Близкие мои, братья, друзья! Очевидная суровость моих
слов порождена глубокой любовью к вам[1].
"Давайте выясним, кто из нас прав"[2].
"Вспомните историю мира со дня его сотворения,
подумайте о судьбе каждого поколения"[3].
Разве было такое в истории человечества? Где, в каких
книгах мудрецов Израиля – от первых
до последних – встречали вы рекомендации
вести себя подобным образом? [Где вы вычитали,] что
следует ввести обычай, взять себе за правило обращаться
к [духовным наставникам] по житейским вопросам и выяснять,
как поступить в той или иной жизненной ситуации? Даже
к великим мудрецам Израиля предыдущих эпох –
времен составления Мишны и Талмуда, –
"которым было под силу проникнуть в любые тайны"[4]
и "чьему созерцанию были открыты лабиринты небесных
путей"[5],
[не обращались с подобными вопросами]; их задавали лишь
пророкам в самом прямом смысле этого слова, а они в
древние времена были у Израиля, –
такие как Шмуэль-ясновидец, к которому пришел Шауль
[с просьбой] узнать у Г-спода о судьбе пропавших ослиц
его отца[6].
Ибо все, из чего складывается жизнь человека, способен
предсказать тот, кто обладает даром ясновидца, за исключением
всего, связанного с изучением Торы, и степени богобоязненности,
[по поводу чего может дать совет духовный наставник].
Сказано: "Мудрецам не дано [знать, как добывается]
хлеб [насущный]"[7].
Говорили об этом наши учители: "Всё во власти
Небес, кроме трепета пред Небесами"[8],
– и еще они сказали: "Семь тайн не
дано постичь людям... не знает человек, какая сделка
принесет ему наибольшую выгоду... и когда возобновится
царствование Дома Давида..."[9]
Мы видим [отсюда, что Талмуд относит к области неведомого]
столь разные вещи в равной степени.
В книге Йешаягу написано: "...Йоэц [букв.
– "дающий советы"] и поражающий
своим интеллектом ученый..."[10].
Кроме того, наши учители говорили [о том, кто посвятил
себя изучению Торы]: "Люди охотно принимают его
советы и [получают от него] основы знаний [о мироздании]"[11].
В последней цитате речь идет о советах по вопросам,
освещаемым Торой, которая называется [в Талмуде] "основа
знаний"[12];
[слово же йоэц в книге Йешаягу следует понимать
не буквально – не как "дающий
советы"]; как сказали наши учители, "йоэц
– тот, кто способен решить, следует
ли добавить в году дополнительный месяц или установить
начало нового месяца"[13].
Ибо знание момента "зачатия" [лунного света][14]
называется в терминологии Талмуда эйца [-
прикладным знанием] и "тайным [знанием исчисления
времени]". Об этом упоминается в трактате Сангедрин,
87[а] и комментарии Раши к этой странице.
Но только тем, кто прислушивается ко мне, я открою
истину: "Любовь побуждает человека к неадекватным
поступкам"[15]
и ослепляет его, мешая видеть вещи такими, какие они
есть. Велика страсть [некоторых людей, обращающихся
ко мне за советом,] к удовлетворению материальных потребностей,
[хотя материальные стороны жизни для них –
не основное], и они стремятся к благосостоянию во имя
Небес, чтобы служить Всевышнему [в полную силу, с горящим
сердцем, подобным] "углям пылающим и пламени"[16].
Потому-то они так огорчаются, сталкиваясь с лишениями,
– да упасет нас от этого Б-г и смилуется
над всеми нами! [Эти люди] настолько не готовы терпеть
житейские тяготы, что теряют рассудок и, стаптывая последние
башмаки, ходят из города в город, дабы "искать
совета на краю земли"[17],
[вместо того], чтобы в смирении духа и плоти обратиться
ко Всевышнему и, пробудив в себе любовь к Нему, как
должное принять Его наказание, [ибо сказано]: "Ведь
того, кого Г-сподь любит..."[18].
[Кара, посылаемая Творцом,] подобна телесному наказанию,
которому подвергает своего сына отец –
добрый, мудрый и справедливый. Разумному сыну не следует
отворачиваться [в обиде] и убегать, спасаясь [от отцовской
руки]; даже искать кого-либо, кто заступился бы за него
перед отцом, милосердным[19],
справедливым и милостивым, [не годится]. Ему надо, не
отворачиваясь, признать правоту отца и лицом к лицу
с ним, глядя ему прямо в глаза и пробудив в себе любовь
к нему, вытерпеть боль физического наказания, ибо тот
заботится лишь о благе сына, готовя его к дальнейшей
жизни.
[Слова "лицом к лицу" призваны напомнить
вам о понятии] "лик", когда речь идет о высших
духовных сферах, – это символ благоволения
Всевышнего и Его однозначного желания [одарить добром
тех, кто Ему служит]. Наш Небесный Отец изливает разнообразные
блага [духовных] миров и [физического мира] и поддерживает
существование душ и тел Своих сыновей с любовью, расположением,
благосклонностью и доброжелательностью. Мы получаем
их благодаря [следованию] Закону жизни [ –
Торе], выражающему Его волю, которую Он сообщил нам.
Об этом мы говорим [в молитве]: "...[Давая нам
возможность созерцать] светлый лик Свой, Ты даровал
нам... Закон жизни..."[20].
[Даровал,] чтобы мы исполняли волю Его, и об этом сказано:
"Светлый лик Царя – [символ]
жизни [нашей] и благоволения [Его]"[21].
Язычникам же Всевышний дарует жизненную энергию для
поддержания их физического существования, не проявляя
к ним при этом Своего расположения, скрывая от них Свои
сокровенные цели, не сообщая им волю Свою. Поэтому [духовные
прообразы объектов языческого поклонения] называются
"высшими силами .обратного порядка", ибо они
получают свою жизненную энергию, когда Творец обращает
Свой лик в противоположную от них сторону[22].
Аналог лица человека в его душе –
сила воли и желаний. И если он не принимает страдания
с любовью [ко Всевышнему] и желанием [осознать, за что
они ему посланы,] – то как бы отворачивает
от [Создателя] лицо и поворачивается спиной к Нему,
упаси нас от этого Б-г!
Что же нужно делать, чтобы принимать страдания с любовью?
Ответ на этот вопрос Сам Всевышний вложил в уста наших
мудрецов: надо тщательно анализировать свои дела[23]
– среди них будут обнаруживаться проступки,
очищение от которых лежит через страдание. И человек
увидит воочию, как велика любовь к нему [Творца], Который
ради него совершает нечто неадекватное тому порядку,
[который Сам же и установил], – подобно
тому, как поступает великий и грозный царь со своим
единственным отпрыском: он так любит его, что сам, не
зовя слуг, подмывает младенца, когда тот пачкает пеленки.
Как написано: "Когда отмоет Г-сподь дочерей Сиона
от [грехов, словно от] нечистот... ветер справедливости
[высушит их тела]"[24].
Так же, как отражается в воде лицо человека, [выражающее
то, что он чувствует в этот самый момент, и вода запечатлевает
его именно таким][25],
так и отражение любви Всевышнего к людям в низшем из
миров, в разуме всякого мыслящего и понимающего драгоценную
суть любви [этой], рождает в их сердцах [ответную] любовь.
Любовь [Творца] дороже и важнее для нас [всех благ],
которые существуют в жизни на всех ее уровнях. Об этом
написано: "Как драгоценна Твоя доброта"; "Большее
благо, чем сама жизнь, доброта Твоя"[26].
Ибо доброта [Создателя] – следствие
Его любви [ко всем творениям], и она –
главный источник энергии, благодаря которой существует
жизнь во всех мирах. Как написано: "...Питающий
по доброте Своей живых..."[27].
И тогда, [когда человек осознает, что Творец любит его,
и ответит Ему тем же], Всевышний одарит его благом и
позволит ему увидеть свет лика Своего; Его любовь к
человеку, которую раньше [последнему было трудно осознать,
так как она] была скрыта за очевидной суровостью [посылавшихся
ему наказаний], найдет свое выражение в очевидной [доброте
к нему]. И источник страданий, [посылаемый свыше], превратится
в источник услады [для нас], и пусть никогда больше
не вершится Суд [Небесный над людьми].
Близкие мои, братья, друзья! Множество забот обрушилось
на меня одновременно. Я тону в них, словно в бурных
водах; и днем, и ночью они не дают мне покоя. Груз этих
забот не позволяет мне изложить в письме все, что у
меня на сердце. Тем не менее я решил обратиться [к вам
с этим посланием], чтобы напомнить и вкратце повторить
[мои просьбы], изложенные ранее. [Слова мои адресованы]
всем [нашим единомышленникам], и в частности тем, кто
по доброй воле своей стал произносить текст молитвы,
что является [сегодня основной формой] служения Всевышнему,
в полный голос[28].
Будьте максимально тверды и сильны духом, чтобы преодолеть
все препятствия, как внутренние, так и внешние, которые
мешают [нам полностью отдаваться молитве]. Бороться
[со всеми помехами] следует, образно говоря, "десницей
могучей"[29],
[мобилизовав всю волю свою и не рассуждая], –
ибо это [стремление служить Ему молитвой] –
"воля трепещущих пред Ним"[30],
которая выше логики и разума, которыми наделил нас Всевышний,
чтобы мы знали Его повеления и понимали, как исполнять
их. [Служение Ему молитвой, произносимой в полный голос,
– ] проявление воли в чистом виде и результат
особого настроя души, чего достигает тот, кто делает
это по велению сердца, [желая] беззаветно [служить Творцу
с единственной целью:] угодить Ему.
Об этом говорил [Моше]: "Ибо это упрямый народ,
и [потому] сними с них грехи!"[31].
"Снять" грех [может только Создатель, поскольку
это действие] выходит за пределы рационального, «...ведь
спросили у Разума: ["Какая судьба ожидает грешника?"]...»[32].
Моше, [умоляя Всевышнего снять грех с народа Израиля],
просил [Творца], чтобы [Он ] относился [к евреям] так,
как [они] относятся [к Нему, ибо они упорны в постоянном
выражении своей верности Ему – даже
тогда, когда рациональное толкование законов Торы не
требует от них такой демонстрации][33].
Разумный да поймет сказанное.
И еще одного требую я от вас, людей в высшей степени
достойных: не пренебрегать моими словами, с которыми
я обращался к вам [ранее, разъясняя, насколько необходимо]
каждому быть прямодушным и бесхитростным на своем жизненном
пути. Такой [путь предназначил для нас] Б-г, наделив
человека при его создании прямотой натуры. И не
– следует ему пускаться в рассуждения о
подоплеке тех или иных поступков людей, об их помыслах
и расчетах. Ибо [анализ поступков и помыслов людей
– ] дело Небес, а не человека из плоти и
крови. Следует безоговорочно довериться нашим мудрецам,
предписавшим: "Смотри на всех людей снизу вверх"[34]
– [на всех] без исключения. Ибо то, что
каждый совершенствуется благодаря влиянию окружающих,
– неоспоримый и непреложный факт. И написано:
"...Все израильтяне... объединились [и стали] как
один человек"[35].
[Весь народ в целом] подобен человеческому организму,
состоящему из множества частей. Когда нарушаются связи
между ними, это отражается на работе сердца, которое
питает необходимыми веществами [все органы тела]. Из
этой [аналогии] следует заключение: если все мы действительно
объединимся [и станем] как один человек, [наше] служение
[Всевышнему всем] сердцем [- молитва –
] будет полноценным – и наоборот.
Об этом сказано: "...И служить Ему... плечом к
плечу"[36]
– именно так, [плечом к плечу].
Поэтому, любимые мои, друзья мои, я убедительно прошу
каждого из вас стараться от всего сердца, от всей души
пробуждать в себе любовь к ближнему. Сказано: "Да
не зародится в глубине сердца человека мысль о недостатках
его ближнего"[37].
Пусть никогда не появятся в ваших сердцах такие мысли,
а если это и случится – гоните их
прочь подобно тому, как [ветер] разгоняет дым,
– точно так же, как [вы отогнали бы] мысли
о том, чтобы служить идолам. Ибо вред, наносимый грехом
злословия, равносилен ущербу, [который наносят] идолопоклонство,
кровосмешение и кровопролитие вместе взятые[38],
– а если говорить [дурное о ближнем
– великий грех, то плохо думать о нем
– еще больший]. Ведь, как известно каждому
разумному человеку, мысли больше, чем речь, влияют на
нашу душу, возвышая ее или, до поры, принижая[39].
И да пошлет вам мир и вечную жизнь Всевышний, Источник
добра, благословив Свой народ, – как
того желаю я, неизменно любящий вас всем сердцем, всей
душой.
[1]
По Мишлей, 27:5.
[2]
По Йешаягу, 1:18.
[3]
По Дварим, 32:7.
[4]
Хулин, 59а.
[5]
Брахот, 586.
[6]
См. Шмуэль I, гл. 9.
[7]
По Когелет, 9:11. См. Бава мециа, 596; Рамбам,
Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 9:1.
[8]
Брахот, 336.
[9]
Псахим, 546.
[10]
По Йешаягу, 3:3. Непонятно, почему автор указывает,
из какой именно книги цитируется стих; обычно он этого
не делает. Автор опирается в данном послании на трактовку
приводимого стиха в Талмуде. На уровне простого смысла
речь здесь идет об умельцах-ремесленниках. Йоэц в
этом контексте – "мастер, который
может дать профессиональный совет". Хахам хараишм,
что переводится здесь согласно трактовке Талмуда
как "поражающий своим интеллектом ученый",
– "специалист по обработке какого-либо
материала": металла, дерева, ткани, камня. Хахам
– "мудрец", харашим
– "ремесленники, мастера".
Слово харашим имеет общий корень со словом хершим
(ед. ч. хереш) – "глухонемые".
Талмуд объясняет, что когда кто-либо из этих мудрецов
задавал вопрос, то все слушавшие его становились подобны
глухонемым, ибо никто даже и не пытался дать ответ.
[11]
Авот, 6:1.
[12]
Сангедрин, 266.
[13]
Хагига, 14а.
[14]
Наш перевод основан на сказанном в комментарии
Рамбама и рабейну Ба-хьи к Ваикра, 18:6. Можно перевести
и как "знание правил интеркаля-ции".
[15]
См. Сангедрин, 1056.
[16]
По Шир гаширим, 8:6.
[17]
См. Эйрувин, 416. Букв, "искать совета вдалеке".
Автор, очевидно, намекает также на то, что он далек
от вопросов, связанных с коммерцией, и не может что-либо
посоветовать тем, кто обращается к нему за советами
в этой области.
[18]
Автор обрывает этот стих из Мишлей (3:12), в
продолжении которого сказано: "...того и наказывает".
Духовные руководители хасидов избегали цитировать те
отрывки из святых книг, в которых говорится о бедах,
постигающих людей.
[19]
Выше автор не применяет эпитет "милосердный",
говоря об отце. Если отец намеревается подвергнуть сына
телесному наказанию, его нельзя назвать милосердным,
так как обладатель подобного качества наказывает словом,
а не физическим воздействием. Здесь же автор имеет в
виду, что если кто-то заступится за сына перед отцом,
то тот смилуется над ним и не накажет.
[20]
Из последнего благословения в молитве "Шмонэ-эсрэ".
[21]
По Мишлей, 16:15. См. Тания, часть 4, посл. 11,
прим. 7.
[22]
См. Тания, часть 1, гл. 22, 24, часть 4, посл.
25, 26.
[23]
Брахот, 5а.
[24]
По Йешаягу, 4:4.
[25]
По Мишлей, 27:19.
[26]
Тегилим, 36:8, 63:4.
[27]
Из молитвы "Шмонэ-эсрэ".
[28]
См. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 101, комм,
там же. Сефер хасидим, раздел 820. Закон не требует
молиться в полный голос. Молитву "Шмонэ-эсрэ"
необходимо произносить шепотом. Однако читать остальные
молитвы в полный голос считается признаком благочестия,
и именно так поступали хасиды.
[29]
По Шмот, 13:9. См. Брахот, 346 и комм. Раши там
же.
[30]
По Тегшшм, 145:19.
[31]
По Шмот, 34:9.32.
[32]
Оборванная цитата из Иерусалимского Талмуда (Макот,
2:6). В продолжении сказано, что Разум ответил на это:
"Пусть грешника преследует его собственное зло".
[33]
См. Недарим, 32а. Моше просил Всевышнего поступиться
законами, установленными Им Самим и основанными на высшей
мудрости. Ибо евреи всегда верны Всевышнему и никакие
доводы разума не способны поколебать их приверженности
Ему – даже тогда, когда им кажется,
что Он оставил их в беде.
[34]
Авот, 4:10.
[35]
По Шофтим, 20:11. См. Хагига. 26а.
[36]
По Цфанья, 3:9.
[37]
По Зхарья, 8:17.
[38]
Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1.
[39]
Мысль – более глубокий аспект
проявления души, чем речь, поэтому она влияет на духовный
мир человека в большей степени.
|