Известно, что праотцы – колесница[1],
ибо в течение всей своей жизни они никогда, ни на одну
минуту, не прекращали связывать свое знание и свою душу
с Властителем мира, целиком отдаваясь Его, благословенного,
единству, как говорилось выше. А после них – все
пророки, каждый в соответствии с уровнем своей души
и своего постижения, и уровень Моше Рабейну* мир ему,
выше всех, ибо сказано о нем: "Шхина говорит из
горла Моше"[2].
В некоторой мере подобного удостоились евреи у горы
Синай, но они не были в состоянии этого вынести, как
сказали наши мудрецы: "При каждом Речении улетала
из них душа и т. д."[3],
и это – прекращение [собственного, как бы отдельного
от Б-га] существования, как говорилось выше. Поэтому
[Всевышний] сразу же повелел им воздвигнуть Храм, а
в нем Святая святых, где бы пребывала Его Шхина, то
есть явление Его, благословенного, единства, как это
будет объясняться далее[4].
А со времени разрушения Храма единственным в мире святилищем
и местом пребывания Его, то есть Его, благословенного,
единства, являются "четыре локтя Закона"[5],
и это – Его, благословенного, желание и мудрость,
облеченные в законы, изложенные нам. И потому, после
того, как человек углубится мыслью [в постижение] отсутствия
существования, [отдельного от Него], как говорилось
выше, по мере сил своих, пусть осознает сердцем своим
[и скажет себе]: «Так как разум мой и корень моей души
слишком малы, чтобы
стать колесницей и святилищем для единства Его, благословенного,
самым истинным образом, ибо мысль моя совершенно не
схватывает и не постигает Его, благословенного, и нет
[в моем постижении] и крупицы от постижения праотцев
и пророков, поэтому сделаю Ему жилище и место пребывания,
изучая Тору, насколько время мне позволит, назначив
для этого определенное время днем и ночью, как это предписывается
каждому в законах об изучении Торы и как сказали наши
мудрецы: "Пусть даже один раздел утром и т. п."[6]».
И от того возликует его сердце и возрадуется, и он воздаст
хвалу в радости и доброте сердечной за удел свой, за
то, что он удостаивается дважды в день посещения Шхины,
насколько есть у него свободного времени и сил, дарованных
ему Всевышним.
И если Всевышний дарует ему еще, тогда "тот, у
кого руки чисты, добавит еще усилий"[7]
и "добрую мысль и т. д."[8].
И во все остальное время дня, когда он занят торговлей,
он будет также жилищем для пребывания Его, благословенного,
раздавая милостыню, источник которой – его труд,
а это – один из атрибутов Всевышнего: "как
Он милосерден и т. д."[9].
И как написано в книге "Тикуней Зогар": "Милосердие
– правая рука"[10].
И хотя он раздает лишь пятую часть [того, что имеет][11],
эта пятая часть возносит вместе с собой все остальные
четыре пятых ко Всевышнему, дабы [все они] были жилищем
для пребывания Его, благословенного, как известно из
слов наших мудрецов, благословенной памяти, что заповедь,
предписывающая помощь ближнему, равноценна всем жертвоприношениям[12],
а при жертвоприношении весь живой мир был вознесен ко
Всевышнему принесением в жертву одной коровы, весь растительный
мир – принесением в жертву десятой части меры
отборной муки, смешанной с маслом, и т. п. Кроме того,
ведь в то время, когда человек изучает Тору и молится,
возносится ко Всевышнему [жизненная сила оставшихся]
четырех пятых, всего, что он ел и пил и от чего получал
удовольствие для своего телесного здоровья, как об этом
будет говориться далее.
И все эти перечисленные детали и [разные] виды радости
не препятствуют тому, чтобы человек был презренным и
отвратительным себе самому, и сердце его сокрушалось,
и дух смирялся во время самой этой радости непосредственно,
ибо презрение к себе и т. п. связано с животной душой,
а радость – с Б-жественной душой и искрой Б-жественного,
в ней облеченной, дабы оживлять ее, как уже говорилось
(в гл. 31). И подобно этому сказано в книге "Зогар"[13]:
"Плач местится в моем сердце с одной стороны, а
радость – с другой".
[1]
Ср. гл. 23 и 29. В гл. 33 говорилось о вере в
единство Б-га. Но вера выше разума, а на уровне разума,
чувства и действия человек ощущает себя как некто существующий,
хотя и верит в единство Всевышнего. В этой главе объясняется,
что несмотря на то, что человек не чувствует, что Б-г
един, он может создавать в себе и в окружающем мире
"жилище" Б-гу. Вершиной единения с Б-гом были
праотцы, они были едины с Ним и в явных силах своей
души - разуме, чувстве и действии, и на этой ступени
для них было явно и ощутимо, что Б-г един. Этой способностью
обладали Моше я
все пророки.
[2]
Зогар, часть 3, стр. 232а; ср. также Зогар, часть
3, стр. 7а.
[3]
Шабат, 886.
[4]
В гл. 53.
[5]
Брахот, 8а. Хотя в сфере открытых сил души невозможно
достичь уровня постижения праотцев и пророков, однако
изучая, познавая и исполняя Тору, которая является средством
единения со Всевышним, подобно тому, как им был Храм,
можно и в открытых силах души достичь единения с Б-гом
и создавать Ему "жилище внизу". (См. также
гл. 23.)
[6]
Мнахот, 996.
[7]
Ийов, 17:9.
[8]
Кидушин, 40а: "Добрую мысль Всевышний присоединяет
к действию".
[9]
Шабат, 1336. Человек должен поступать подобно
Всевышнему: "Как Он милосерден, так и ты будь милосерден".
[10]
Тикуней Зогар, тикун 1.
[11]
Мудрецы разрешают отделять для помощи нуждающимся
не более пятой части того, что человек имеет. Если так,
то остальные четыре пятых дня он работает для себя и
нет в этом заслуги? Однако для того, чтобы выделить
пятую часть, должны быть еще и четыре пятых, поэтому
не пятая часть, а весь день труда связан с исполнением
этой заповеди.
|