И осуществление всего вышесказанного – презрение
и отвращение к телу[1]
и радость, связанная только с душой, – путь прямой
и легкий для того, чтобы прийти к исполнению заповеди
"Люби ближнего своего, как самого себя"[2],
[доступный] каждой еврейской душе, как великой, так
и малой.
А достигнув презрения и отвращения к телу, кто постигнет
вполне[3]
величие и достоинство души и духа[4],
корень и источник которых в Б-ге жизни! Все они равны,
и у всех один Отец, поэтому все евреи названы братьями
в полном смысле слова, так как души их коренятся в едином
Б-ге и только тела разделены. И потому у тех людей,
для которых телесное – основное, а духовное –
второстепенное, не может быть истинных любви и братства,
у них может быть любовь, лишь пока есть то, чем она
обусловлена.
Именно это имел в виду Гилель Газакен, сказав об исполнении
этой заповеди: "В этом – вся Тора, а все остальное
– лишь комментарий и т. д."[5].
Ибо основа и корень.всей Торы в том, чтобы поднять и
возвысить душу намного выше тела, [так, чтобы поднять
ее] до святости и корня всех миров, а также чтобы привлечь
свет – Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он,
к Собранию Израиля, как говорится далее[6],
то есть – к источнику душ всех евреев, чтобы он
стал "единым в Едином"[7].
Но это невозможно, если есть разделение между душами,
да сохранит Всевышний, ибо Всевышний, благословен Он,
не пребывает в несовершенном, как сказано в молитве:
"Благослови нас, Отец наш, всех как единого в свете
лика Твоего"[8]
и как о том же подробно говорится в другом месте.
А что касается сказанного в Гмаре[9],
что тот, кто видит, как товарищ его грешит, должен его
возненавидеть и учителю своему должен сказать, чтобы
и он его возненавидел, то там имеется в виду товарищ,
который вместе с ним изучает Тору и [исполняет] заповеди
и по отношению к которому он уже исполнил заповедь "Увещевай
товарища своего"[10],
то есть того, кто вместе с тобой[11]
изучает Тору и [исполняет] заповеди, и все же тот не
отвратился от своих грехов, как написано в книге "Харейпим".
В том же -случае, когда другой ему не товарищ по учебе
и не родственник, [он должен относиться к нему так,
как] сказал Гилель f а-закен: "Будь учеником Аг арона,
любящим мир... любящим сотворенных и привлекающим их
к Торе"[12].
И значит, даже людей, далеких от Торы Всевышнего и от
служения Ему, называемых потому просто "сотворенными",
нужно привлекать крепкими узами любви, и все это в надежде,
что удастся приблизить их к Торе и к служению Всевышнему.
И даже если нет, [тот, кто так поступает], не теряет
своего вознаграждения за исполнение заповеди о любви
к ближним.
И то же в отношении родственников, которых он пытался
увещевать и которые не отвратились от своих грехов,
их предписывается ненавидеть, но их следует также и
любить. И оба [эти чувства] истинны, ненависть ко злу,
которая в них[13],
и любовь к доброму началу, в них скрытому[14],
– к Б-жественной искре в них, оживляющей их Б-жественную
душу. Нужно также побуждать сердце к состраданию [по
отношению к их Б-жественной душе], ибо она находится
в изгнании, [погруженная] во зло стороны "ситра ахра",
которое у грешников одерживает верх над ней [Б-жественной
душой]. И сострадание уничтожает ненависть и пробуждает
любовь, как известно из сказанного о Яакове, искупившем
Аврагама[15].
(А что касается царя Давида, мир ему, сказавшего: "Всей
душой я их возненавидел и т. д."[16],
то он имел в виду еретиков и безбожников, не имеющих
доли в Б-ге Израиля[17],
как сказано в Гмаре, в трактате Шабат, начало гл. 16.)
[1]
Здесь под словом "тело" подразумевается также и душа,
оживляющая тело и связанная с удовлетворением телесных
потребностей, - животная душа человека.
[2]
Ваикра, 19:18.
[3]
Человек может казаться ничтожным, но в корне и источнике
своем душа его велика. Это основание для того, чтобы
любить любого еврея.
[4]
Имеются в виду ступени Б-жественной души: нефеш - ступень,
связанная с действием, и руах - ступень, связанная с
чувством и с сердцем.
[5]
Шабат, 31а. Однажды пришел нееврей и сказал: "Введи
меня в еврейскую веру, объяснив всю Тору, пока я стою
на одной ноге". И он ввел его в еврейство, сказал ему:
"То, чего ты не любишь, не делай другим. В этом -вся
Тора, а все остальное - лишь комментарий. Иди и изучай".
[6]
В гл. 41.
[7]
Зогар, часть 2, стр. 135а.
[8]
Из молитвы "Амида" ("Шмонэ-эсрэ").
[9]
Швуот, ЗОа.
[10]
Ваикра, 19:17.
[11]
Слово амитеха ("товарища своего") истолковывается
как им итха -"вместе с тобой".
[12]
Авот, 1:12.
[13]
Однако если человек невежественный, нельзя его ненавидеть
из-за того, что в нем есть дурные стороны.
[14]
Даже в абсолютном грешнике есть скрытое добро, как говорилось
в гл. 18 и 19.
[15]
Йешаягу, 29:22. Аврагам - категория Хесед (любовь, близость
к Б-гу), а Яаков - категория Рахамим (сострадание, милосердие).
Когда Хесед не в состоянии проявиться, Рахамим, свойство
Яакова, может способствовать ее раскрытию, "искупить".
[16]
Тегилим, 139:22.
[17]
Царь Давид был одновременно и судьей, поэтому он мог
так выразиться. Что же касается всех остальных людей
- если человек видит в другом качества, судя по которым
кажется ему, что он из тех, кто "не имеет доли в Б-ге
Израиля", - следует учесть, что лишь Всевышнему известны
мысли людей и преднамеренность их действий. Возможно,
что в их мыслях и намерениях есть нечто, в связи с чем
они не относятся к подобной категории. (Из бесед
последнего Любавичского Peбе)
|