В свете всего вышесказанного становится совершенно понятным галахическое
постановление Талмуда и кодификаторов о том, что мыслимое не подобно
произнесенному. И если человек прочел "Шма" только мыслью и сердцем,
сосредоточившись всеми силами, он не исполнил своей обязанности и должен снова
ее прочесть, [произнося вслух]. То же касается и благодарения после еды "биркат
гамазон", предписываемого Торой, и других благословений, установленных
мудрецами, а также обязательной молитвы. Но если человек произнес [их слова]
устами и не побудил свое сердце, то после того, как это уже случилось[1], считается, что
обязанность им исполнена, и он должен повторить только первый стих "Шма" или
первое благословение молитвы "Амида". Подобно этому сказано (в начале второй
главы трактата Брахот[2]): "До этого места [в молитве] человек обязан
сосредоточиться, а от этого места и далее обязан читать и т. д.". И это потому,
что душа сама по себе не нуждается в исправлении[3] через заповеди, [она должна] только привлечь свет
для исправления витальной души и тела с помощью букв речи, которые нефеш
произносит пятью органами произношения, а также и через заповеди, выполняемые
действием, которые нефеш производит другими частями тела.
И все же мудрецы говорят, что молитва или другие благословения, если они
произнесены без внутреннего намерения, - как тело без души[4]. Ведь хотя все сотворенные в этом
мире обладают телом и душой - нефеш всего живого, и руах всякой человеческой
плоти, и нешама всех живых существ, и чьих ноздрях дух жизни, - и Всевышний
оживляет все и все постоянно творит из ничего светом и жизненной силой, которые
Он сообщает им так, что и вещественное тело, и даже камни, и прах, и совершенно
неодушевленные тела имеют в себе [сообщенные] Им, благословенным, свет и
жизненную силу, дабы они не стали снова ничем и абсолютно несуществующим, как
прежде, все же совершенно несопоставимы и неподобны свет и жизненная сила,
светящая в теле, со светом и жизненной силой, светящими в душе, душе всего
живого.
И в них обоих [в теле и в душе] тот же самый свет, и он находится в том же
состоянии утаения внутреннего, [и таким же образом] свет в них скрыт, утаен и
облечен в [различные] одеяния, ибо оба они находятся в этом мире, а в нем, если
взять его в целом, весь свет и вся жизненная сила, [исходящие] от дыхания уст
Его, благословенного, в равной мере скрыты утаением внутреннего и нисхождением
ступеней в поступенном нисхождении миров со ступени на ступень через многие и
сильные сжатия до такой степени, что он облекся в "клипат нога" для оживления
всего этого вещественного мира в целом, а именно всего дозволенного и чистого в
этом мире, а от нее и через нее получает влияние нечистое, ибо она ["клипат
нога"] - промежуточная категория, как о том говорилось выше[5].
И все же отражение, то есть привлечение книзу жизненной силы, которой
Всевышний освещает и оживляет через это одеяние, не во всех творениях одинаково
в смысле степени сжатия и распространения [света]. В вещественном теле и
совершенно неодушевленном, как камни и прах, это отражение [света] наиболее
ограничено и жизненная сила в нем так мала, что нет в нем даже силы
произрастания. А в растительном отражение ограничено не столь сильно. В общем
[все] подразделяется на четыре ступени: неоживленное, растения, животные,
человек - в соответствии с четырьмя буквами имени Гавайе[6], благословен Он, от которого
они получают влияние.
И так же как несопоставимы и несравнимы отражение [света] и проистечение
жизненной силы в неодушевленном и в растениях с отражением и проистечением
жизненной силы, облеченных в животных и в человеке, хотя во всех тот же свет, и
в той же степени он находится в состоянии утаения внутреннего, и во всем он
облечен в то же одеяние, одеяние "нога"[7], точно так же совершенно несопоставимы и
несравнимы отражение и проистечение света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он, являющегося внутренним аспектом желания Его, благословенного, совершенно без
всякого утаения и одеяния светящее и облекающееся в самих заповедях, связанных с
действием. А также и в заповедях, связанных с речью и произнесением устами без
сосредоточения мысли, что считается вполне подобным действию, как о том
говорилось выше, [отражение света несравнимо] с отражением и проистечением света
- Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, светящего и облекающегося во
внутреннем смысле заповедей, связанных с действием, [смысле], который человек
имеет в виду при их исполнении, дабы стать приверженным Ему, благословенному,
исполнением желания Его, ибо Он и Его желание едины, а также и во внутреннем
смысле "Шма", его благословений и других благословений, ибо, сосредотачиваясь на
их внутреннем смысле, человек соединяет свою мысль и разум с Ним,
благословенным, и не потому, что приверженность мысли и разума человека Ему,
благословенному, сама по себе выше приверженности [Ему] через исполнение
заповедей, непосредственно связанных с действием, как о том говорится далее, а
оттого, что в этом также Его, благословенного, желание - чтобы человек стал
приверженным [Ему] разумом, мыслью и проникновением в смысл заповедей, связанных
с действием, и в смысл "Шма", и молитвы, и прочих благословений. И это отражение
высшего желания, светящее и облеченное в этом проникновении в смысл, намного и
неизмеримо больше, чем отражение высшего желания, светящее и облеченное в самом
исполнении заповедей действием и речью без проникновения в смысл, подобно тому,
как свет души выше тела, являющегося сосудом и одеянием души, так же, как
вещественное в заповеди - сосуд и одеяние ее внутреннего смысла.
И хотя в обоих, в заповеди и в ее смысле, облечено одно желание, абсолютно
простое, без всякого изменения и множественности[8], да сохранит Всевышний, абсолютным единением
единое с сутью и сущностью Его, благословенного, все же в отношении степени
[своего] сжатия и распространения отражение неодинаково*.
И как сказано в книге "Эц хаим": осмысление заповедей и изучение Торы -
это ступень света, а вещественный аспект заповедей - это ступень и категория
сосудов, а они - категория ограничения, ибо через ограничение света образовались
сосуды, как известно сведущим в тайной мудрости.
И оно также подразделяется на четыре ступени. В самом вещественном аспекте
заповедей две ступени -заповеди, связанные непосредственно с действием, и те,
что связаны с мыслью и речью, как изучение Торы, чтение "Шма", молитв, "биркат
гамазон" и прочих благословений. Внутренний смысл, [проникнуть в который человек
стремится], дабы стать приверженным Ему, благословенному, а он [смысл заповеди
по отношению к ней самой] как душа по отношению к телу также подразделяется на
две ступени, подобно двум ступеням души в вещественном теле - [душа] живого и
[душа] человека. Ибо тот, чье постижение достаточно для того, чтобы познать
Всевышнего, и размышлять о величии Его, благословенного, и породить от
постижения своего высший страх и любовь ко Всевышнему в правой полости своего
сердца, дабы душа его жаждала Всевышнего и стремилась стать Ему приверженной
через исполнение заповедей и Тору, а они - привлечение и отражение света - Эйн
Соф [- Всевышнего], благословен Он, к его душе, дабы стала она привержена Ему. И
с этим намерением он изучает Тору и исполняет заповеди, а также молится и
произносит благословения, и это намерение как бы подобно душе человека,
обладающего разумом и свободой воли и говорящего разумно.
Если же постижение человека недостаточно для того, чтобы он познавал и
размышлял о величии Эйн Софа, благословен Он, и породил от постижения своего
любовь, ощутимую сердцем, а также и страх в мозгу, а в сердце трепет пред
Всевышним, но он лишь помнит [об этом] и пробуждает естественную любовь, скрытую
в его сердце, и выводит ее по крайней мере из скрытого состояния в явное в
мозгу, дабы желание его, которое в мозгу и в тайниках его сердца, согласилось и
полностью и на самом деле желало в действительности отдать душу ради единства
Всевышнего, чтобы соединить с Ним свою Б-жественную душу и ее одеяния и включить
их в единство и единственность Его, а это - высшее желание, облеченное в
изучение Торы и исполнение заповедей, как о том говорилось выше, а также и страх
[пред Ним] включен в эту любовь, чтобы принять царствование Его, не восставать
против Него, да сохранит Всевышний, и движимый этим намерением, он избегает зла,
и творит добро, и изучает Тору, и молится, и благословляет, сознавая только
смысл слов, без страха и любви, ощутимых сердцем и мозгом, тогда исполнение с
таким намерением можно сравнить с уровнем души живого существа, не обладающего
разумом и свободой воли, и все его эмоции - страх перед причиняющим ему вред и
любовь к тому, что он любит, - у него только естественные, а не [происходят] от
постижения и знания. Таковы, если обратиться к сравнению, естественные страх и
любовь, скрытые в сердце любого еврея, ибо они унаследованы нами от праотцев,
[они] как бы естество в душах наших, как упоминалось выше[9].
[1]
Намеренно так поступать запрещается, но если так случилось, считается, что
обязанность исполнена. [2]
Брахот, 136. [3] См.
гл. 37. [4] Шней
лухот габрит, т. 1, стр. 249б. [5] В гл.
4. [6]
Четырехбуквенное имя Б-га ("йод"-"гей"-"вав"-"гей") иногда произносится как
Гавайе. При чтении оно заменяется именем А-д-о-н-а-й. См. также, Тания,
часть 2, гл. 1, примечание. [7] См.
гл. 7
и 37 [8]
Облечение в сотворенное не изменило в Нем ничего. Оно то же, каким было до
сотворения мира. Точно так же сотворение многообразного мира не нарушает
сущностной простоты желания Б-га. [9] В гл.
18 и
19.
|