И это великое правило для средних в служении Всевышнему:
самое основное – подчинить себе свою натуру, что
в левой полости сердца, и овладеть ею с помощью света
Всевышнего, освещающего Б-жествен-ную душу, находящуюся
в мозгу, – властвовать над сердцем, размышляя
в уме о величии Эйн Софа, благословен Он, и понимание
этого породит в уме дух знания и трепета перед Ним,
и он станет "избегать зла", [то есть запрещенного]
Торой и мудрецами, избегать нарушения даже самого малого
из предписаний мудрецов, сохрани Б-г, а в сердце будет
любовь к Б-гу, в правой его полости, и жажда и желание
соединиться с Ним через исполнение предписаний Торы
и мудрецов и через изучение Торы, равноценное исполнению
всего.
И еще следует знать великое правило в служении средних
– даже если интеллект человека и его дух разумения
недостаточны для порождения в сердце ощутимой любви
к Б-гу, так, чтобы сердце горело, как угли пылающие,
великой страстью, и желанием, и ощутимым в сердце стремлением
стать приверженным Ему, есть все же любовь, скрытая
в его уме и в тайниках его сердца*,
А причина этого, – что его разум, нефеш, руах
и нешама коренятся на уровне зачатия и сокровения в
интеллекте, а не на уровне рождения и раскрытия[1],
как это известно сведущим в тайной мудрости.
а именно – когда сердце понимает духом мудрости
и разумения, которые в мозгу, величие Эйн Софа, благословен
Он, [то есть] что все по сравнению с Ним как бы совершенно
не существует, и потому подобает Ему, благословенному,
чтобы душа всякого живого существа стремилась к Нему,
дабы стать Ему приверженной и соединиться с Его светом.
И нефеш и руах, которые в нем, надлежит стремиться к
Нему и жаждать и желать выйти из своей оболочки, то
есть из тела, и стать приверженным Ему, и лишь помимо
своей воли они живут в теле, заключены в нем и подобны
женам, лишившимся мужей[2].
Их мысль не постигает Его совершенно, разве только в
то время, когда она постигает Тору и ее заповеди и в
них облекается, как в сравнении об обнимающем короля,
которое приводилось выше[3].
И потому им надлежит обнять Его всем сердцем, всей душой
и всеми силами, именно исполняя 613 заповедей действием,
речью и мыслью, а мысль – постижение и знание
Торы, как говорилось выше[4].
И вот, когда [средний] углубляется в это разумением
своим, скрытым в тайниках сердца и мозга, и уста его
согласны с сердцем, ибо устами он выполняет то, что
решено разумением сердца и мозга, а именно все желания
его обращены к Торе Всевышнего и он думает о ней днем
и ночью, изучая ее и произнося [ее слова], а также и
руки и все остальные члены исполняют заповеди, как решено
разумением сердца его и мозга, [тогда] это разумение
облекается в действие, речь и мысль Торы и заповедей
и становится для них мозгом, и жизненной силой, и "крыльями",
на которых они поднимаются ввысь так же, как если бы
он был движим подлинными страхом и любовью, ощутимыми
сердцем (то есть желанием, жаждой и стремлением, ощутимыми
сердцем и душой, жаждущей Б-га оттого, что в его сердце
любовь как пылающие угли, как говорилось выше). Ибо
именно разумение это, скрытое в разуме и в тайниках
сердца, побуждает его обращаться к этим занятиям, и
если бы он не углублялся в размышление, движимый этим
разумением, он совсем не обращался бы к ним и был бы
занят только удовлетворением телесных потребностей.
(И даже тот, кто обладает естественной склонностью к
усиленным умственным занятиям, все же по природе больше
любит свое тело.)
И это имели в виду наши мудрецы, блаженна их память,
сказав: "Добрую мысль Всевышний присоединяет к
действию"[5].
Казалось бы, им следовало сказать: Тора расценивает
добрую мысль, как если бы она была исполнена[6].
Объясняется это тем, что страх и любовь, ощутимые сердцем,
облекаются в действия, связанные с заповедями, вносят
в них жизнь, чтобы они поднимались ввысь. Ведь сердце
так же телесно[7],
как и все остальные органы, служащие орудиями действия,
однако сердце находится внутри и оно источник их жизни,
и поэтому они [страх и любовь], возникающие в сердце,
могут облечься в них [в действия] и послужить им крыльями,
чтобы их вознести. Однако страх и любовь, коренящиеся
в разумении мозга и в тайниках сердца, как говорилось
выше, принадлежат к категории несравненно более высокой,
чем категория действия[8].
Они не могли бы облечься в действия, связанные с заповедями,
послужить для них мозгом и жизненной силой и поднять
их, чтобы они могли взлететь ввысь, если бы не Всевышний,
связывающий и соединяющий их с действием. И названы
они доброй мыслью потому, что это не подлинные страх
и любовь, ощутимые сердцем, но лишь [скрытые] в мудрости
мозга и в тайниках сердца, как уже говорилось*.
И как сказано в книгах "Зогap" и "Эц
хаим", слово твуна ["разумение"]
заключает в себе буквы слов бен ["сын"]
и бат ["дочь"], – то есть страх
и любовь[9].
Иногда же разумение спускается вниз и становится мозгом
женской части Малого Лика, чему соответствуют буквы
Торы и заповедей, и знающие поймут.
Но Всевышний соединяет их, чтобы возвысить действия,
связанные с заповедями и с изучением Торы и исполненные
под влиянием доброй мысли, на еще более высокий уровень,
как уже говорилось, – на уровень мира Бриа, и
это – ступень, на которую поднимаются Тора и заповеди,
исполненные под влиянием интеллектуальных страха и любви,
действительно ощутимых в сердце. Но и без этого они
[заповеди и Тора] также поднимаются на уровень мира
Йецира вследствие естественных страха и любви, от природы
скрыто присутствующих в сердце каждого еврея, как далее
будет подробно объяснено[10].
[1]
Как об этом говорилось в гл. 3, мидот (эмоции)
порождаются интеллектом (Хабад). Сфирот, соотносимые
с мидот, являются источником всех душ (евреев). Но и
в своем источнике, интеллекте (Хабад мира Ацилут), мидот
коренятся в скрытом состоянии на уровне зачатия, и эти
скрытые мидот являются источником душ тех, кто, несмотря
на самое самоотверженное изучение Торы и ее исполнение,
не способен ощутить любви к Б-гу и трепета перед Ним.
Рождение - ощутимые мидот.
[2]
Мужья их далеко за морем, и от непреодолимости
расстояния желание встречи еще более усиливается. Сравнение
связано с известным уподоблением еврейского народа "невесте"
Б-га. Ср. книгу Шир гаширим, а также см. Тания, часть
1, конец гл. 50.
[3]
Гл. 4.
[4]
Гл. 4 и 5.
[5]
Ср. Кидушин, 40а.
[6]
Возникает вопрос: почему необходимо Б-жественное
"вмешательство"?
[7]
Через эмоции, коренящиеся в сердце, мысль может
вступать в соприкосновение с телесным и воздействовать
на него.
[8]
Мысль, не оживленная эмоцией, оторвана от действия.
В структуре миров добрая мысль принадлежит к миру Бриа,
а действие - к миру Асия; мир Йецира, лежащий между
ними, разделяет их, и только вмешательство Всевышнего
присоединяет добрую мысль к действию.
[9]
Любовь, порождаемая категорией мужского типа,
- сын, и страх, порождаемый категорией женского типа,
- дочь (ср. с гл. 3). Эти два понятия скрыты в буквах
слова твуна, так как интеллект, являющийся источником
эмоций, и до их порождения скрыто содержит их в себе.
Обычный ход воздействия разумения - через эмоции к
речи (сфира Малхут, женская часть Зеэр Анпин, то есть
сфирот, которые ниже интеллекта). Но иногда разумение
непосредственно соединяется с речью, минуя мидот.
|