Прежде всего я приветствую вас. Как вы живете, все
ли у вас благополучно? Теперь [перейду к теме своего]
послания. [Мне бы хотелось,] чтобы уже первые слова
его дошли до вашего слуха – слова,
исполненные жизненно важного смысла, слова поучения[1],
которые произнес пророк от имени Всевышнего –
Источника жизни: "Милости Г-спода неиссякаемы..."[2].
[Но если пророк говорит здесь лишь о милостях Творца,
то] ему следовало бы употребить слово таму, которое
в молитве "Восемнадцать благословений" означает
"неиссякаемы", [а не тамну, несущее
в себе и другой смысл – "несовершенны",
так что фразу эту можно понять и так: еврейский народ
несовершенен, и поэтому ему остается лишь уповать на
милосердие Всевышнего. Почему же пророк употребил слово
тамну!][3].
Это становится ясным на основании сказанного в святой
книге "Зогар": «Существуют две разновидности
проявления милосердия Всевышнего: одна –
когда милосердие ограничено рамками мироздания... другая
– когда оно безгранично; такое милосердие
называется "высшим милосердием"...»[4].
Тора называется "могуществом", [ибо для того,
чтобы даровать людям Тору, Всевышний, как известно,
проявил Свое могущество, не дав в полной мере раскрыться
Своему безграничному свету]; это проявление именуется
Гвура – сдерживающая сила[5].
Как сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Шестьсот
тринадцать заповедей услышал Моше на Синае из уст Всевышнего,
проявившего [тем самым Свое] могущество"[6].
И как написано: "Десницей Своей даровал Он нам
Закон, явив при этом Свое могущество в виде бушующего
пламени"[7].
[Но ведь десница Всевышнего символизирует Его милосердие,
а пламя – символ суровости; нет ли
здесь противоречия?] Это объясняется так. Источник Торы,
ее основа – само милосердие Творца,
называемое "десницей" Его и проявляющееся
в нисхождении Его Б-жественной сути, благословен Он,
и сияния Его бесконечного света до уровня сотворенных
миров – и высших, и низших. Инициатор
же этого процесса – человек, "притягивающий"
к себе этот свет в результате исполнения двухсот сорока
восьми предписывающих заповедей, из которых, [как из
частей мозаики], складывается облик Царя, подобный человеческому
телу[8].
Эти 248 частей являются сосудами и облачением для отсвета
бесконечного света Всевышнего, благословен Он,
– Эин Соф [подобно тому, как тело человека
и все его органы служат сосудом и облачением для души
и всех ее проявлений, – что позволяет
этому свету проникать в миры]. (При исполнении каждой
из них этот свет вызывает в человеке ощущение трепета
пред Всевышним и любви к Нему.) Такое свойство Всевышнего
как сдержанность способствовало направлению света в
определенные русла; это свойство называют также "пламя",
[ибо подобно пламени, разрушающему структуру предмета],
редукция света и жизненной энергии, изливающихся из
благословенного Источника Эйн Соф, [приводит к изменению
их структуры – с тем], чтобы они смогли
проявиться в мирах при исполнении [человеком] заповедей,
подавляющее большинство которых связаны с материальными
объектами – такими как цицит, тфи-лин,
животные для жертвоприношений, монеты, которые дают
нуждающимся. Даже при исполнении тех заповедей, которые
связаны с духовной сферой человека, –
например, испытывать трепет пред Всевышним и любить
Его, – эти эмоции ограничены определенными
рамками его возможностей, которые не беспредельны. Ибо
если человек ощутит в своем сердце беспредельную любовь
ко Всевышнему, то душа его не сможет удержаться в теле;
и, как сказали наши учители, благословенна их память:
"...Во время дарования Торы, когда раскрылись Б-жественная
суть Всевышнего, благословен Он, и Его бесконечный свет
– Эйн Соф – посредством
Его слов, услышанных людьми, – души
евреев вырвались из тел..."[9].
Всевышний дал нам заповеди, ограничив и редуцировав
при этом свет, [изливающийся в миры при исполнении их].
Поэтому для большинства предметов, на которые они распространяются,
установлен [минимальный и максимальный] размер
– так, например, длина нитей цицит должна
быть изначально [не менее] двадцати четырех сантиметров[10];
длина каждой стороны строго квадратного футляра тфилин
– четыре сантиметра[11];
лулав должен быть не менее тридцати двух сантиметров
длиной[12];
ширина каждой стенки суки должна быть не менее
пятидесяти шести сантиметров[13];
длина шофара – не менее восьми
сантиметров[14];
объем миквы – не менее семисот
двадцати шести литров[15].
А" для животных, предназначенных в жертву, установлены
возрастные границы: овцы должны быть не старше года,
бараны – двух лет, то же –
в отношении быков...[16].
Точно так же и денежный эквивалент того, что человек
должен отдать на помощь нуждающимся и другие добрые
дела, [имеет предел]. И хотя добрые дела –
один из столпов, на которых стоит мир, как написано:
"...Мир построен на доброте..."[17],
– все же и тут есть границы: "...Прекрасно,
если на это выделяют двадцать процентов своих доходов,
но достаточно и десяти..."[18]!
[Такие] добрые дела [человека, которые он совершает]
в рамках законов Торы, [вызывают] ту разновидность милосердия
Всевышнего, которая ограничена рамками мироздания, как
временными, так и пространственными, про которую написано:
"Милосердие Б-га [проявляется] с восхода до заката".
Когда человек помогает нуждающимся и делает людям добро,
он пробуждает тем самым милосердие Всевышнего к высшим
и низшим мирам. А так как мироздание ограничено [во
времени и пространстве] – "чтобы
подняться [от духовной сферы, связанной с] Землей, к
следующей [духовной] сфере, следует пройти пятьсот этапов...
и то же количество этапов необходимо пройти от каждой
из семи сфер до соседней"[19],
"а физическому миру суждено существовать шесть
тысяч лет"[20]
– Тора установила определенные рамки для
исполнения всех заповедей, в частности, помощи нуждающимся[21].
Однако рамки эти установлены лишь для тех, кто скрупулезно
соблюдает все законы Торы, не отступая от них ни на
йоту. Но тот, кто отошел от Торы, –
да убережет нас от этого Всевышний! –
и вступил на дурной путь, не исполнил в полной мере
того, что требует Освятивший нас Своими заповедями[22];
поэтому уменьшилась его доля в [общих усилиях по] привлечению
в мир Б-жественности и света, неисчерпаемый Источник
которого – Эйн Соф, [Всевышний], благословен
Он. Она была бы гораздо весомее, если бы такой человек
соблюдал все законы Торы и исполнял все ее заповеди.
Он может исправить свое упущение лишь в том случае,
если привлечет в мир излучение более сильное, чем то,
которое мироздание в состоянии воспринять и вместить
в себя. Такое излучение называется "высшим милосердием"
и "величайшим добром", ибо оно распространяется
и проявляется в бесконечности, не знает пределов и ничто
в мироздании не соизмеримо с ним. Оно не ограничено
рамками миров, оно всеобъемлюще и пронизывает их все
– от самых высших до самых низших, [хотя
непостижимо для всех них в равной степени]. Когда человек
своими поступками и активностью в нижнем мире привлекает
в него это сильное излучение, оно проявляется и, распространяясь,
наполняет собой миры. В результате этого исправляются
все упущения и промашки, совершенные человеком в служении
Освятившему нас Своими заповедями[23].
Это излучение обновляет изначальный свет, [присутствующий]
в мирах [и] поддерживающий [в них] жизнь, придает ему
яркость, а мирам – красоту, причем
свойства их многократно усиливаются и свет этот начинает
восприниматься мирами как принципиально иной, новый,
[отличный от прежнего]. Поэтому [наши учители] сказали:
"Той [духовной] ступени, на которой стоят вернувшиеся
ко Всевышнему, [даже абсолютные праведники не могут
достичь]"[24].
Стремление вернуться ко Всевышнему рождается в глубине
сердца, именно там возникает раскаяние у человека, [отдалившегося
от Творца]; Всевышний отвечает ему на это особо сильным
излучением Своего света. Но для того, чтобы свет достиг
миров – как высших, так и низших,
– от человека требуются определенные действия
в материальной сфере: оказание помощи нуждающимся и
другие добрые дела – без каких бы
то ни было ограничений и рамок. И совершая множество
добрых дел (если слово хесед –
"доброта" – разделить
на две части: хас – "сострадание"
– и "да-лет" [буква, название
которой близко по звучанию к даль –
"бедняк", – ] его можно
перевести как "сострадание к бедняку"), помогая
бедным и нуждающимся, тем, у кого нет никакой собственности,
и проявляя при этом беспредельную щедрость, человек
уподобляется Святому [Творцу], благословен Он, Который
изливает [в миры] Свой свет и дарит добро [творениям]
благодаря Своему качеству, [о котором говорилось выше
и которое называется] "высшим милосердием"
или "великим милосердием". Излияние света
Его в верхние и нижние миры не знает пределов и границ,
ибо все они – "бедняки"
Его, благословен Он, у них нет никакой "собственности"
и все они – ничто пред Ним. Ког-,
да же так поступает человек, он возмещает тем самым
весь ущерб, который причинил своими грехами верхним
и нижним мирам[25].
Об этом написано: "Добрые дела [человека] и [его]
строгость [в самооценке] желаннее Г-споду, чем жертвоприношение"[26].
Ибо принесение жертв регламентировано законами Торы[27],
в то время как помощь, которую человек в искупление
своих грехов оказывает нуждающимся, может быть неограниченно
щедрой. А то, что сказано в [Талмуде]: "Тому, кто
хочет быть щедрым [в добрых делах], не следует тратить
[на это] больше пятой части [своих доходов]",
– относится к тому, кто не грешил или уже
искупил свою вину обузданием своих плотских страстей
и постами, – как принято поступать,
чтобы возместить ущерб, нанесенный им духовным мирам.
Но тот, кто еще не излечил свою душу, [может тратить
на добрые дела и больше пятой части своих доходов],
ибо не подлежит сомнению, что исцеление души не менее
важно, чем исцеление тела, на что никто не жалеет средств.
И написано: "Все, что есть у человека, отдаст он
за [спасение] жизни своей"[28].
Это качество – неограниченная щедрость
– неразрывно связано с именем Святого [Творца],
благословен Он, и поэтому носит [еще одно] название:
"милости Г-спода", как написано: "Милости
Г-спода – во всех мирах..."[29]
И хотя способность к состраданию и готовность прийти
на помощь характерны для каждого еврея, человеческое
милосердие не беспредельно; в то же время одно из имен
Святого [Творца], благословен Он, –
Эйн Соф, и все Его свойства находят свое проявление
в бесконечности, как написано: "...Милосердие Его
неисчерпаемо"[30].
Теперь становится понятным, почему после разрушения
Храма и изгнания [евреев из Эрец-Исраэль][31]
пророк, сказав: "Милости Г-спода неиссякаемы...",
[употребил слово таму, а не тамну]. Этим
он подчеркнул, что мы нецельны, несовершенны, что каждый
из нас'не без греха и нанес тем самым ущерб и собственной
душе, и высшим мирам; а потому мы должны, подобно Всевышнему,
быть милосердными всегда и везде, и тогда Творец одарит
нас Своей милостью и высшей добротой, которая называется
еще "великой добротой" и "милосердием,
не знающим границ и пределов", как написано: "...Милосердие
Его неисчерпаемо". Сказали об этом наши учители,
благословенна их память: "Лишь тогда будет послано
избавление народу Израиля, когда [евреи] будут помогать
нуждающимся...". Это означает, что они станут так
поступать даже тогда, когда Закон их к этому не обязывает,
ибо "сын Давида не придет, пока..."[32].
[1]
См. Мишлей, 15:31.
[2]
Эйха, 3:32. Согласно Талмуду (Бава батра, 15а),
книгу Эйха составил пророк Ирмеягу.
[3]
По объяснению последнего Любавичского Ребе, автор
подчеркивает в начале послания и в конце, что это
– слова пророка, ибо только пророк, сообщающий
нечто от имени Всевышнего, может быть абсолютно убежденным
в своих словах. Никто кроме него не вправе сказать целому
народу или группе людей, что они духовно ущербны.
[4]
Милосердие, ограниченное рамками мироздания,
воплощается в сфире Хесед, входящей в систему
сфирот Малого Лика. Лик этот называется "Малым",
поскольку Творец ограничил его, чтобы тот мог управлять
мирозданием. "Высшее милосердие" (букв, "безграничная
доброта") – так называется один
из 13-ти аспектов милосердия Всевышнего (см. Шмот, 34:6,7).
Когда такое милосердие проявляется в мире, оно в состоянии
восполнить ущербность мироздания, причины которой
– грехи людей или недостаточность совершаемых
ими добрых дел.
[5]
Автор говорит, что Тора называется "могуществом",
снимая тем самым , вопрос, который может возникнуть
при изучении дальнейшего текста этого послания. На первый
взгляд, ему достаточно было сказать, что даровав Тору,
Всевышний проявил Свое свойство Гвура –
сдерживающую силу. Поэтому и материальные объекты, служащие
для исполнения заповедей, данных в Торе, имеют строгие
размеры. Например, длина нитей' цицит –
24 см. Если их сделать более длинными, ничего в
сущности не изменится. Нельзя сказать, что если человек
возьмет более длинные нити, он увеличит приток света
Всевышнего в мир, вызываемый исполнением заповедей.
То же относится и к заповеди о помощи нуждающимся: если
человек обязан по Торе оказать материальную помощь в
определенном размере, то дополнительная щедрость не
увеличит приток света Всевышнего в миры. Поэтому непонятно,
почему автор призывает не ограничивать помощь нуждающимся
рамками закона. Говоря о том, что Тора называется "могуществом",
автор и отвечает на такой вопрос (см. Тания, часть 1,
гл. 36). Могущество Всевышнего проявляется в Торе в
двух аспектах: первый и главный –
в том, что благодаря Торе души людей, ограниченные по
своей природе, могут воспринять бесконечный свет Творца;
второй аспект – сдерживающая сила,
поэтому автор говорит, что могущество лишь именуется
Гвура, но не в этом его суть. При исполнении заповеди
о помощи нуждающимся проявляется главный аспект могущества,
при исполнении других – второй. (Из
объяснений последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)
[6]
Макот, 236. Букв, "из уст Гвуры".
[7]
Дварим, 33:2.
[8]
См. Тания, часть 1, гл. 23. В этом содержится
намек на то, что одна из основных целей исполнения заповедей
и жизни по Торе вообще – совершенствование
человека.
[9]
См. Шмот, 20:15. Там сказано "содрогнулись",
но наши мудрецы толкуют это слово так, как в этом послании.
См. Шабат, 886; мидраш Шмот раба, 29:3.
[10]
Шулхан арух, разд. Орах хаим, 11, 4. Все размеры
мы приводим в метрической системе мер, хотя в Талмуде
и в книгах более поздних законоучителей система мер
иная.
[11]
Там же, 32:41. Шулхан арух Алтер Ребе, часть
1, 32:33. Форма футляра тфилин не имеет, на первый
взгляд, отношения к размерам предметов, используемых
для исполнения заповеди, но автор упоминает о ней, чтобы
подчеркнуть: формы этих предметов тоже строго ограничены.
[12]
Сука, 326. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 650:1.
[13]
Сука, За. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 634:1.
[14]
Нида, 26а. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 586,
9.
[15]
Микваот, 1:7. Шулхан арух, разд. Йорэ деа, 201.
[16]
Рамбам, Мишнэ Тара, книга Авода, Законы жертвоприношений,
1:14 и комментарий Кесеф Мишнэ, там же.
[17]
Тегилим, 89:3.
[18]
Шулхан арух, разд. Йорэ деа, 249:1.
[19]
Хагига, 13а. Букв. "От земли до неба
– пятьсот лет [ходьбы]". Однако Кабала
объясняет, что это – аллегория.
[20]
Сангедрин, 97а.
[21]
См. прим. 54 и 18. Автор хочет подчеркнуть, что
и духовная сущность заповедей ограничена, и эта ограниченность
находит выражение в физическом мире в конкретных размерах
и величинах, которые устанавливает Закон.
[22]
Букв, "не дал всего [требуемого] от него
высшей святости".
[23]
В учении хасидизма приводится следующее сравнение:
когда из колодца вычерпали всю воду или он засорился,
то обычно копают глубже, и тогда глубинные воды заполняют
колодец. Можно привести и такое сравнение: здоровый
человеческий организм не нуждается в лекарствах или
каких-либо веществах в дополнение к нормальной пище.
Только если что-либо в нем нарушено, требуется поддержка
"извне" в виде лекарственных препаратов и
т. п.
[24]
Брахот, 346.
[25]
См. Тания, часть 3, гл. 1, 8.
[26]
По Мишлей, 21:3.
[27]
См. прим. 5 и 16.
[28]
По Ийов, 2:4. См. Тания, часть 3, гл. 3.
[29]
По Тегилим, 103:17.
[30]
По Эйха, 3:22.
[31]
То, что до сих пор не восстановлен Храм и евреи
пребывают в странах изгнания, ярко свидетельствует о
нашем несовершенстве. Поэтому автор и подчеркивает,
что эти слова были сказаны пророком после разрушения
Храма и изгнания. (Из примечаний последнего Любавичского
Ребе к этому посланию.)
[32]
Сангедрин, 97а. В продолжении этой цитаты сказано:
"...не кончатся в карманах последние прутот [-
самые мелкие денежные единицы в период составления Талмуда]".
Автор обрывает цитату, т. к. не желает писать о негативном
без крайней необходимости. Таков был обычай хасидских
наставников.
|