак Лурия, благословенна
их память, [- и способностью к постижению Б-жественного,
дарованной пророкам][10].
Мудрецы Кабалы постигают [свойства Создателя] разумом,
во время интеллектуального озарения, а Моше Рабейну
и другие пророки – в процессе
прямого контакта со Всевышним, [когда они], как говорит
Танах, непосредственно созерцают Его: "...И увидишь
ты [лишь] тень Мою...", "И я созерцал Г-спода..."[11],
"И [позволил] ему Г-сподь увидеть [Себя]..."[12].
И хотя слова ["увидишь"], "созерцал",
["увидеть"] в этих отрывках из Танаха не следует
понимать буквально, ибо здесь не имеется в виду, что
человек видит своими глазами Всевышнего именно так,
как он видит различные предметы в физическом мире,
– все же [слова эти употреблены не
случайно: зрение – ] аналог [того
духовного свойства, которое позволяло пророкам постигать
Создателя]. Онкелос, [автор перевода Торы на арамейский
язык], перевел слова, [которые буквально означают]:
"И [позволил] ему Г-сподь увидеть [Себя]...",
– так: "И открылся ему Г-сподь...".
[Согласно Онкелосу,] откровение –
это возможность, [предоставляемая пророку Творцом],
созерцать Его скрытую суть. Постижение [Б-жественного]
мудрецами Кабалы носит иной характер. Они не удостаивались
откровения, [которое дало бы им возможность прямо воспринять]
скрытую суть Всевышнего, благословен Он. [Интеллектуальная
интуиция кабалистов позволяла] им представлять себе
[Его свойства], узнавать о существовании тайных глубин
сфиры Хохма – скрытой от[13][созданий
субстанции Творца], – которые
[настолько] удалены от них, [что разум мудрецов не в
состоянии проникнуть в их суть]. Поэтому сказано [в
Талмуде]: "У мудреца есть преимущество перед пророком"[14].
Интеллект мудрецов позволяет им проникнуть в структуру
таких Б-жественных субстанций, которые гораздо ближе
к скрытой сущности Творца, нежели те, которые дано созерцать
пророкам. Лишь нижние, простые элементы [основных] сфирот,
[далекие от их истинной сущности], становятся доступными
[пророкам] в процессе откровения. Этими элементами являются
[низшие сфирот – ] Нецах, Год, Йесод
и Малхут, [которые, как и остальные шесть из десяти
сфирот, имеют иерархическую структуру, образованную
из элементов всех остальных сфирот. Нецах, Год, Йесод
и Малхут] призваны поддерживать постоянный контакт между
[сфирот], изливающими свою эманацию, и объектами, которым
она предназначена, [- сфирот, расположенными ниже],
– с тем,_чтобы эманация эта была передана
в доступной для восприятия форме. Элементы [сфирот]
Нецах, Год, Йесод и Малхут, [входящие в структуру сфиры,
расположенной выше], становятся "мозгом" [-
ядром – более простых сфирот]
и [придают им] жизненную энергию. Как известно тем,
кто познал тайны мудрости, [прежде чем низшая сфира
сможет воспринять эманацию высшей сфиры, необходимо,
чтобы] сначала элементы Нецах, Год, Йесод и Малхут высшей
сфиры воплотились в низшей, сообщая ей дополнительную
энергию для формирования ее структуры, –
ибо они трансформируют эту энергию, изливающуюся со
ступени на ступень во всех мирах и духовных субстанциях,
[и суть их – не что иное как тайная
сущность высших сфирот, принявшая форму, доступную для
интеллектуального постижения]; поэтому [можно сказать,
что] пророкам открывалась сама суть этих [четырех элементов}.
Сфирот Нецах, Год, Йесод и Малхут служат оболочками
для света сфиры Бина, которая [наделяет все разумные
творения] способностью понять суть бесконечного света
– Эйн Соф – [Всевышнего],
благословен Он[15].
В сфире Бина находят свое воплощение внешние элементы
сфиры Хохма, которая [является отражением] Б-жественной
сути, недоступной для интеллектуального постижения.
Само название [этой сфиры] – Хохма
– указывает на то, что она представляет
собой общую основу всех способов постижения Б-жест-венного
с помощью разума [путем переставления букв, составляющих
слово хохма, мы получаем два слова –
коах ма (букв, "нечто"), что означает
способность понимать суть вещей с помощью логики]. Этим
объясняется сказанное в книге "Зогар" о том,
что корни Торы – в сфире Хохма: тайный
смысл [деталей большинства] заповедей не постижим разумом
и логикой[16].
Но и в том случае, когда [Устная Тора] раскрывает перед
нами тайный смысл заповеди, давая объяснение, ' которое
люди, казалось бы, в состоянии понять, –
оно не может быть абсолютно исчерпывающим и не в состоянии
вскрыть самый глубинный аспект этого смысла, коренящийся
в не постижимой для разума и логики сути сфиры Хохма.
Точно так же каждое слово, произнесенное Святым [Творцом],
благословен Он, и воспринятое пророками, [а потом] включенное
в Танах, содержит в себе тайную сокровенную сущность
Б-жественной сфиры Хохма; это относится как к тем местам
в нем, которые имеют нравоучительный характер, так и
к тем, где речь идет о различных [исторических] событиях.
В этом можно убедиться, если обратить внимание на [разницу
между] написанием [некоторых слов в Танахе] и их произнесением
[- Всевышний обратил на это внимание Моше Рабейну, когда
передавал ему Тору на горе Синай]. Все слова Танаха
мы произносим так, как того требует их простой смысл,
в то время как написание некоторых слов –
иное; разум и логика бессильны перед этой загадкой.
Почему эти слова написаны именно так –
[тайна сфиры Хохма, и поэтому] недоступно нашему пониманию;
произносим же мы их согласно логике контекста, которая
нам ясна. Так же объясняется и наличие в тексте Танаха
букв, которые по традиции, восходящей к моменту получения
Торы на горе Синай, пишутся крупнее всех остальных.
[Буквам, которыми мы пользуемся в нашем мире и которые
складываются в слова, несущие в себе информацию, соответствуют
определенные духовные сущности высшего мира, с помощью
которых раскрывается его суть; необычно крупные буквы
в Танахе намекают на] те сущности высшего мира, которые
сохраняют эту суть в нередуцированном виде, [что делает
ее недоступной нашему пониманию], в отличие от остальных
букв в книгах Танаха, [в которых суть высшего мира воплощается
посредством редукции].
Эманация Б-жественной сфиры Хохма воплотилась в шестьсот
тринадцать заповедей Торы, [простой] смысл которых [доступен
разуму]. Однако свое воплощение [в заповедях] нашли
лишь те ее аспекты, которые называются "обратной
стороной". Эта "обратная сторона", существующая
у каждой сфиры, – не что иное как
внешние, простые элементы ее структуры; их эманация
может достичь нижних миров и стать их достоянием, преобразовавшись
в жизненную энергию их обитателей. "Лицевая"
же сторона каждой из сфи-рот – это
сама суть ее, [представляющая собой одно из тех свойств
Творца, благодаря которым Он связан со Своими созданиями,
и напрямую] связанная с образовавшим ее бесконечным
светом – Эйн Соф [- Все-вышнегр],
благословен Он, [- более того:] составляющая с Ним единое
целое. Например, сфира Хохма, [суть которой –
всеведение Творца], неотделима от образовавшего ее бесконечного
света – Эйн Соф [- Создателя], благословен
Он, ибо лишь Святому [Творцу], благословен Он, известна
Его собственная суть и суть всего сотворенного (как
о том написано в предыдущих частях этой книги). А те
аспекты сфиры Хохма мира Ацилут, свет которых, распространяясь,
озаряет ограниченные, несовершенные творения в низших
мирах и воплощается в них, называется [ее] "обратной
стороной", а также "активными элементами".
Чтобы уяснить себе [соотношение между "активными
элементами" сфиры Хохма и ее основными аспектами],
рассмотрим, как функционирует душа человека [- ибо сфира
Хохма функционирует по тому же принципу]. Человеческая
душа [раскрывается] на пяти уровнях –
от самого высокого, [находящегося в сфере духовного],
до самого низкого, [связанного с силами, действующими
в физическом мире. Как же душа раскрывается на каждом
из них? На высшем уровне] она проявляется в интеллекте;
[на втором – ] в эмоциях; [на третьем
– ] в воплощении абстрактных идей и смутных
ощущений в конкретные мысли, которые могут быть сформулированы
с помощью языковых средств; [на следующем –
] в речи; и, [наконец, на последнем –
] в моторике. Этот последний уровень, [как мы уже говорили
выше], – самый низкий; [он прочнее
всех остальных связан с материей]. Духовная энергия,
которая высвобождается в процессе физической деятельности
человека, ничтожна по сравнению с той энергией, которая
вырабатывается при осмысленном произнесении им слов;
эта последняя, [в свою очередь], ничтожна по сравнению
с энергией, высвобождающейся при воплог щении идей и
ощущений в мысли, и, [конечно же, –
] по сравнению с той, которая вырабатывается в эмоциональной
и интеллектуальной сферах.
Соотношению между уровнями человеческой души аналогично
соотношение между элементами структуры сфиры Хохма.
Те из них, (что изливают свой свет) всем творениям низших
миров, ничтожны в сравнении с основными ее аспектами
– с ее "лицевой стороной", чья
природа та же, что и природа образовавшего ее [бесконечного
света Творца], благословен Он. [И потому-то сказанное
о Творце:] "Все создания – ничто
по сравнению с Ним" [- в той же мере относится
и к сфере Хохма]. А излияние Всевышним жизненной энергии
для ограниченных и несовершенных творений [посредством
сфиры Хохма] с помощью редукции является в определенном
смысле деградацией неограниченной сути Того, Кому присуще
свойство Хохма, благословен Он.
В физическом мире это можно сравнить с деградацией
интеллекта ученого, если тому приходится выполнять сугубо
механическую работу, а мозг его занят решением крайне
примитивных задач. [Разница между задачами такого рода
и задачами, достойными интеллекта ученого, такая же,
как разница между тайным смыслом Торы, восходящим к
основным элементам сфиры Хохма, и простым ее смыслом,
доступным пониманию людей и коренящимся во внешних аспектах
этой сфиры.] Именно поэтому Моше Рабейну, проникший
разумом во внешние аспекты сфиры Хохма, удостоился посреднической
миссии при передаче [Всевышним] Торы [еврейскому народу].
Ибо [доступная людям] суть Торы, [как говорилось выше,
коренится во внешних аспектах] сфиры Хохма в мире Ацилут,
которые называются "падалицами". Они названы
так, потому что их эманация [как бы] отрывается от сущности
сфиры Хохма и изливается в физический мир, воплощаясь
[там] в [доступный пониманию людей смысл] законов Торы,
связанных с материальными объектами. А основное назначение
Торы в физическом мире – [научить
евреев практическому] соблюдению запретов Творца и исполнению
Его повелений, [но не постижение их тайного смысла,
который коренится в сути сфиры Хохма], как сказано:
"...Сегодня, [а не в грядущем мире], исполняйте
заповеди"[17].
[В Талмуде сказано:] "Важность изучения Торы в
том, что оно приводит к исполнению заповедей"[18]
[В другом месте написано:] "А тому, кто изучает
Тору не для того, чтобы исполнять ее законы, лучше бы
вообще не появляться на свет"[19].
И душа каждого еврея вынуждена проходить реинкарнацию
до тех пор, пока люди, в тела которых она облачается,
не исполнят на практике все шестьсот тринадцать заповедей
Торы, – о чем известно из слов раби
Ицхака Лурии[20],
благословенна его память.
[Всевышний даровал нам три] категории знаков[21],
доступных [нашему] восприятию [и служащих для раскрытия
духовного в физическом мире]: знаки, изображаемые на
письме [- алфавит], звуки речи и знаковая система мышления.
[Первая – ] ивритский алфавит, буквами
которого написаны свитки Торы [- для этого употребляется
шрифт] "ашури"[22].
[Вторая – ивритская] речь, звуковые
элементы, образующиеся из шумов и голоса [во время прохождения
струи воздуха через речевой аппарат]; каждый образованный
таким образом элемент имеет свою индивидуальность, проявляющуюся
на письме в начертании соответствующей ему одндй из
двадцати двух букв алфавита. Эти буквы соответствуют
звуковым элементам и их вариантам, [составляющим ивритскую
речь, но] существующим [и] в других языках; основное
различие между [языками, в том числе между] святым языком
и всеми остальными, не в фонетических их особенностях,
а в том, из каких именно звуковых элементов состоят
[в каждом из них] слова, [выражающие одно и то же понятие,
а в тех случаях, когда эти слова состоят из одинаковых
элементов, – ] в их последовательности.
Знаковая система мышления, существующая в мозгу человека,
тоже, [как и буквы алфавита и звуки речи], образует
понятия в рамках того языка, который человек знает и
на котором думает. Индивидуальность же каждого из этих
знаков, [облекающих идеи в конкретные мысли, а затем
– в слова], проявляется на письме в начертании
соответствующей ему буквы алфавита. Знаки этой третьей
системы делятся, в свою очередь, на три категории, [назовем
их условно так: графические, понятийные и абстрактные].
[Графические знаки] запечатлеваются в мозгу, когда
человек видит буквы, из которых состоит текст Торы.
Эту [способность человека мысленно представлять себе
объекты физического мира мудрецы Кабалы] называют "реальным
мышлением"[23].
[Понятийные знаки возникают в мозгу,] когда человек
мысленно воспроизводит звуки речи, слышанные им когда-либо
и зафиксированные в его памяти. Это [мысленное воспроизведение
звуков речи мудрецы Кабалы] называют "речью, не
высказанной вслух", а также "формированием
[мыслей с целью передачи их посредством речи]"[24].
[Абстрактные знаки возникают в мозгу,] когда человек
размышляет о каком-либо предмете или явлении, еще не
сформулировав свои мысли для того, чтобы высказать их
вслух. Эту [группу знаков мудрецы Кабалы] называют "основой
мышления", а также "еще не сформировавшейся
материей [звуков и букв]"[25].
Для того, чтобы образовались звуки осмысленной речи,
необходимо, чтобы человек сначала воспроизвел их мысленно.
Энергия [этого воспроизведения] передается звукам речи.
Бывает, конечно, что человек говорит об одном, а думает
о чем-то другом, – но это лишь в тех
случаях, когда слова и фразы, которые он произносит,
уже неоднократно воспроизводились в его мозгу и звучат
теперь благодаря той самой энергии, которую когда-то
получили- и для которой стали постоянной оболочкой.
Эта [энергия, остаток которой несут в себе слова, неоднократно
произносимые человеком,] аналогична Б-жественной энергии,
[которую более высокие ступени в мире Ацилут передают
более низким]. Описанное выше явление, [согласно Кабале,
служит аналогией происходящему в высших мирах][26].
Известно, что внешние, простые элементы "конгломерата",
высшего уровня, соответствующие сфирот Нецах, Год и
Йесод, передают "конгломерату" низшего уровня
энергию, которая удерживается в нем, становится его
"мозгом" и дает ему возможность существовать.
[1]
По Тегилим, 104:2. Очевидно, в этом послании
что-то пропущено переписчиками или издателями. Обычно
в посланиях, которые открываются стихом из Танаха (если
этот стих – не эпиграф) или цитатой
из Талмуда, следует затем один вопрос или ряд вопросов,
касающиеся смысла стиха, и только потом автор приступает
к центральной теме послания и в ходе ее анализа дает
этому стиху или этой цитате толкование в духе учения
хасидизма. См., например, посл. 2, 8. В данном послании
мы не находим ни вопросов, ни подобного толкования стиха,
приводимого в начале текста. По каким-то причинам они
отсутствуют.
[2]
В учении хасидизма сказано, что Хохма –
доминирующая сфира в мире Ацилут, ее свет и влияние
пронизывают все сфирот этого мира и передают им ее свойства
в большей степени, чем в других мирах. Автор подчеркивает,
что Хохма – "отец мира Ацилут",
т. к. Б-жественная сущность ее присуща мирам и более
высокого уровня, вплоть до бесконечного света Всевышнего
– Эйн Соф. Но даже на уровне мира Ацилут
Моше Рабейну был не в состоянии проникнуть в ее суть.
[3]
См. Тания, часть 4, посл. 15, прим. 9.
[4]
В законах Торы воплощаются основные сфирот Малого
Лика: Хесед (доброта) и Гвура (строгость). Когда Закон
что-либо разрешает, считая это чистым, или оправдывает
кого-либо, то в этом выражается сфира Хесед; когда он
запрещает что-либо, считая это нечистым, или признает
кого-либо виновным, в этом проявляется сфира Гвура.
Шесть сфирот Малого Лика соответствуют шести разделам
Мишны, а седьмая сфира – Малхут
– Устной Торе в целом. См. Тания, часть
4, посл. 26.
[5]
Непонятно, почему автор повторяет сказанное выше,
причем с некоторыми изменениями. (Из заметок последнего
Любавичского Ребе к перечню замеченных в книге Тания
опечаток.)
[6]
См. Мидраш раба к книге Брейшит, гл.
17. В Мидраш шба мудрость Торы, которая открыта нам
Всевышним, называется упавшей в наш мир "падалицей"
высшей мудрости.
[7]
По Шмот, 33:23.
[8]
Лишь изучив оба источника и сопоставив их, можно
понять, что подразумевает автор. (Из пояснений последнего
Любавичского Ребе к этому посланию.)
[9]
По Дварим, 34:10.
[10]
В других источниках постижение пророков определяется
как "постижение сути [Б-жественного]", а постижение
мудрецов – как "знание о бытии",
т. е. знание о существовании какого-либо объекта или
процесса.
[11]
По Йешаягу, 6:11.
[12]
По Брейшит, 18:1.
[13]
В некоторых копиях вместо слов "скрытой
от" сказано: "Скрытой от разума". (Прим.
редакторов виленского издания.)
[14]
Бава батра, 12а. Несомненно, что мудрецы Кабалы
постигали высшие миры и Б-жественные сущности в гораздо
большей степени, чем на то способен рядовой исследователь
Торы, пусть даже человек с выдающимися способностями.
Однако проникновение великих мудрецов Кабалы в ее тайны
относится к сфере чисто интеллектуального постижения.
Так пишет третий Любавичский Ребе, автор книги Цемах
Цедек. В учении Хаба-да говорится, что каждый пророк
также должен быть мудрецом, иначе он не удостоится пророческого
откровения (см. Недарим, 38а; Рамбам, Мишнэ Тора, кн.
Мада, Законы основ Торы, 7), и понятно, что Моше был
величайшим мудрецом. Одно из самых простых объяснений
этому таково: речь идет не о различных людях –
мудрецах, с одной стороны, и пророках –
с другой, – а о двух аспектах постижения
духовного и Б-жественного, которые могут быть присущи
одному и тому же человеку.
[15]
В некоторых копиях: "...суть Б-жественного
и суть бесконечного света – Эйн Соф
– [Всевышнего], благословен Он". (Прим.
редакторов виленского издания.)
[16]
Рамбам и другие ученые, объясняющие смысл заповедей,
пишут, что их толкования касаются лишь общих идей заповедей,
однако детали остаются тайной. Так, идея заповеди о
тфилин доступна для понимания: они –
знак нашего союза со Всевышним, –
но какой смысл имеют установленные размеры тфилин,
их форма, цвет ремешков и т. д. –
остается тайной.
[17] Авода зара, За.
[18]
Кидушин, 406.
[19]
Иерусалимский Талмуд, Брахот, 1:2.
[20]
См. Тания, часть 4, посл. 29.
[21]
Этот отрывок – более позднее
дополнение автора к данному посланию. Очевидно, он логически
связан с темой всего текста. Языковые знаки различных
уровней – аналог низших, внешних элементов
сфирот.
[22]
В Талмуде (Сангедрин, 216, 22а) приводятся два
мнения относительно этого шрифта. По одному из них он
называется "ашури", т. к. заимствован у ассирийцев.
По другому – слово ашури означает
"красивый", "ровный".
[23]
Букв, "аспект [мира] Асия", т. к. знаки
языка на таком уровне – аналог духовных
сущностей этого мира.
[24]
Букв, "аспект [мира] Йецира", т. к.
знаки языка на таком уровне – аналог
духовных сущностей мира Йецира.
[25]
Букв, "аспект [мира] Бриа", т. к. знаки
языка на таком уровне – аналог духовных
сущностей мира Бриа.
[26]
В мире Ацилут основные сфирот –
Кетер, Хохма, Бина, Малхут, – а также
сфирот, входящие в состав Малого Лика, формируют "парцуфим"
(букв, "лики") – "конгломераты",
основанные на иерархической структуре каждой из названных
сфирот и соответствующих им прообразов миров Бриа, Йецира
и Асия. Друг от друга эти "конгломераты" отличаются
степенью приближения к бесконечной сущности Творца.
|