И еще о запрещенной пище. Она называется исур ["связанное,
заключенное в оковы"], ибо даже в человеке, который
ел запрещенную пищу, не зная об этом, со всей набожностью,
намереваясь обратить на служение Б-гу силы, приданные
ему этой пищей, а также поступал и действовал в соответствии
с этим намерением, изучая Тору и совершая молитву силой
этой пищи, [даже в таком человеке] жизненная сила пищи
не поднимается и не облекается в буквы Торы и молитвы
так, как это происходит [с жизненной силой] дозволенной
пищи, ибо она скована в сфере "ситра ахра",
в сфере трех нечистых "клипот", и [так происходит],
даже если это запрет мудрецов, – ведь "слова
мудрецов строже обязывают, чем слова Торы и т. д."[1].
Поэтому влечение и сила, жаждущая запрещенного, –
это злой дух из категории "чужих духов зла",
то есть влечение ко злу, свойственное неевреям, души
которых коренятся в трех нечистых "клипот".
Нечто совсем иное представляют собой влечение и сила,
жаждущая дозволенного [только] ради самоудовлетворения,
– это злой дух из категории "еврейских духов
зла"[2],
потому что [жизненная сила дозволенного] может вернуться
к стороне святости, называемой Кдуша, как уже говорилось[3].
И все же до возвращения к стороне Кдуша это –
"ситра ,ахра" и "клипа", и даже
потом их следы остаются связанными с телом, ибо всякая
пища и напиток тут же превращаются в кровь и человеческую
плоть, и поэтому телу необходимо пройти так называемый
хибут га-кевер ["встряску в могиле"]
для очищения его от нечистоты, которую оно приняло в
наслаждениях этого мира и его удовольствиях, связанных
с "клипат нога" и "еврейскими духами
зла", – разве что человек в жизни своей не
вкусил удовольствий этого мира, как наш святой Раби[4].
Что касается пустых речей о незапрещенных вещах, какие
может вести, например, неученый человек, который не
в состоянии изучать Тору, – душа должна очиститься
от нечистоты этой категории "клипа", пройдя
состояние, называемое каф гакела ["метание
из пращи"[5]],
как об этом говорится в книге "Зогар", глава
"Бешалах", стр. 59[6].
Но от речей запрещенных, как насмешничество и злословие
и т. п., коренящихся в трех совершенно нечистых "клипот",
[только] запуск из пращи не может очистить и уничтожить
нечистое в душе, и она должна для этого спуститься в
ад. И также если кто-либо может заниматься изучением
Торы, но вместо того он занимается пустым, одно лишь
метание пращей не может очистить его душу и удалить
из нее нечистоту. Для этого необходимы более тяжкие
кары, какими карается небрежение к изучению Торы, –
за каждый случай в отдельности, помимо общего наказания
в снежном аду[7]
за каждое неисполнение по нерадивости позитивной заповеди,
как это объясняется в другом месте[8].
И если кто-либо занимается нееврейскими премудростями,
это причисляется к пустым занятиям, ибо приводит к греху
небрежения изучением Торы, как об этом сказано в законах
изучения Торы[9].
И еще: нееврейские премудрости более нечисты, чем пустые
занятия, ибо нечистота последних облекает собой только
мидот, которые происходят от святого элемента воздуха
Б-жественной души, и оскверняют их нечистотой "клипат
нога", в которой коренятся занятия пустыми вещами,
происходящими от дурного элемента воздуха этой категории
"клипа" в животной душе человека, как уже говорилось
выше[10],
но не [затрагивает] в душе силы интеллекта Хабад, так
как это глупые невежественные речи, на которые способны
и неученые люди. Совершенно иначе дело обстоит в отношении
нееврейских премудростей – они облекают и оскверняют
силы интеллекта Хабад в его Б-жественнбй душе нечистотой
"клипат нога", содержащейся в этих премудростях,
которые туда упали после того, как "разбились сосуды"[11]
"задней стороны" мудрости, относящейся к Кдуша,
как известно сведующим в тайной мудрости. И разве только
человек изучает эти премудрости, чтобы ими воспользоваться,
то есть для того, чтобы иметь заработок, который бы обеспечил
возможность служения Всевышнему, или же он умеет обращать
эти премудрости в служение Б-гу – именно с такой
целью их изучали Рамбам, Рамбан и их последователи[12].
[1]
Мишна, Сангедрин, 11:3; Бемидбар раба, 14:12
и далее.
[2]
Ср. Зогар, часть 3, стр. 253а, 277а и далее.
Таким образом, по природе своей еврей не имеет влечения
к запрещенному Торой. Но запрещенное коренится в трех
совершенно нечистых "клипот", и если еврей
низверг жизненную силу дозволенного в сферу абсолютного
зла, он начинает быть к ней причастным и вследствие
этого становится способным желать запрещенное.
[3]
В гл 7.
[4]
Раби Йегуда Г анаси.
[5]
Ср. Шмуэль I, 25:29.
[6]
Зогар, часть 2, стр. 59а.
[7]
К обмороженному месту прикладывают снег, и, наоборот,
при ожоге помогает тепло. Холодность, отсутствие интереса
к Торе, называется "снежным адом".
[8]
Раби Ицхак Лурия, Ликутей Тора, Шмот. Ср. Зогар,
часть 1, стр. 626; часть 2, стр. 150а/б.
[9]
Раби Шнеур-Залман из Ляд, Шулхан арух, Законы
изучения Торы.
[10]
В гл. 1.
[11]
То, что есть истинного в светских науках (нееврейских
премудростях), имеет своим источником мудрость Б-га,
свет которой деградировал до уровня самых низких ступеней
в результате того, что в начале Эманации "разбились
сосуды" (духовные категории, которым в нашем мире
соответствуют физические тела), не будучи в силах принять
в себя свет (соответствие душ в нашем мире) огромной
силы. И произошло это потому, что на той стадии еще
не было единения противоположностей, взаимовключения
противоположных по сути своей "сфирот".
[12]
В одном из своих писем Любавичский Ребе приводит
шесть разрешенных Торой видов изучения светских наук
(в таком случае их изучение не приводит к нечистоте
категорий Хабад в душе изучающего и не уменьшает его
способности восприятия Б-жественного).
1) Получение этих знаний при изучении и анализе самого
текста Торы. Тора - как бы чертеж, по которому сотворен
мир, и из нее самой можно познать его строение. Этот
вид изучения доступен лишь немногим праведникам.
2) Изучение нееврейской премудрости тогда, когда Тора
прямо это повелевает. Так было, например, в то время,
когда для определения наступления месяцев (помимо показаний
свидетелей, видевших новолуние) Сангедрин был обязан
делать астрономические расчеты. Подобным же образом
рабану Гамлиэлю разрешили изучать греческий язык для
общественных нужд и т. д. Такое изучение - исполнение
заповеди.
3) Если в силу каких-либо обстоятельств (например,
когда человек находится в нечистом месте) нельзя думать
о написанном в Торе, то, чтобы этого не произошло, можно
в это время изучать нееврейскую премудрость. Это также
исполнение заповеди, но исполнение негативное.
4) Если для лучшего понимания Торы или исполнения заповеди
необходимо изучать что-либо из этих наук. Это - не изучение
Торы и не исполнение заповеди, но подготовка к ним.
5) Если это необходимо (и насколько необходимо, не
более) для того, чтобы добыть пропитание. Это подготовка
к тому, что разрешается Торой.
6) Разрешается изучать светские науки тому, кто обладает
особой способностью использовать эти познания для служения
Всевышнему и изучения Торы, и до того, как обнаружилось,
что это необходимо для лучшего понимания Торы.
В книге Тания приводятся только два вида разрешенного
изучения светских наук (5 и 6), так как остальное явно
находится в сфере самой Торы и заповедей и само собой
разумеется.
|