Вторая душа, отличающая
каждого еврея, – частица безграничной
сущности Б-га свыше[1]. Как сказано: "И
Ты вдохнул в ноздри его душу жизни"[2],
"И Ты вдохнул в меня"[3]. И как
сказано в книге "Зогар": "Тот, кто с
силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его".
Что означает: из наиболее глубокой
внутренней части себя самого – ибо глубоко
внутренняя частица жизненной силы[4]
выходит из человека при выдыхании с силой.
Так, обращаясь к сравнению, мы можем себе
представить, каким образом души евреев
возникли в Б-жест-венной мысли, – подобно
тому, как сказано: "Мой сын первородный,
Израиль"[5], "Сыны вы Всевышнему,
вашему Б-гу"[6]. То есть так же, как сын
происходит от мозга отца, так, [все еще
пользуясь сравнением], душа каждого еврея
возникла в Его мысли и мудрости,
благословен Он, а "Он мудр, но
непостижимой мудростью[7], но Он и Его
мудрость едины". И, как пишет Рамбам*, "Он
– Знание и Он – Знающий и т. д."[8].
С ним согласны и мудрецы Кабалы,
как говорится об этом в книге "Пардес"
раби Моше Кордоверо. А также, согласно
Кабале раби Ицхака Лурии, это верно, если
говорить о ступени, на которой свет Эйн Софа[9]
после прохождения многочисленных стадий
самоограничения облекается в сосуды
рациональных категорий Хабад[10] в мире
Ацилут[11], но не выше мира Ацилут. И, как
сказано в другом месте, Эйн Соф бесконечно
выше сути и категории Хабад, которая по
отношению к Нему является как бы физическим
действием, что выражено в словах псалма: "Ты
все мудростью сделал"[12].
И полностью это постичь
человек не в состоянии[13]и т. д., как
написано: "Разве может Б-га найти
испытатель?"[14], а также: "Ибо мысли
Мои – не ваши мысли"[15] и т. д.
И хотя существует бесчисленное
множество видов и уровней душ, одна выше
другой, например, великие души праотцев и
Моше, нашего учителя, несравненно выше душ
нашего поколения, которое живет в период,
предшествующий приходу Машиаха[16], так
что по сравнению с первыми они подобны
пятам ног в сравнении с головой и мозгом; и
подобным образом в каждом поколении есть
главы еврейского народа, души которых
представляют собой голову и мозг по
отношению к массе народа и людям,
несведущим в Торе; и таким же образом души
относятся к душам, ведь каждая душа
заключает в себе ступени нефеш, руах и
нешама[17] -все корни всех ступеней
нефеш, руах и нешама, начиная с вершины всех
ступеней и до самой нижней ступени душ,
облеченных в теле несведущих в Торе и самых
незначительных людей, как бы происходят от
верхнего интеллекта[18], то есть высшей
мудрости.
Можно это сравнить с
происхождением сына от мозга отца. Даже
ногти его ног образовались из той же капли
семени вследствие девятимесячного
пребывания ее в материнской утробе и
поступенного спуска вниз, от ступени к
ступени, изменения и образования из нее
ногтей. И несмотря на это, она все еще тесно
связана и едина удивительным и неразрывным
единством со своей исходной сутью и
сущностью, которой она обладала, когда была
каплей мозга отца. Но и теперь, в сыне, ногти
получают питание и жизненную силу от мозга,
находящегося в голове. Как сказано в Гмаре (Нида,
там же): "Белок, из которого образуются
кровеносные сосуды, кости и ногти"[19]
(и в книге "Эц хаим", "Шаар гахашмаль",
при обсуждении тайны облачений Адама в Ган
Эдене сказано, что облачением его были
ногти[20], образованные от мозга Твуна[21]).
С помощью
подобного сравнения можно себе отчасти
представить, как от корня всех нефеш, руах и
нешама всех душ евреев, взятых в целом,
который находится наверху и спускается
вниз, от ступени к ступени, через
поступенное нисхождение миров Абиа[22]
от Его Б-жественной мудрости, благословен
Он, и в соответствии с выражением "Ты все
мудростью сделал"[23], образовались
нефеш, руах и нешама людей, несведущих в
Торе и самых незначительных. Но и теперь они
все еще тесно связаны и едины удивительным
и неразрывным единством со своей исходной
сутью и сущностью – проистечением высшей
мудрости. Ибо нефеш, руах и нешама
несведущих в Торе людей получают питание и
жизненную силу[24] от нефеш, руах и
нешама праведных и мудрых глав народа
своего поколения.
В связи с этим становится
понятным, в каком смысле наши мудрецы
утверждают, что в словах "И быть
приверженным Ему"[25] приверженность
ученым Торы связана с приверженностью
самой Шхине[26]. Через приверженность
ученым Торы нефеш, руах и нешама людей,
несведущих в Торе, вступают в тесную связь и
единение со своей исходной сутью и корнем в
высшей мудрости, а "Он и Его мудрость
едины"[27] и "Он – Знание и т. д.". (А
грешники и восстающие против ученых Торы
питают свои нефеш, руах и нешама от "задней
стороны"[28]- нефеш, руах и нешама ученых Торы.)
Что касается упоминания в
книгах "Зогар" и "Зогар хадаш"[29]- о
том, что человеку важнее всего освятить
себя в момент брачного единения, чего не
соблюдают несведущие и т. д., здесь имеется в
виду, что нет такой нефеш, руах и нешама,
которая не обладала бы одеянием,
происходящим от сущности отца и матери[30].
Все заповеди человек исполняет под
влиянием этого одеяния и т. д. и даже мера
изобилия, даруемая ему небом, – все ему
дается посредством этого одеяния. И если
человек освящает себя в момент брачного
единения, он сообщает святое одеяние душе
своего сына. Даже когда речь идет об очень
высокой душе, ей также необходимо освящение
отца и т. д. Но что касается самой души –
может иногда человек, обладающий
бесконечно высокой душой, быть сыном
человека презренного и низкого и т. д., как
пишет об этом раби Ицхак Лурня,
благословенной памяти, в своей книге "Ликутей
Тора", в главе "Ваера", и в "Таамей
мицвот", в главе "Брейшит".
[1] Ийов, 31:2. Ср. также
Тегилим 16, 5
и 75, 5; Ирмеягу, 10:6. [2] Берейшис 2, 7. [3] Утренние молитвы. Брахот, 60b. [4] Подобно тому как в цитате из
книги Зогар глагол напах говорит о
выдыхании глубоко внутренней частицы
жизненной силы, вдохновение души в человека
(выраженное в Торе тем же глаголом) говорит
о происхождении души от самой сущности Б-га. [5] Шмойс 4, 22. [6] Дварим, 14:1. [7] Тикуней Зогар, 126. [8] В Б-ге нет деления на субъект и
объект. И если источник души в мудрости, он и
в сущности Б-га (он и Его мудрость едины). [9] Эманация от сущности Б-га,
называемой Эйн Соф (Бесконечный). [10] См. гл.
3. [11] Мир Ацилут - последний из
эмалированных миров, источник миров
сотворенных. Только на этой ступени можно
говорить об атрибутах Б-га и о их единстве с
Его сущностью. [12] Тегилим 104, 24. [13] Законы основ Торы, 2:10. [14] Ийов, 11:7. [15] Йешаягу, 55:8. [16] Приход Мессии. [17] Ср. Зогар, часть 1, стр. 206а;
часть 2, стр. 141b и т. д., а также Йешаягу Гурвиц,
Шней лухот габрит, 1:96. Степени души,
соответствующие действию, эмоциям и мысли. [18] Несмотря на огромные
различия в духовном уровне людей, поколений
и представителей разных частей народа, душа
любого еврея, даже, казалось бы, совершенно
отдалившегося от Б-га, связана своим
происхождением и своей неизменной
сущностью с высшей мудростью Б-га. [19] Нида, 31а. [20] Здесь также говорится о связи
ногтей, то есть самой "примитивной"
части тела в том смысле, что она лишена
ощущения, с источником - мозгом. [21] Твуна - часть интеллекта,
наиболее близкая к внешнему проявлению, но
еще не раскрытая. [22] Абиа - аббревиатура названий
четырых миров: Ацилут - Б-жественный,
эмалированный мир, ближайший источник
творения; Бриа - преобладание' добра; Йецира
- добро и зло в равной мере; Асия -
преобладание зла. Последние три мира - миры
сотворенные. [23] Тегилим 104, 24. [24] Подобно примеру о
формировании ногтей эмбриона, даже самая
примитивная часть народа через ученых Торы
связана непосредственно с высшей мудростью. [25] Дварим, 30:20. [26] Ктубот, 111b. Шхина - Б-жественное
Присутствие в мире. Последняя ступень
Эманации, имеющая отношение к сотворенным
мирам и в них облекающаяся. [27] И потому единение с Его
мудростью означает единение с Ним Самим. [28] Ср. гл.
22. [29] Ср. Зогар, часть 2, стр. 204б и
далее. [30] То, что от родителей
передается душе ребенка, становится
одеянием его души - внешней частью ее, через
которую она проявляется и действует.
|