И в дополнение следует глубже объяснить слова: "Свеча
Всевышнего – человеческая душа"[1].
Это значит, что души евреев, называемых "человек"
[адам][2],
сравнимы со светом свечи, непрестанно колеблющимся
[и тянущимся] кверху по природе своей, ибо свет огня
по природе своей желает отделиться от фитиля и соединиться
со своим корнем наверху, в общем элементе огня, находящимся
под сферой луны, как об этом говорится в книге "Эц
хаим". И даже если от этого он погаснет и совсем
не будет светить внизу, а также и наверху, в корне его,
свет его потеряет существование в корне своем, –
все же по природе своей он этого желает. Так душа человека,
нешама, а также руах и нефеш, по природе своей желает
и жаждет отделиться и выйти из тела и соединиться с
корнем и источником своим во Всевышнем, Жизни жизней,
благословен Он, хотя она и станет там ничем и совершенным
небытием и в ней ничего не останется от первой ее сути
и сущности, – все же таково желание ее и жажда
по ее природе. "Природа" – понятие,
которым обозначается все, что не зависит от обоснования
и познания. В том же смысле и здесь говорится, что воля
и желание в душе не находится на уровне, [где есть]
обоснование, познание и разум, то, что может быть постигнуто
и понято, - но выше познания и того,
что может быть постигнуто и понято, и это – ступень
мудрости в .душе, а в ней -свет Эйн Софа, благословен
Он.
И это общий принцип всего, что относится к святости,
к Клуша, это не что иное, как проистечение от мудрости,
которая называется кодеш гаэлъон [высшая святость]
и не имеет существования в свете Эйн Софа, благословен
Он, в ней облеченном, и не есть нечто отдельно существующее,
как о том говорилось выше. И потому это называется коах
ма, и это полная противоположность категории "клипа"
и "ситра ахра", от которой происходят души
народов мира, делающие добро для самоудовлетворения
и говорящие: "дай, дай"[3]
и • "насыть меня"[4],
дабы быть самостоятельно существующим и, как говорилось
выше, в противоположность категории мудрости. И потому
они называются мертвыми[5],
ибо "мудрость оживляет"[6],
и сказано: "Умрут, но не в мудрости"[7].
И таковы грешники и злодеи, которые есть в народе Израиля,
прежде чем они окажутся перед испытанием для освящения
имени Всевышнего. Ибо мудрость в Б-жественной душе вместе
с искрой Б-жественности от света Эйн Софа, благословен
Он,
в ней облеченного, находится в состоянии изгнания в
их теле, в животной душе, что со стороны "клипа",
в левой полости сердца, царствующей и властвующей в
их теле, [и Б-жественное находится в нем] в состоянии,
называемом "тайна изгнания Шхины", как говорилось
выше[8].
И потому эта любовь в Б-жественной душе, желание и
жажда которой соединиться со Всевышним, Жизнью жизней,
благословен Он, называется скрытой любовью, ибо она
скрыта и заслонена в грешниках-евреях грубым одеянием
категории "клипа", и от него в них вступает
дух глупости, приводящий к греху, как сказали наши мудрецы,
благословенной памяти: "Человек грешит, только
если и т. д."[9].
Однако это изгнание категории мудрости касается лишь
той ее ступени, которая распространяется во всей душе,
чтобы ее оживлять, но корень и основа категории мудрости
в Б-жественной душе находится в мозгу и не облекается
в грубое одеяние категории "клипа" в левой
полости сердца в состоянии полного изгнания. В грешниках
она [остается] в "состоянии сна" и не оказывает
на них своего воздействия, пока их знание и понимание
сосредотачиваются на удовольствиях этого мира. Но когда
они подвергаются испытанию в вере, которая выше знания
и проникает до самой души, до категории мудрости, которая
в ней, тогда категория мудрости в них просыпается ото
сна и оказывает свое воздействие силой Всевышнего, в
ней облеченного, как написано: "И пробудился, как
спящий, Всевышний"[10].
[В такие моменты на грешника нисходит вдохновение] без
всякого обоснования, и знания, и понятия, дабы он устоял
в испытании [его] веры во Всевышнего, и преодолел "клипот"
и жажду удовольствий этого мира в дозволенном 'и недозволенном,
к чему он привык, и испытал ко всему этому отвращение,
и избрал своим уделом и жребием Всевышнего, и отдал
Ему душу свою для освящения имени Его. И хотя "клипот"
всю жизнь брали верх над ним и он не мог с ними справиться
– как сказали наши мудрецы, благословенной памяти:
"Грешники во власти своего сердца"[11]
– все же когда [такой человек] подвергается испытанию
в вере в единого Б-га, основание которой на вершине
святости, то есть в категории мудрости в
Б-жественной душе, в которой облечен свет Эйн Софа,
благословен Он, тогда все "клипот" уничтожаются
совершенно пред Всевышним, как будто их не было, как
сказано: "Все народы как ничто пред Ним и т. д."[12],
а также: "Ибо вот враги Твои, Всевышний, ибо вот
враги Твои погибнут, рассеются и т. д."[13],
а также: "Как тает воск у огня, погибнут и т. д."[14],
а также: "Горы, как воск, растаяли"[15].
Сила света Всевышнего, Эйн Софа, благословен Он, облеченного
в мудрость в душе и изгоняющего и отодвигающего "ситра
ахра" и "клипот", так велика и могуча,
что они не смогут коснуться даже одеяний души, мысли,
речи и действия в вере в единого Б-га, так, что [человек
в состоянии] устоять в испытании вплоть до пожертвования
жизнью даже ради того, чтобы не сделать лишь одного какого-нибудь
действия против веры в единого Б-га, например не поклониться
идолу[16],
хотя в сердце он в него совершенно не верит, а также не
сказать чего-либо ложного о единстве Всевышнего, хотя
он сказал бы это и неискренне, ибо сердце его полно веры
во Всевышнего.
И это называется страхом, включенным в любовь, и это –
естественная любовь, [которая есть] в Б-жественной душе
всех евреев, и желание и воля ее по природе своей стремится
соединиться с корнем и источником своим, светом Эйн Софа,
благословен Он. И от этой любви и этого желания душа боится
и страшится по природе своей коснуться [даже] нечистоты
идолопоклонства, да сохранит Всевышний, которое против
веры в единого
Б-га, [она боится это сделать] даже своими внешними одеяниями,
речью или действием, совершенно без веры в это в сердце.
[1]
Мишлей, 20:21.
[2]
"Вы (евреи) названы адам" (Йевамот,
61а).
[3]
Мишлей, 30:15.
[4]
Брейшит, 25:30.
[5]
Брахот, 186.
[6]
Когелет, 7:12.
[7]
Ийов, 4:21.
[8]
В гл. 17.
[9]
Сота, За. "Человек грешит, только если в
него вступает дух глупости".
[10]
Тегилим, 78:65.
[11]
Брейшит раба, 34:11.
[12]
Йешаягу, 40:71.
[13]
Тегилим, 92:10.
[14]
Тегилим, 68:3.
[16]
Однажды спросили Ребе Цемах-Цедека, что сказать
о неевреях, отдающих жизнь за веру. Ребе ответил, что
у них на это способны лишь самые верующие, среди евреев
же это делают даже самые легкомысленные, в жизни которых
вера никогда не играла особой роли. Это доказывает,
что сама сущность души еврея не допускает полного отрыва
его от Б-га.
|