И в связи с этим становится понятным написанное: "Ибо
это тебе очень близко[1],
[это] в устах твоих и в сердце твоем[2],
чтобы ты мог это сделать"[3].
На первый взгляд кажется, что такое противоречит нашему
ощущению (а ведь Тора вечна[4]),
и вовсе не "очень близко" и легко отвратить
сердце от желаний этого мира и истинно полюбить Всевышнего,
и как написано в Гмаре: "Разве страх Б-жий —
это мало?"[5],
а тем более любовь. А также сказали наши мудрецы, что
лишь праведники владеют своим сердцем[6].
Однако в словах "это сделать" имеется в виду
любовь, приводящая только к исполнению заповедей, и
это – желание сердца, которое есть в тайниках
его, хотя оно и не проявляется ощутимо, как раскаленные
угли [ощутимая любовь]. Ведь это "очень близко"
и легко для каждого, у кого есть мозг в голове. Ибо
мозгом своим каждый владеет и может с его помощью размышлять,
сколько пожелает. Когда же он станет размышлять своим
мозгом о величии Эйн Софа, благословен Он, он неизбежно
породит в своем мозгу по крайней мере любовь, [выражающуюся
в стремлении] соединиться с Ним, исполняя заповеди и
изучая Тору, а это – весь человек[7].
Ибо написано: "сегодня, чтобы исполнять их"[8],
а "сегодня" – это [материальный] мир
действия[9],
а "завтра"[10]
и т. д., как написано в другом месте.
Мозг по природе своей властен влиять на левую полость
сердца, уста и все члены, то есть орудия действия. Это
невозможно лишь в том случае, если человек является истинным
грешником[11],
и сказали наши мудрецы, что грешники во власти своего
сердца, а сердце не в их власти. И это – наказание
за то, что грех их велик и тяжек. Но Тора не говорит о
мертвых – о тех, кто при жизни называются мертвыми[12],
– ибо грешники не могут начать истинно служить Всевышнему,
не покаявшись сначала в грехах прошлого и не сломив "клипот"
(ибо они ["клипот"] – занавес разделяющий
и железная преграда, отделяющая их [грешников] от Отца
их, Который в небе) сокрушенным сердцем и горечью души
из-за грехов своих, как объясняется в книге "3oгар"
стих "жертвы Б-гу – дух сломленный, сердце
разбитое и т. д."[13]:
когда сердце разбито, сломлен дух нечистоты стороны "ситра
ахра" (см. там же комментарий к главе Пинхас, стр.
240 и комментарий к главе Ваикра, стр. 8 и 5а, а также
комментарий раби Моше Закуто, там же). И это – нижнее
покаяние, вознесение нижней буквы "гей"[14]
[имени Гавайе], чтобы поднять ее из состояния падения,
ибо она пала [в сферу влияния] внешних, и это –
тайна изгнания Шхины, как сказали мудрецы: "Когда
они были изгнаны в Эдом, Шхина ушла в изгнание с ними"[15].
Когда человек совершает дела Эдома, он спускает [вниз]
и привлекает туда искру Б-жественного, дающую жизнь его
ступеням души нешама, руах и нефеш, облеченных в нем в
животную душу, связанную с категорией "клипа",
местящуюся в сердце, в его левой полости, которая господствует
в человеке, пока он грешник, властвует в его малом городе,
и ступени души нефеш, руах и нешама заключены у нее в
изгнании. Когда же сердце его разбито в нем, и сломлен
дух нечистоты и стороны "ситра ахра", и [силы
зла] рассеиваются и т. д., тогда она поднимается из состояния
падения и встает[16],
как об этом говорится в другом месте.
[1]
Это основа всей Книги средних. Основная ее мысль
- что полное обращение к Б-гу и любовь к Нему не есть
нечто труднодостижимое, так как душа еврея самой сущностью
своей связана с сущностью Б-га, со своим Источником.
[2]
Сначала написано "в устах" - изучение
Торы приводит к исполнению заповедей, так как и наверху
и в душе человека разум предшествует эмоциям (мидот).
[3]
Дварим, 30:14.
[4]
Все, что в ней сказано, происходит, действует
и действенно во все времена. Поэтому неверно думать,
что это было легко только для поколения Моше, - и в
наше дни чрезвычайно легко этого достичь.
[5]
Брахот, 336; Мегила, 25а.
[6]
Брейшит раба, 34:11, 67:7. Средние же не владеют
своим сердцем, их сердце не может ощутимо желать того,
что понимает и желает мозг. Но они не во власти сердца
- во всем, что касается конкретных поступков на уровнях
мысли, речи и действия, они собой владеют всегда. Таким
образом, в чем-то они подобны праведникам. В предыдущей
главе (в примечании) сказано, что причина того, что
некоторые не способны достичь ощутимой сердцем любви,
в том, что их корень души на уровне зародившихся в сфирот
разума, но еще не порожденных им эмоций. Есть, однако,
люди, корень души которых на уровне раскрывшихся эмоций.
Такие люди способны достичь ощутимой любви к Б-гу- В
отличие от средних, для праведников ощутимая любовь
возможна всегда.
[7]
Хотя его постижение не достигает ступени любви,
но если оно приводит к исполнению заповедей, этим достигается
цель мироздания, цель сотворения человека.
[8]
Дварим, 7:11.
[9]
Эйрувин, 22а.
[10]
"Завтра" - грядущий мир, мир воздаяния.
[11]
Совершил тяжкий грех, кара за который - "карет"
(искоренение души, отделение ее от Источника жизни)
или смерть, или же очень большое количество грехов,
которое отдаляет от Него так же, как и тяжкий грех.
[12]
Брахот, 186.
[13]
Тегилим, 51:18.
[14]
Это ступень Б-жественного, непосредственно творящая
и оживляющая творения, Шхина. Эта ступень - источник
душ (евреев). Своими грехами евреи низводят ее вниз,
в состояние падения (галут, изгнание), а покаянием и
исполнением заповедей возвращают букву "гей"
(имени Гавайе) так, что она соединяется с остальными
его буквами, каждая из которых - вид Б-жественного влияния
на мир, связанный с определенной ступенью в мире Ацилут.
Ср. также Тания, часть 3, гл. 4,7,8.
[15]
Мегила, 29а.
[16]
Встает на подобающее ей место - соединяется с
остальными буквами имени Гавайе.
< |