Есть еще прямой путь, лежащий перед человеком, -заниматься
Торой и заповедями ради них самих через свойство нашего
праотца Яакова, мир ему, свойство милосердия, [то есть]
сначала пробуждать в мысли своей великое милосердие
пред Всевышним к искре Б-жественного, оживляющей человека,
[искре], которая низошла от Источника своего, Жизни
жизней, Эйн Софа, благословен Он, наполняющего все миры
и окружающего все миры, перед Которым все как небытие,
и облеклась в змеиную кожу[1],
далекую от света лика Царя абсолютным отдалением. Ибо
мир этот - крайнее [вместилище] грубых "клипот" и т.
д. А особенно когда человек вспомнит обо всех своих
поступках, и словах, и мыслях со дня своего появления
на свет, и они не добры, и Царь "пленен в потоках"[2],
"в потоках мысли", ибо "Яаков - доля [хевелъ] наследия
Его"[3].
И как потянувший веревку [хевель] и т. д., и
это - тайна изгнания Шхины. И сказано об этом: "И возвратится
ко Всевышнему, и смилостивится над ним"[4],
- пробудит великое милосердие к имени Всевышнего, пребывающего
с нами, как сказано: "Пребывающий с ними в их нечистоте"[5].
И сказано об этом: "И поцеловал Яаков Рахель, и вознес
голос свой, и заплакал"[6].
Ибо Рахель - Кнесет Исраэль [собрание Израиля и источник
всех душ][7].
И Яаков - в высшем атрибуте, соответствующем ему, в
атрибуте Рахамим [милосердия][8],
что в мире Ацилут, пробуждает к ней великое милосердие[9].
"И вознес голос свой" ввысь, к Источнику высшего милосердия,
который называется "Отец милосердия", и его источник,
"и заплакал", дабы пробудить и привлечь оттуда великое
милосердие ко всем душам и к источнику Кнесет Исраэль,
чтобы поднять их из изгнания и соединить их с высшим
единством света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он, категорией поцелуев, и это - единение духа с духом,
как сказано: "Пусть он целует меня поцелуями уст своих"[10],
и это -соединение речи человека с речью Всевышнего,
то есть Галаха, а также мысль с мыслью и действие с
действием, и это - действие исполнения заповеди,- а
особенно благотворительности и добрых милосердных поступков.
Ибо доброта [хесед] - правая рука [Всевышнего][11],
и это на самом деле категория объятия, как сказано:
"И правая рука его меня обнимает"[12].
А когда занимаются Торой при участии речи и при углублении
в нее мыслью, это на самом деле категория поцелуев.
Таким образом может человек прийти к великой любви,
явно проявляющейся в сердце его, как указано о Яакове:
"который избавил Аврагама"[13],
как о том говорится в другом месте[14].
[1]
Тело названо кожей, так как оно - одеяние души,
как сказано в книге Ийов (19:11): "Кожей и плотью Ты
облек меня". Змеиной она названа потому, что с телом
связано отвращение (ср. гл. 31). (Из пояснений последнего
Любавичского Ребе.)
[2]
Шир гаширим, 7:6. Эта фраза имеет несколько толкований,
связанных с различными значениями слова регатим.
Здесь - "бег", "движение". См. также Тания, часть
3, гл. 7.
[3]
Дварим, 32:9. Слово хевелъ имеет также
значение "веревка". См. Тания, часть 3, гл. 5, примечание.
[4]
Здесь возможны два толкования: "над ним" и "над
Ним".
[5]
Ваикра, 16:16.
[6]
Берейшис 29, 11.
[7]
Так же, как души праотцев связаны с Б-жественными
атрибутами Хесед, Гвура и Тиферет, душа Рахели связана
с атрибутом Малхут, а Малхут -Кнесет Исраэль, источник
всех душ евреев, первый источник которых - в сущности
Всевышнего.
[8]
Свойство сфиры Тиферет.
[9]
Милосердие, атрибут Яакова, в мире Ацилут. Великое
милосердие неизмеримо выше него, оно не связано с пределами
миров и порядком их нисхождения. С пробуждением великого
милосердия Б-жественный свет светит внизу безмерно,
как и наверху.
[10]
Шир гаширим, 1:2.
[11]
Тикуней Зогар, 1.
[12]
Шир гаширим, 2:6.
[13]
Йешаягу, 29:22.
[14]
Ср. конец гл. 32.
|