Из сказанного выше о нижнем страхе становится вполне
понятным объяснение стиха "А теперь, Израиль, чего Всевышний,
Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы ты страшился
Всевышнего, Б-га твоего"[1],
приводимое в Гмаре: разве страх [столь] легко достижим?
Да, для Моше это легко достижимо и т. д.[2].
Ответ, на первый взгляд, непонятен, ведь сказано: "требует
от тебя". Дело в том, что в душе каждого еврея есть
[нечто] от Моше, ибо он [Моше] - один из семи пастырей[3],
которые привлекают жизненную силу и Б-жественность ко
всем вместе душам евреев. Потому они [эти семь пастырей]
называются пастырями, а Моше Рабейну всех их в себе
обобщает, он называется "верным пастырем", а именно:
он привлекает категорию Даат ко всем вместе душам евреев,
дабы они знали Б-га, каждый в соответствии с познавательными
[способностями] своей души, и с ее корнем наверху, и
с тем, насколько она черпает от корня души Моше Рабейну,
укорененной в высшем знании [даат эльон], что
в десяти сфирот мира Ацилут, находящихся в единстве
с Эманирующим их, благословен Он, ибо Он и Его знание
едины, и Он - знание и т. д.[4].
Помимо всего этого, в каждом поколении искры души Моше
Рабейну нисходят и облекаются в тело и в душу мудрецов
поколения, "очей общины", дабы учить знанию народ, чтобы
знали величие Б-га и служили Ему сердцем и душой. Ибо
служение сердцем соразмерно знанию, как сказано: "Знай
Б-га, отца твоего, и служи Ему с полным сердцем и с
душой желающей"[5].
А о будущем [о времени Машиаха] сказано: «И не будут
учить друг друга, говоря: "Познайте Всевышнего!". Ибо
все будут знать Меня и т. д.»[6].
Но основа познания не есть только знание, чтобы знали
о величии Всевышнего от учителей и из книг, -основа
в том, чтобы углубиться знанием в величие Всевышнего
и укоренить мысль свою во Всевышнем всей крепостью и
силой сердца и мозга так, чтобы мысль человека была
связана со Всевышним крепкой и сильной связью, так же,
как она связана с чем-либо материальным, что он видит
телесными глазами и углубляется в это мыслью. Известно,
что даат – это единение с [познаваемым],
как [сказано]: "И Адам познал и т. д."[7].
И эта сила и эта способность связывать свое знание со
Всевышним есть в душе каждого родившегося евреем, поскольку
она черпает от души Моше Рабейну, и только оттого, что
душа облечена в тело, ей необходимы многие и огромные
усилия, удвоенные и учетверенные. Прежде всего утруждать
тело, растоптать его и покорить, дабы оно не затемняло
свет души, как о том говорилось[8]
цитате из книги "Зогар": "Тело, в котором не загорается
свет души, нужно растоптать", а именно - через покаянные
мысли из глубины сердца, как говорилось там же. И во-вторых,
[необходимо] усилие души, чтобы ей не было тяжело это
служение, усиленная работа мысли, чтобы углубляться
[мыслью] и размышлять о величии Всевышнего долгое время[9],
не прерываясь, ибо это время не для всех душ одинаково.
Есть души чистые по природе своей, в которых сразу,
как только они начинают размышлять о величии Всевышнего,
появляется страх и трепет пред Ним, как сказано в книге
"Шулхан арух", раздел "Орах хаим", 1: "Когда человек
вдумается в то, что великий Царь, Царь царей, Всевышний,
слава Которого наполняет всю землю, стоит над ним и
видит его деяния, в нем тут же проснется страх и т.
д.". И есть души низкие по своей природе и по происхождению
своему из источника своего, от нижних ступеней сфирот
мира Асия, [такие души] лишь с трудом и через [большое]
упорство могут мыслью своей найти Б-жественное, а особенно
если эта душа загрязнена грехами молодости, ибо грехи
отделяют и т. д. (как сказано в книге "Сефер хаси-дим",
35). И все же если [человек, обладающий такой душой],
трудом и упорством, прилагая много умственного усилия,
с большим упорством и углубленностью мысли будет стараться
вдумываться в величие Всевышнего в течение продолжительного
времени, в нем, наверное, появится по крайней мере нижний
страх, о котором уже говорилось. И как сказали наши
мудрецы, благословенна их память: "Трудился и нашел
- верь"[10].
Написано также: "Если как серебра ты этого будешь добиваться
и как сокровища искать, ты уразумеешь страх Всевышнего"[11].
То есть так же, как человек разыскивает сокровище и
драгоценности, скрытые в толще земли, роет землю с великим
усилием, так нужно с великим усилием копать, чтобы открыть
сокровище страха пред Небесами, скрытое и утаенное в
разумении сердца каждого еврея, а это - категория и
ступень, которая выше времени, это скрытый естественный
страх, как о том уже говорилось. И только для того,
чтобы привести его к действию, связанному со страхом
греха, [то есть] избегать зла действием, речью и мыслью,
нужно его выявить из скрытого состояния в разумении
сердца, которое выше времени, и довести его до состояния
действительной мысли в мозгу, - углубляться мыслью о
нем в течение определенного времени на самом деле, пока
действие мысли не перейдет из потенциального состояния
в активное на самом деле, а именно - избегать зла и
творить добро мыслью; речью и действием [под влиянием
мысли] о Всевышнем, Который наблюдает, и зрит, и слушает,
и внемлет, и понимает каждый его поступок, и испытывает
почки и сердце его, и как сказали наши мудрецы, благословенна
их память: "Прими во внимание три вещи... глаз видящий
и ухо слышащее и т. д."[12].
И хотя нет у Него телесного образа, однако все Ему раскрыто
и известно гораздо и бесконечно более, чем, например,
зрению глаза и слуху уха. Он - как, например, человек,
знающий и чувствующий в самом себе все, что делается
и происходит в каждой из 248 частей его тела, как то
холод или тепло, и даже тепло в ногтях ног,его, например,
при ожоге огнем, а также суть и сущность их и все, что
в них происходит, он знает и чувствует мозгом своим.
И подобно этому знанию, если обратиться к сравнению,
Всевышний знает все происходящее во всех творениях,
верхних и нижних, ибо все они от Него, благословенного,
получают влияние, как сказано: "Ибо все от Тебя"[13],
и как сказано об этом: "И ни одно творение от Тебя не
скрыто"[14],
и как пишет Рамбам (и мудрецы Кабалы согласились с ним,
как пишет раби Моше Кордоверо в книге "Пардес"), что
как бы знанием Себя Самого Он знает все творения, существующие
в силу Его истинного существования, и т. д.
Но только этот пример лишь звучит так, как ухо может
принять, на самом деле сравнение не совсем подобно Сравниваемому,
ибо душа человека - даже разумная и Б-жественная душа
- находится под влиянием происходящего с телом и горестей
его из-за ее непосредственного облечения в витальную
душу, непосредственно облеченную в тело, в то время
как Всевышний не подвергается влиянию происходящего
в мире и изменений в нем или влиянию самого мира, да
сохранит Он нас от подобного предположения, все это
не вызывает в Нем никаких изменений, сохрани Б-г. И
чтобы хорошо постичь это нашим разумом, мудрецы истины
уже много писали на эту тему в своих книгах. Но все
евреи, верующие и сыны верующих[15],
без всякого исследования человеческим разумом, произносят:
"Ты тот же до сотворения мира и т. д."[16],
как об этом говорилось в гл. 20.
Любой еврей, кто бы он ни был, если он будет долго
размышлять об этом каждый день, - как Всевышний наполняет
на самом деле верхние и нижние [творения], и небо и
землю на самом деле, "полна вся земля славы Его" на
самом деле и Он наблюдает, и зрит, и испытывает почки
и сердце его, и все его поступки, и слова, и все шаги
его считает, - тогда укоренится в сердце его страх на
весь день полностью, и если он вновь и вновь станет
размышлять об этом даже понемногу все время и каждый
час, он станет избегать зла и творить добро мыслью,
речью и действием, дабы не восставать, сохрани Б-г,
в присутствии славы Его, наполняющей всю землю. И как
сказал рабан Йоханан бен Закай своим ученикам, как упоминалось
выше[17].
И об этом написано: ["А теперь, Израиль, чего Всевышний,
Б-г твой, требует от тебя?] Только того, чтобы ты страшился
Всевышнего, Б-га твоего, шел по всем путям Его"[18],
и это - страх, приводящий к исполнению заповедей Его,
благословенного, избеганию зла и творению добра. И это
- нижний страх, как уже говорилось, и по отношению к
Моше, то есть по отношению к категории Даат, которая
в каждой Б-жественной душе евреев, это нечто легко достижимое,
как уже говорилось (ибо даат связывает тайники
разумения сердца с их действительным раскрытием в мысли,
как это известно сведующим в тайном).
И еще одно следует помнить: так же, как в человеке
- короле боятся в основном внутренней его [сущности]
и жизненной силы, а не его тела, ведь когда он спит,
его не боятся, а ведь внутренняя [сущность] и жизненная
сила его не видны телесному глазу, они видны лишь умственному
взору через телесное видение его тела и одежды, ибо
известно, что жизненная сила его в них облечена, точно
так же должен человек страшиться Всевышнего, наблюдая
телесными глазами небо и землю и все воинства их, в
которые облечен свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он, дабы их оживлять*
Видно также глазом, что они показывают несамостоятельность
своего существования по отношению к свету Его, благословенного,
тем, что ежедневно они преклоняются в сторону запада
при заходе их. как объясняют мудрецы, благословенна
их память, слова: "И воинства небесные Тебе поклоняются''[19],
потому что Шхина[20]
на западе, таким образом их склонение к западу на протяжении
всего дня - это поклонение и самоуничижение[21].
А ведь даже тот, кто никогда не видел короля и совсем
его не знает, все же если, войдя во двор его, он видит,
как множество вельмож и уважаемых людей кланяются одному
человеку, его охватит трепет и страх.
И хотя речь идет об облечении во многие одеяния, нет
совершенно никакой разницы или различия в страхе по
отношению к человеку - королю, наг ли он или одет в
одно одеяние или же он одет во многие одежды. И самое
важное - привычка, [нужно] приучить свое знание и мысль
так, чтобы сознание этого было постоянно укорененным
в сердце и в мозгу, что все видимое человеческим глазом
- небо, земля и наполняющее ее - все это внешние одеяния
Короля, Всевышнего, благословен Он, и тем самым человек
всегда будет помнить о внутренней [сущности] и жизненной
силе их. И этот смысл имеется в слове эмуна ["вера"],
что означает привычку, когда человек приучает себя,
как оман ["умелец"], который меамен ["обучает"]
руки свои, и т. д. Следует также всегда помнить выражение
наших мудрецов, благословенна их память "бремя Царства
Небесного", что подобно [словам]: "поставь над собой
короля"[22],
как об этом говорится в другом месте, и т. д., ибо Всевышний
оставляет верхних и нижних и возлагает Царство Свое
единственно на нас и т. д., а мы принимаем и т. д. И
в этом смысл поклонений в молитве "Амида", после того,
как [молящийся] принимает на себя бремя Царства Небесного
при произнесении речью "Шма", дабы [после этого] снова
принять его на самом деле действием и т. д., как о том
говорится в другом месте.
[1]
Дварим, 10:12.
[2]
Брахот, 336.
[3]
Сука, 526; Зогар хадаш, 104а.
[4]
Согласно утверждению Рамбама. См. гл. 2,
4 и 23.
[5]
Диврей гаямим 1,28:9.
[6]
Ирмеягу, 31:33.
[7]
Брейшит, 4:1.
[8]
В гл. 29.
[9]
Букв, "великое непрерывное время". Речь идет
не о продолжительности времени, а о качестве мысли.
Чем она истиннее и глубже, чем из более глубоких слоев
души она исходит, тем большего постижения достигает
размышляющий даже за короткое время.
[10]
Мегила, 10б.
[11]
Мишлей, 2:4,5.
[12]
Авот, 2:1.
[13]
Диврей гаямим 1,29:14.
[14]
Из молитвы "Мусаф" в Рош-гашана.
[15]
Шабат, 92а.
[16]
Из молитв. Ср. Ялкут, Ваэтханан, 836, где приводится
цитата из Иерусалимского Талмуда.
[17]
См. гл. 41.
[18]
Дварим, 10:12.
[19]
Нехемья, 9:6.
[20]
В Иерусалимском Храме Святая святых была расположена
в западной стороне Храма и туда обращали молитвы.
[21]
Сангедрин, 91б; Бава батра, 25а.
[22]
Дварим 17:15.
|