И каждая ступень любви из двух этих ступеней, великой
любви и вечной любви, подразделяется на несколько категорий
и ступеней до бесконечности у каждого [человека] в соответствии
с его уровнем, как сказано в святой книге "Зогар"[1]
при объяснении стиха "Известен муж ее у ворот [шеарим]"[2]
- это Всевышний, ибо Он постижим и доступен каждому
в соответствии с тем, что полагает [мешаэр] его
сердце и т. д. И потому о скрытых страхе и любви сказано:
"[Скрытое] - Б-гу, Всевышнему нашему"[3],
а Тора и заповеди - то, что "явлено нам и сыновьям нашим,
дабы их исполнять и т. д."[4].
Ибо у всех нас одна Тора и один Закон, если речь идет
об исполнении Торы и заповедей действием. Но иначе в
отношении страха и любви - они соразмерны с познанием
[человеком] Всевышнего, а оно в мозгу и в сердце, как
уже говорилось[5].
Но одна ступень любви включает в себя все категории
и ступени великой любви и вечной любви, и она одинаково
доступна всем душам евреев, будучи наследием нашим от
праотцев, а именно, как сказано в книге "Зогар" о стихе
"Душой моей Тебя я жаждал в ночи и т. д."[6]:
"Должно любить Всевышнего любовью души [нефеш] и духа
[руах], так же, как они телесным единством связаны с
телом и как тело их любит и т. д."[7].
И об этом сказано: "Душой моей Тебя я жаждал", то есть
- так как Ты, Всевышний, - моя истинная душа и жизнь,
потому "Тебя я жаждал", что означает: я жажду и желаю
Тебя как тот, кто желает жизни своей души, и, когда
он слаб и измучен, он жаждет и желает возвращения души
его к нему. Также и отходя ко сну он жаждет и хочет,
чтобы душа его к нему возвратилась с пробуждением его
ото сна, - так я жажду и желаю света - Эйн Соф [- Всевышнего],
благословен Он, истинной жизни жизней, дабы привлечь
Его в нутро мое через занятие Торой, просыпаясь ночью
ото сна, ибо Тора и Всевышний едины - как сказано в
книге "Зогар", там же, что "из любви ко Всевышнему следует
вставать каждую ночь и предаваться служению Ему до утра
и т. д.".
И еще более великая и возвышенная любовь, также скрытая
в Душе каждого еврея, - наследие наше от праотцев, та,
о которой сказано в "Раая мегеймана": "Как сын, который
заботится об отце своем и матери, ибо любит их больше,
чем самого себя, чем душу [нефеш] и дух [руах] свой
и т. д."[8]
- "Ведь у всех нас один Отец"[9].
И хотя [можно сказать], где он и кто тот, чье сердце
способно достичь хотя бы и тысячной доли ступени любви
Верного Пастыря[10],
однако какая-то малейшая частица благости и света его
освещает общность всех евреев всех поколений, как сказано
в книге "Тикуней Зогар": "Распространение его во всех
поколениях, дабы сообщать им свет и т. д."[11].
И только это отражение света находится в состоянии великого
утаения в душах всех евреев. И явно проявить эту скрытую
любовь, [выведя ее] из утаения и сокровения в состояние
явного раскрытия, дабы проявилась она в сердце и мозгу
человека, - это не выше его сил и не недостижимо, но
"это очень близко, [это] в устах и в сердце твоем"[12].
То есть [человек всегда может] приучить язык и голос
свой пробуждать внимание сердца своего и мозга, дабы
углубляться в мысль о Жизни жизней, Эйн Софе, благословен
Он, ибо Он действительно наш истинный Отец и Источник
нашей жизни, и пробуждать в себе любовь к Нему, подобную
сыновней любви к отцу. И если человек будет постоянно
к этому себя приучать, привычка станет его натурой.
И хотя ему покажется, что это - сила воображения, не
следует этого бояться, так как само по себе это -истина
и категория скрытой любви. Польза ее явного раскрытия
в том, что она может быть обращена в действие - в занятие
Торой и [исполнение] заповедей, и [тогда] он изучает
под ее влиянием Тору и исполняет заповеди, чтобы доставить
удовольствие Ему, благословенному, как сын, служащий
отцу. И сказали [мудрецы наши] об этом: "Добрую мысль
Всевышний присоединяет к действию"[13],
дабы были у человека "крылья" для полета, как уже говорилось[14].
И это удовольствие можно сравнить с радостью царя, когда
к нему приходит сын, выйдя из темницы, как уже говорилось[15],
или же [оно происходит от того, что человек создает
Ему] жилище в нижних, как уже говорилось[16]
И эту категорию "Душой моей Тебя я жаждал" очень легко
привести из состояния утаения в состояние явного раскрытия,
сделав это постоянной привычкой в устах и в сердце человека
равным образом. Но если человек не может добиться явного
ее проявления в сердце, он может все же заниматься Торой
и заповедями ради них самих, рисуя себе в воображении
своем эту любовь мыслью, которая в мозгу его, и "добрую
мысль Всевышний присоединяет и т. д.".
Обе эти категории любви, хотя они и унаследованы нами
от праотцев как натура душ наших, а также и страх, в
них заключенный, - боязнь быть отделенным, да сохранит
Всевышний, от Источника жизни нашей и нашего истинного
Отца, благословен Он, - все же естественным страхом
и любовью они называются только тогда, когда они только
в мозгу и мысли человека и в тайниках его сердца. И
тогда место .их - в десяти сфирот мира Йецира, и туда
они возносят с собой Тору и заповеди, исполненные под
их влиянием и по их причине. Но когда они явно проявляются
в сердце, в книге "Зогар" они называются желанием сердца
и место их - в десяти сфирот мира Бриа, и туда они возносят
с собой Тору и заповеди, исполненные под их влиянием.
И это потому, что их переход из сокрытия и утаения в
состояние явного раскрытия происходит в силу [воздействия]
категории Даат и сильной концентрации мысли и интенсивного
размышления из глубины сердца, исключительно и постоянно,
об Эйн Софе, благословен Он, как Он в самом деле есть
наша жизнь и истинный наш Отец, благословен Он. И известно
сказанное в книге "Тикуней Зогар", что "в мире Бриа
гнездится Высшая Мать"[17],
и это - размышление о свете Эйн Софа, Жизни жизней,
благословен Он.
И сказал Элиягу: "Бина - сердце, и ею сердце разумеет"[18].
Более того, эти две упомянутые ступени любви содержат
в себе более великую и совершенную любовь, чем интеллектуальные
страх и любовь или упомянутая выше вечная любовь. И
все же следует утруждать свой ум, дабы постичь и прийти
также и к категории вечной любви, о которой говорилось
выше[19],
происходящей от разумения и познания величия Всевышнего,
дабы усилить огонь любви, [который становится] подобным
углям пылающим и великому пожару и пламени, возносящемуся
к небу так, что "великие воды не смогут загасить...
и реки ее не зальют и т. д."[20].
Ибо есть преимущество и особое достоинство у любви,
подобной углям пылающим и великому пожару и т. д., происходящей
от разумения и познания величия Эйн Софа, благословен
Он, по сравнению с двумя упомянутыми категориями любви,
не подобными углям пылающим и т. д., так же, как есть
преимущество у золота перед серебром и т. д., как об
этом будет говориться далее[21].
Кроме того, в этом весь человек и его предназначение
- познать славу Всевышнего и драгоценное великолепие
величия Его, у каждого в соответствии с тем, на что
он способен, как сказано в "Раая мегеймана", в главе
"Бо": "Дабы познать'Его и т. д."[22],
как известно.
[1]
Зогар, часть 1, стр. 103б.
[2]
Мишлей, 31:23.
[3]
Дварим, 29:28. Никто не знает степени страха
и любви другого, но, какие заповеди он исполняет, всем
известно, так как у всех одна Тора.
[4]
Дварим, 29:28.
[5]
В гл. 42 и 43.
[6]
Йешаягу, 26:9.
[7]
Зогар, часть 3, стр. 67а.
[8]
Ср. конец гл. 10 и гл. 43.
[9]
Малахи, 2:10.
[10]
Моше.
[11]
Зогар, часть 3, стр. 216б, 273а.
[12]
Дварим, 30:14.
[13]
Кидушин, 40а.
[14]
В гл. 39. Ср. также гл. 16.
[15]
В гл. 31.
[16]
В гл. 31 и в конце гл. 41.
[17]
Высшая Мать - Бина. Та часть разума, с которой
связано детальное, конкретное постижение, а именно таково
размышление, о котором идет речь. Ср. определение категории
Бина в гл. 3.
[18]
Тикуней Зогар, тикун 1.
[19]
В гл. 43.
[20]
Шир гаширим, 8:7.
[21]
В гл. 50.
[22]
Зогар, часть 2, стр. 47б.
|