Известно сказанное нашими мудрецами, благословенна
их память, что цель сотворения мира в том, что возжелал
Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних[1].
Но ведь у Него, благословенного, нет верха и низа, ибо
Он, благословенный, в одинаковой мере наполняет все
миры. И объясняется это следующим образом. До сотворения
мира был только Он, благословенный, единый и единственный,
наполняющий все то пространство, в котором создан мир.
И теперь это. так же по отношению к Нему, благословенному.
Изменение[2]есть
только [в представлении] принимающих Его жизнетворность
и свет Его, благословенного, который они получают через
многие одеяния, прикрывающие свет Его, благословенного,
как написано: "Ибо не может человек увидеть Меня
и остаться в живых"[3].
И как объяснили наши мудрецы, благословенной памяти:
даже ангелы, называемые хайот, не могут Его видеть и
т. д.[4].
И это – поступенное нисхождение миров и спуск
их от ступени к ступени через множество одеяний, скрывающих
свет и жизнетворность, которое [исходят] от Него, благословенного,
до тех пор, пока не становится сотворен в действительности
этот совершенно материальный и вещественный мир, и он
– нижняя ступень, ниже которой нет в отношении
утаения света Его, благословенного, [он] – тьма
двойная и удвоенная до такой степени, что он полон "клипот"
и "ситра ахра", которые прямо против Всевышнего,
как некто говорящий: "Я и более ничто"[5].
Но цель поступенного нисхождения [высших] миров и их
спуска от ступени к ступени не в них самих, ибо для
них это нисхождение [удаление] от света лика Его, благословенного,
цель – в этом самбм нижнем мире. Таково было желание
Его, благословенного, ибо для Него, благословенного,
удовольствие, когда покоряется "ситра ахра"
и тьма обращается в свет, так что свет - Эйн Соф [-
Всевышнего], благословен Он, светит там, где была тьма
и "ситра ахра", во всем этом мире, с особенной
ясностью и силой, [гораздо более], чем отражение его
в высших мирах, где он светит через одеяния и в утаении
внутреннего, в результате чего скрывается и утаивается
свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, дабы
миры не потеряли своего существования.
И с этой целью даровал Всевышний евреям Тору, которая
называется "мощь и сила", и как сказали наши
мудрецы[6],
что Всевышний дает силу праведникам, чтобы они получили
свое вознаграждение в мире грядущем и не лишились существования
совершенно в свете Всевышнего, который раскроется в
будущем явно, без всякого одеяния, как сказано: "И
не прикроется более крылами Поучающий тебя" (это
значит, что Он не скроется от тебя за крылом и одеянием),
"и глаза твои узрят Поучающего тебя"[7].
И сказано: "Ибо воочию узрят и т. д."[8].
И сказано: "Не будет тебе более солнце светом дня...
ибо Всевышний будет тебе вечным светом и т. д."[9].
А известно, что время Машиаха, а особенно то время,
когда оживут умершие, есть цель и совершенство сотворения
этого мира, ибо для этого он сотворен
с самого начала.
А вознаграждение будет в основном в седьмом тысячелетии,
как написано в книге "Ликутей Тора" раби Ицхака
Лурии, благословенна его память.
И было уже в какой-то мере подобное на земле при даровании
Торы, как сказано: "Тебе было явлено, дабы ты знал,
что Всевышний есть Б-г, нет более, кроме Него"[10].
"Явлено" в полном смысле, чувственным образом
зримо, как сказано: "И весь народ видит голоса"[11]
- видит то, что обычно слышат[12],
и наши мудрецы, благословенной памяти, объяснили это:
«Смотрят на восток и слышат, как исходит Речение: "Я...
и т. д."». И так во всех четырех сторонах света,
и наверху, и внизу, и как сказано в книге "Тикуней
Зогар": "Не было места; откуда бы Он не говорил
с ними и т. д.". А именно - так как желание Его,
благословенного, было раскрыто в Десяти заповедях, являющихся
обобщением всей Торы, и это - внутренняя часть желания
Его, благословенного, и мудрости Его, где совершенно
нет утаения внутреннего, как сказано: "Ибо в свете
лика[13]
Твоего Ты дал нам Тору жизни"[14].
Потому евреи [во время принятия Торы] совершенно не
имели [отдельного] существования, как сказали наши мудрецы,
что "при каждом Речении улетала их душа... но Всевышний
возвращал ее им росою, которой Он в будущем совершит
воскрешение мертвых"[15],
и это - роса Торы, которая называется "мощь",
как сказали наши мудрецы: "Всякого, кто занимается
изучением Торы, роса Торы оживляет и т. д."[16].
И только в дальнейшем грех привел к огрубению их и [всего]
мира, и это будет продолжаться до скончания времен -
тогда будет очищена материальная сторона тела и мира,
и они смогут принять явный свет Всевышнего, который
будет светить евреям через Тору, называемую "мощь",
и от преобладания отражения [этого света, светящего]
евреям, будет светить также и тьма народов мира, как
сказано: "И пойдут народы в свете Твоем и т. д."[17],
а также: "И раскроется слава Всевышнего, и увидит
всякая плоть вместе и т. д."[18],
а также: "Дабы войти в ущелья гор и в расселины
скал из страха пред Всевышним и от сияния величия Его
и т. д."[19].
И как мы говорим в молитве: "И явись в сиянии величия
Твоего всем населяющим Вселенную, землю Твою"[20].
[1]
Мидраш Танхума, Насо, 7:1.
[2]
Впечатление, что после сотворения, кроме Б-га,
существует еще нечто.
[3]
Шмот, 33:20.
[4]
Сифрей, конец главы Бегаалотха; Мидраш раба,
Бемидбар, конец главы Насо.
[5]
Йешаягу, 47:8-10; Цфанья, 2:15.
[6]
Сангедрин, 1006.
[7]
Йешаягу, 30:20.
[8]
Йешаягу, 52:8.
[9]
Йешаягу, 60:9.
[10]
Дварим, 4:35.
[11]
Шмот, 20:15.
[12]
Мехильта к вышеприведенному стиху.
[13]
Слово паним ("лицо") означает
также и "внутри", "внутреннее".
[14]
Из молитв, конец молитвы "Амида".
[15]
Шабат, 886.
[16]
Ктубот, 1116.
[17]
Йешаягу, 60:3.
[18]
Йешаягу, 40:5.
[19]
Йешаягу, 2:21.
[20]
Из молитвы "Амида" в Рош-гашана, Йом-Кипур.
|