И об этом нижнем страхе, который приводит к исполнению
заповедей Его, благословенного, в сфере как избегания
зла, так и творения добра, сказали [мудрецы наши]: "Если
нет страха, нет мудрости"[1].
И есть в нем ступени малого и великого разумения[2],
а именно - когда этот страх появляется в результате
размышления о величии Всевышнего, о том, что Он наполняет
все миры, а от земли до небосвода 500 лет [пешего пути]
и т. д., а от небосвода до небосвода и т. д., ноги ангелов
равноценны всему[3]
и т. д., а также о поступенном нисхождении всех миров
высоко наверху, до вершины всех ступеней. Все же страх
этот называется внешним и нижним страхом, так как он
происходит от [мысли] о мирах, они же - одеяния Царя,
Всевышнего, благословен Он, так как Он скрывается, и
таится, и облекается в них, дабы их оживлять и поддерживать
их существование как нечто, возникающее из ничего, и
т. д., и несмотря на это он [этот страх] -врата и вход
в исполнение Торы и заповедей.
Но о верхнем страхе, страхе стыда и внутреннем страхе,
проистекающем от внутренней части Б-жественного[4],
которая внутри миров, сказали [мудрецы наши]: "Если
нет мудрости, нет страха"[5].
Ибо мудрость, Хохма, - это коах ма[6],
и "мудрость из Ничего возникает"[7],
и "Кто мудр? - Видящий зарождающееся"[8].
То есть Он видит все так, как оно зарождается и получает
существование из Ничего словом Всевышнего и дыханием
уст Его, благословенного[9],
как сказано: "И дыханием уст Его все их воинства"[10].
И потому небо и земля и все их воинства как бы совершенно
не существуют в слове Всевышнего и в дыхании уст Его,
они на самом деле подобны абсолютному ничто и полному
небытию, как не существует свет и сияние солнца в самом
корпусе солнца. И не должен человек считать себя исключением,
его тело, и нефеш, и руах, и нешама также как совершенно
не существующее в слове Всевышнего, а речь Его, благословенного,
едина с мыслью Его и т. д., как уже подробно говорилось
(в гл. 20 и 21) при сравнении с душой человека - одно
слово его речи и мысли - как абсолютное ничто и т. д.
И об этом сказано: "Ведь страх пред Б-гом - мудрость"[11].
Но невозможно достичь этого страха и мудрости иначе,
как исполнением Торы и заповедей через нижний, внешний
страх, и об этом сказано: "Если нет страха, нет мудрости".
В любви также есть две ступени: великая любовь и вечная
любовь[12].
Великая любовь - это любовь, [которая называется любовью],
полной наслаждений, и она - пламя, само собой занимающееся
и приходящее свыше как дар тому, чей страх совершенен,
как известно из сказанного нашими мудрецами, благословенна
их память: "Мужчине свойственно ходить в поисках женщины"[13],
ибо любовь называется муж и мужчина [захар], как
сказано: "Вспомнил [захар] милосердие Свое"[14].
А женщина - страх пред Всевышним, как известно, и без
предварения страха нельзя прийти к этой великой любви.
Ибо эта любовь - от категории Ацилут, где нет разделения
и разъединения, да сохранит Всевышний.
Но вечная любовь - это та любовь, которая появляется
от постижения и знания величия Всевышнего, Эйн Софа,
благословен Он, наполняющего все миры и окружающего
все миры, и все пред Ним как бы совершенно не существует,
подобно несуществованию одного слова в разумной душе,
пока оно еще в мысли или в желании сердца, как уже говорилось[15],
что в результате этого размышления свойство любви, которая
в душе, само собой освободится из своих одеяний, то
есть не будет облечено ни в какое телесное или духовное
удовольствие и наслаждение, дабы любить этот [телесный
объект любви], и вообще не будет желать ничего в мире,
а лишь одного Всевышнего, Источник жизни всех наслаждений,
так как все они не обладают существованием и все они
как абсолютное небытие, и они совершенно несравнимы
и неподобны, сохрани Б-г, так же как несравнимо совершенное
и абсолютное небытие с вечной жизнью, и как сказано:
"Кто есть для меня в небе, [кроме Тебя]? И нет для меня
на земле желанного, кроме Тебя, плоть и сердце иссякают,
скала сердца моего и т. д."[16],
и как сказано далее[17]
И даже тот, у кого свойство любви, которая в душе его,
совсем не облечено ни в какое телесное или духовное
наслаждение, может распалить свою душу как угли пылающие
и как сильный огонь и пламя, восходящее к небесам, через
упомянутое размышление, как о том будет говориться далее.
И иногда эта категория любви предшествует страху в соответствии
со знанием, порождающим [ее], как известно, (что знание,
Даат, заключает в себе категории Хасадим [милосердии]
и Гвурот [сил], а они - любовь и страх, и иногда Хасадим
раньше спускаются и приходят к явному раскрытию). И
потому может быть, что злодей и грешник совершает покаяние,
[исходящее] из любви, зарождающейся в его сердце при
воспоминании о Всевышнем, Б-ге его. Но во всяком случае
страх также в ней заключен сам собой, только он находится
на ступени малого разумения и утаения, а именно - страх
греха, [страх] восстать против Него, сохрани Б-г. Но
любовь явно раскрыта в его сердце и мозгу. Однако это
[могут быть лишь отдельные] случаи и особое вдохновение
Б-га, когда обстоятельства этого требуют, так, как это
было в случае с раби Эльазаром бен Дурдая[18].
Но при обычном порядке служения, зависящего от выбора
человека, исполнение Торы и заповедей должно исходить
сначала от нижнего страха хотя бы на ступени малого
разумения - избегать зла и творить Добро, дабы осветить
свою Б-жественную душу светом Торы и ее заповедей, а
затем ее осветит свет любви (ибо веагавта ["и
ты будешь любить"] по своему числовому значению - дважды
ор ["свет"], как известно сведущим в тайном).
[1]
Авот, 3:17.
[2]
О размышлении на уровне малого разумения говорилось
в двух предыдущих главах. В первой говорилось о том,
как Б-г проникает мысли и действия человека, во второй
- о внутреннем, Б-жественном аспекте творений, скрывающемся
за их внешней оболочкой. О размышлении на уровне великого
разумения говорится в этой и в следующей главах. В нем
четыре ступени, а) Самая нижняя ступень. Размышляя о
грандиозности и великолепии сотворенного и о том, насколько
все это ничто по сравнению с Творцом, так что все -
небытие, человек приходит к пониманию величия Творца.
Ср. пример о вельможах, поклоняющихся царю, б) Человек
приходит к пониманию того, что все - небытие во Всевышнем,
как небытие -слово, еще не выделившееся из мысли в душе,
в) Понимание того, что сотворенное заполняет собой Б-жественное.
Отсюда стремление отдалиться от вещественного, о чем
говорится в следующей главе, г) Верхний страх. Человек
ощущает свое существование как преграду явному раскрытию
Б-жественного и стремится не быть существующим перед
истинно существующим.
[3]
Хагига, 13а.
[4]
Здесь величие Б-га постигается не через постижение
грандиозности сотворенного, но это постижение самого
Б-га.
[5]
Авот, 3:17.
[6]
Ср. гл. 19.
[7]
Ийов, 28:12.
[8]
Тамид, 32а.
[9]
Речь идет о постижении двух вещей, а) Возникновение
из ничего. Размышляющий понимает поэтому, что существование
всего - небытие по отношению к Источнику его. б) Источник
всего есть слово Всевышнего, то есть сам Источник есть
как бы несуществующее по отношению к сущности Эйн Софа,
благословен Он, как у человека буквы речи в то время,
когда они еще заключены в душе. (Из пояснений последнего
Любавичского Ребе.)
[10]
Тегилим 33, 6 .
[11]
Ийов, 28:28.
[12]
Слово олам ("вечный") означает также "мир".
И это - любовь этого мира. Исходя из размышления о мире,
человек приходит к этой ступени любви ко Всевышнему.
[13]
Кидушин, 26. Также и любовь, которая, как об
этом говорится далее, имеет связь с мужской категорией,
следует за страхом, связанным с женской категорией.
[14]
Тегилим 98, 3. То, что переведено как "милосердие",
в оригинале - хесед, а Хесед - это категория
любви.
[15]
В гл. 20.
[16]
Тегилим 73, 25, 26.
[17]
В гл. 48.
[18]
Авода зара, 176.
см. также Предметный
указатель Хохмо
|