Всем известно, что повеление и предостережение в отношении
идолопоклонства, то есть две первые из Десяти заповедей:
"Я – Всевышний, Б-г твой"[1]
и "Да не будет у тебя других богов"[2]
– основа всей Торы. Заповедь "Я – Всевышний"
включает в себя все 248 позитивных заповедей, а "Да
не будет" включает в себя все 365 негативных заповедей.
И потому мы слышали только "Я – Всевышний"
и "Да не будет" непосредственно из уст Всесильного[3],
как сказали наши мудрецы, благословенной памяти[4]:
потому что они – основа всей Торы[5].
И для того, чтобы это основательно объяснить[6],
нужно сначала вкратце напомнить, в чем сущность единства
Всевышнего, называемого единым и единственным, –
"все верят, что Он один"[7],
совершенно так же, как Он был один до сотворения мира,
и как написано: "Ты Тот же до сотворения мира,
Ты Тот же с тех пор, как и т. д."[8].
Это значит, что Он абсолютно неизменен, как написано:
"Я Всевышний, не изменяюсь"[9].
Ибо этот мир, а также и все верхние миры не производят
никакого изменения в Его, благословенного, единстве
тем, что они сотворены из ничего. И как был Он один,
единый и единственный до их сотворения, так Он один,
единый и единственный после того, как Он их сотворил,
так как все перед Ним как несуществующее, как ничто
и полное небытие. Ибо образование из ничего всех миров,
верхних и нижних, их оживление и поддержание их существования,
чтобы они снова не стали ничем и небытием, как прежде,
– все это только [действие] слова Всевышнего и
дыхания уст Его, благословенного, облеченных в них.
Как в душе человека, например, когда он произносит
одно слово, сама эта речь – абсолютное ничто даже
по отношению к его говорящей душе в целом, являющейся
средним одеянием[10]
души, ее силой речи, способной говорить бесконечно и
безгранично, а тем более по отношению к внутреннему
одеянию души -мысли, от которой исходит речь, и она
– ее жизненная сила, и нет нужды говорить, [что
это так же] по отношению к сути и сущности души, ее
десяти категориям[11],
упомянутым выше[12],
– Хабад и другие, от которых проистекли буквы
этой мысли, облеченной в это слово во время его произнесения.
Ибо мысль есть также категория букв, как и речь, но
это буквы более духовные и тонкие. Десять же категорий,
Хабад и т. д., -корень и источник мысли, и в них еще
нет категории букв до их облечения в одеяние мысли.
Когда, например, появляется какая-нибудь любовь и прельщение
в сердце человека: до того, как она поднимается из сердца
к мозгу, чтобы о том думать и размышлять, в ней еще
нет категории букв, а лишь простое желание и жажда в
сердце этой приятной для него вещи. А тем более до того,
как появилась эта жажда и прельщение той вещью в его
сердце, она была лишь потенциально в его мудрости, и
разуме, и знании – ему было известно о той вещи,
что она прелестна, и приятна, и хороша, и красива [и
что стоит] ее достичь и соединиться с ней, как, например,
изучить какую-нибудь мудрость или съесть какую-нибудь
вкусную пищу. И лишь после того, как под влиянием его
мудрости, и разума, и знания в сердце его уже появилось
прельщение и жажда, а затем снова поднялось из сердца
к мозгу, чтобы думать и размышлять о ней: как эту жажду
осуществить, как достать эту пищу или изучить эту мудрость
на самом деле, -вот тогда в его мозгу рождается категория
букв, и это такие же буквы, как в языках разных народов,
которые с их помощью говорят и размышляют обо всех делах
мира.
[1]
Шмот, 20:2.
[2]
Там же, 20:3.
[3]
"Мы" - потому, что души евреев всех
времен и поколений присутствовали при даровании Торы.
Весь народ ясно слышал только две первые заповеди, обобщающие
всю Тору. Остальное было услышано и передано Моше.
[4]
Макот, 24а.
[5]
Как говорилось в гл. 18 и 19, каждый еврей готов
отдать жизнь при испытании его веры в Б-га, не желая
быть от Него совершенно оторванным, так как Б-г - корень
и источник его души. Так как эти две основные заповеди
включают в себя все остальные, все они способны породить
в душе подобную самоотверженность силой скрытой любви,
-которая есть в каждом еврее.
[6]
Объяснить связь веры с позитивными и негативными
заповедями.
[7]
Из молитв Рош-гашана и Йом-Кипура.
[8]
Утренние молитвы.
[9]
Малахи, 3:6.
[10]
Средним из трех одеяний души: мысли, речи и действия.
[11]
Десять категорий души названы здесь сутью и сущностью
души только по отношению к ее одеяниям - мысли, речи
и действию, а по отношению к сущности души они сами
являются одеяниями, так как через них душа проявляется.
|