Должно быть известно общее правило: так же как в борьбе
за физическое преобладание, например когда двое борются
друг с другом, чтобы друг друга повалить на землю, –
если один из них борется лениво и тяжело, он с легкостью
будет побежден и упадет, даже если он сильнее другого[1].
Точно так же и в борьбе с дурным влечением невозможно
победить при лености и тяжеловесности, возникающих из-за
грусти и отупения сердца, [ставшего] как камень, а лишь
при проворности, вызываемой радостью и раскрытием сердца,
чистого и свободного от всякого следа заботы и грусти
в этом мире.
И если написано: "От всякой грусти будет преимущество"[2],
следует понимать, что будет от этого какое-то преимущество
и достоинство. И напротив, видно из этих слов, что в
самой грусти нет достоинства, и лишь будет от нее какое-то
преимущество, а именно истинная радость во Всевышнем
Б-ге, наступающая после истинной грусти, [которой человек
предается] в избран-, ное для этого время, [сокрушаясь]
о своих грехах с горечью в душе и с разбитым сердцем,
и этим он сломит дух нечистоты и стороны "ситра
ахра" и железную преграду, отделяющую его от Отца
его, Который в небе, как сказано в книге "3oгар"
о словах "Дух сокрушенный, сердце разбитое и т.
д."[3].
И тогда исполнится в нем то, что написано в начале этого
стиха: "Дай мне услышать радость и веселье... Верни
мне радость помощи Твоей и дух великодушный и т. д."[4].
И это -простая причина того, что раби Ицхак Лурия, благословенна
его память, предписал читать эту главу книги Тегилим
после полуночного бдения перед тем, как начать изучение
Торы, чтобы оно было в истинной радости во Всевышнем,
наступающей после грусти. Ибо в такой радости есть преимущество,
как в свете, появляющемся после тьмы, как написано в
книге "Зогар" о словах "И видел я, что
в мудрости есть преимущество перед глупостью, как есть
преимущество света и т. д."[5],
– вдумайся в эти слова, и разумеющему сказанного
достаточно. И написано ясно: "За то, что ты не
служил Всевышнему, Б-гу твоему, в радости и т. д."[6],
и всем известен комментарий раби Ицхака Лурии, благословенна
его память, объясняющий эти слова.
И вот средство, рекомендуемое,для того, чтобы очистить
сердце от всякой грусти и от всякого следа заботы о
делах этого мира, даже о "детях, здоровье и пропитании".
Всем известны слова наших мудрецов, благословенна их
память: "Так же, как человек благословляет за добро
и т. д."[7].
И Гмара поясняет – принимать [все] с радостью
так же„ как радуются добру, раскрытому и видимому,
ибо это [- все тяжелое и неприятное -] также к добру,
только оно не раскрыто и невидимо взору человека. Ибо
оно – из Мира сокровения, который выше Мира раскрытия.
Он проистекает от букв "вав"-"гей"
имени Гавайе, благословен Он, а Мир сокровения
– от букв "йод"-"гей". И потому
сказано: "Блажен муж, которого Гавайе ["йод"-"гей"-"вав"-"гей"]
поражает муками и т. д."[8].
И потому сказали наши мудрецы, благословенной памяти[9],
что о тех, кто с радостью принимает страдания, написано:
"А любящие Его – как солнце, выходящее в
силе своей"[10].
Ибо радость от любви [и желания] близости ко Всевышнему
больше всей жизни этого мира, как сказано: "Ибо
милосердие Твое лучше жизни и т. д."[11].
Но близость Всевышнего гораздо более велика и неизмеримо
более возвышенна в Мире сокровения, ибо "там скрывается
мощь Его"[12]
и "Всевышний пребывает в утаении"[13].
[Человек, с радостью принимающий страдания], удостаивается
[видеть] в мире грядущем "солнце, выходящее в силе
своей", и это – солнце, выходящее из-за покрова,
которым оно скрыто в этом мире. В мире грядущем оно
явится свободным от покрова, то есть – тогда раскроется
Мир сокровения и засияет и засветит великим и сильным
раскрытием для всех надеющихся на Него в этом мире и
теснящихся в тени Его – в тени мудрости, а она
– категория тени, а не видимого света и блага,
и разумеющим довольно сказанного.
А что касается грусти, связанной с небесным, нужно
искать путей, чтобы избавиться от нее. И ясно, что от
нее нужно избавляться во время служения [Всевышнему],
ведь человек должен служить Ему в радости и доброте
сердечной. Даже если человеком, занимающимся торговлей
и другими повседневными делами, в то время, как он этим
занят, овладевает грусть и озабоченность, связанная
с небесным, совершенно ясно, что это ухищрение дурного
влечения, чтобы ввергнуть его затем в жажду [земного],
да сохранит Всевышний. Ведь если не так, то откуда[14]
появилась в нем истинная грусть, происходящая от любви
ко Всевышнему или от страха перед Ним, в то время, как
он занят делами? Так что, когда бы ни посетила его грусть,
во время ли служения Б-гу изучением Торы или молитвой
или не во время этого служения, человек должен вспомнить
о том, что это не время для истинной грусти, даже для
озабоченности из-за тяжких грехов, да сохранит Всевышний.
Для этого человек должен специально избрать благоприятное
время и размышлять ясным разумением о величии Всевышнего,
перед Которым он согрешил, чтобы это сломило его сердце
на самом деле в истинной горечи, как объясняется о таком
времени в другом месте. И сказано там также, что сразу
после того, как сердце его будет сломлено в предназначенное
для этого время, пусть устранит из своего сердца грусть
совершенно и уверует полной верой в то, что Всевышний
простил его грех и что Он много прощает. И это и есть
истинная радость во Всевышнем, наступающая после грусти,
как говорилось выше.
[1]
Имеется в виду Б-жественная душа. Она местится
в мозгу, а мозг властен над сердцем, а также, как уже
говорилось, свет имеет преимущество перед тьмой, и Всевышний
помогает в этой борьбе.
[2]
Мишлей, 14:23.
[3]
Тегилим, 51:19.
[4]
Тегилим, 10:14.
[5]
Когелет, 2:13.
[6]
Дварим, 28:47.
[7]
Брахот, 9:5. Он должен точно так же благословлять
и при несчастье.
[8]
Тегилим, 94:12.
[9]
Йома, 23а.
[10]
Шофтим, 5:31.
[11]
Тегилим, 63:4.
[12]
Хавакук, 3:4.
[13]
Тегилим, 91:1.
[14]
Так как высшие ступени Б-жественной души, не
облекающиеся в тело, едины со Всевышним, возможно свыше
побуждение души к покаянию в то время, когда человек
занят совершенно иным, повседневными делами. В нем вдруг
возникают мысли о покаянии, он твердо решает установить
время для изучения Торы, участвовать в общей молитве
и т. п. В таком случае не нужно ожидать особого времени,
предназначенного для покаяния, он должен немедленно
начать жить по-новому. Мысли обращены к тому, что в
настоящем и в будущем, но автор говорит о том случае,
когда человеком овладевает грусть по поводу прошлого,
того, что в нем нарушено грехами. Если среди повседневных
занятий человеком овладевает грусть из-за прошлого,
это, наверное, ухищрение зла.
|