Но "Тора говорит языком людей"[1],
и в ней речь Б-га, благословен Он, называется речью
точно так же, как человеческая речь, ибо в действительности
таков путь нисхождения и проистечения жизнетворности
к нижним через многие и сильные сжатия разного рода,
дающие начало многочисленным разнородным творениям.
И так велики и сильны эти сжатия и утаения Высшего лика[2],
что могут возникнуть и быть сотворенными такие нечистые
вещи, и "клипот" и "ситра ах-ра",
и [они могут] получить свою жизненную силу и поддержание
своего существования от слова Всевышнего и дыхания уст
Его, благословенного, при утаении Лика и понижении ступеней.
И потому они названы "иные боги"[3],
так как их питание и их жизненная сила [исходят] не
от категории Лика, а от категории заднего в Кдуша, а
выражение "заднего" означает, что это подобно
действию человека, дающего что-либо врагу своему против
своего желания. Он бросает это ему как бы через плечо,
ибо отворачивает лицо свое от него из-за своей к нему
ненависти. Так, наверху категория Лика есть внутренняя
основа высшей воли и Его истинное желание, коим Всевышний
желает уделить жизненную силу всему, что близко Ему
со стороны Кдуша. Но "ситра ахра" и нечистота
– "отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит"[4],
и Он не уделяет ей жизненной силы от внутренней стороны
Своей истинной воли и желания, которыми Он желает, да
сохранит Он от подобной мысли, но – как бросающий
через плечо врагу своему против своего желания –
лишь ради того, чтобы покарать грешников и дать доброе
вознаграждение праведникам, покоряющим сторону "ситра
ахра". И это называется задней стороной высшего
желания Его, благословен Он.
Высшее желание в категории Лика – источник жизни,
оживляющий все миры. А так как оно совершенно не почиет
на стороне "ситра ахра", а также и задняя
сторона высшего желания непосредственно в ней не облекается,
а лишь окружает ее сверху, сторона эта -место смерти
и нечистоты, да сохранит нас Всевышний. Ибо ничтожное
количество света и жизнетвор-ности, которое она черпает
и принимает в себя от задней стороны Кдуша, которая
наверху, находится в ней в состоянии абсолютного изгнания[5],
называемого "тайной изгнания Шхины", как говорилось
выше[6].
И потому сторона эта называется "иные боги",
и это настоящее идолопоклонство и отрицание единства
Царя царей, Всевышнего, благословен Он. Ибо, так как
свет и жизнетворность стороны Кдуша находится в "ситра
ахра" в состоянии изгнания, она совершенно не теряет
ощущения собственного существования перед святостью
Всевышнего, напротив, она себя возносит[7]
как орел, говоря: "Я и более ничто"[8],
и как сказано: "Моя река, и я себя создал"[9].
И потому сказали наши мудрецы, что грубодушие [гордость]
абсолютно равносильно идолопоклонству[10].
Ибо основа и корень идолопоклонства в том, что считают
себя самостоятельно существующими, раздельно со святостью
Б-га, но не совершенно отрицают Его. Сказано в Гмаре,
что [язычники] называют Его Б-гом богов[11],
они и себя также считают чем-то особо и само по себе
существующим и тем самым отделяют себя от святости Б-га,
благословен Он, так как они не отдают себя Ему, благословенному,
а высшая святость почиет лишь на том, что совершенно
ничто перед Ним, благословенным, как говорилось выше[12].
И потому они называются "горы разделения"
в священной книге "Зогар", а это – отрицание
истинного Его единства, того, что все перед Ним как
бы не существует и действительно ничто перед Ним и Его
желанием, оживляющим всех сущих и всех их постоянно
создающим из небытия.
[1]
Брахот, 22а.
[2]
Слово паним - Лик, а также внутреннее,
то есть наиболее сущностное.
[3]
Иные - ахерим, ибо, как объясняется далее,
зло получает поддержание своего существования от категории
ахорайим - заднего в Кдуша.
[4]
Дварим, 12:31.
[5]
Изгнание заключается в том, что Б-жественный
свет находится в зле, в своей противоположности, и превосходство
его не видно. Поэтому "клипа" и все, что с
ней связано, может ощущать себя самостоятельно существующим
и самовозноситься, хотя и в ней есть искра Б-жественного.
[6]
В гл. 19.
[7]
Существует правило: в стороне Кдуша то, что происходит
от высокой ступени, в тем большей степени ощущает себя
ничем; в стороне "ситра ах-ра", наоборот,
чем с более высокого уровня ей удается почерпнуть жизненную
силу, тем более она возносит себя.
|