Но есть еще нечто, с чем средние должны бороться в
своей душе. Иногда и даже часто бывает у них отупение
сердца, когда оно становится как камень, и человек никоим
образом не может его раскрыть для "служения сердцем",
то есть молитвы. И иногда средний не может также бороться
с дурным влечением, освящать себя в дозволенном, из-за
отягощенности сердца.
В книге "Зогар" приводится следующий совет
главы йешивы Ган Эдена: "Бревно, в котором не занимается
огонь, нужно разбить в щепки... тело, в котором не загорается
свет души, нужно растоптать и т. д."[1].
Выражение "[не загорается] свет души" означает,
что свет души и разум не светит настолько, чтобы торжествовать
над вещественностью тела. И хотя средний понимает и
размышляет разумом своим о величии Всевышнего, это не
схвачено и не усвоено его разумом так, чтобы он смог
торжествовать над вещественностью сердца, и это происходит
из-за природы этой вещественности и грубости, коренящейся
в грубости "клипы", которая возносит себя
над светом святости Б-жественной души и заслоняет и
затемняет ее свет. И
потому нужно растоптать ее и унизить, [низведя] до
праха, а именно – предназначить определенное время
для того, чтобы смирять себя, считать себя стоящим низко,
как написано: "Сердце сокрушенное, дух разбитый"[2].
Слова эти относятся к стороне "ситра ахра",
а она – сам человек у средних[3],
так как витальная душа, оживляющая тело, сохраняет всю
свою природную силу в его сердце, а значит, она –
сам человек. О Б-жественной же душе, которая в нем,
сказано: "Душа, которую Ты поместил во мне, чиста"[4].
Сказано: "которую Ты поместил во мне" –
из этого следует, что чистая душа не есть сам человек,
исключение составляют лишь праведники, у них, наоборот,
чистая душа, то есть Б-жественная душа, есть сам человек,
а тело их называется плотью человеческой. И так говорил
старец Гилель своим ученикам – когда шел есть,
он говорил, что идет сделать милость униженной бедной
твари, и это его тело, ибо оно было для него как бы
чужим. Потому он и сказал, что кормя его, он делает
ему милость, ибо сам он – одна только Б-жественная
душа, только она оживляет его тело и плоть, так как
зло, которое было в витальной душе, облеченной в кровь
и плоть, у праведников полностью обращается в добро
и включается в сферу святости Б-жественной души.
Но так как суть и сущность витальной животной души
у среднего, которая черпает жизненную силу от. стороны
"ситра ахра" и облечена в кровь и плоть его,
не обратилась в добро, она сама – его человеческая
сущность. И потому он отдален от Всевышнего совершенным
отдалением, ведь сила жажды в его животной душе способна
также возжелать запрещенных вещей, которые против желания
Его, благословенного, хотя она и не жаждет привести
это в исполнение на самом деле, да сохранит Всевышний,
и только запрещенное не отвратно ему поистине, как праведникам,
как говорилось выше (гл. 12). И этим он хуже, и омерзительнее,
и отвратнее, чем нечистые животные, насекомые и гады,
как говорилось выше[5]
и как сказано: "А я червь, а не человек и т. д."[6].
(А также и когда Б-жественная душа в нем усиливается,
дабы пробудить любовь ко Всевышнему во время молитвы,
это не вполне истинная [любовь], так как она проходит
и исчезает после молитвы, как говорилось выше, в конце
гл. 13.)
А тем более когда человек вспоминает о нечистоте души,
[порожденной] грехами молодости, и об ущербе, который
он нанес в верхних мирах, а там ущерб этот выше времени,
так, как будто он нанес ущерб и стал нечистым сегодня,
да сохранит Всевышний, на самом деле. И хотя он уже
совершил надлежащее покаяние, покаяние в основном –
в сердце, а в сердце много категорий и ступеней, и все
они зависят от того, что собой представляет человек,
зависит и от времени и места, как это известно сведущим.
И потому теперь, в это время, когда он видит в самом
себе, что в нем не загорается свет души, он заключает,
что сегодня покаяние его не принято и грехи его отделяют
или же [свыше] хотят поднять его на более высокую ступень
покаяния, которое было бы совершено еще более из глубины
сердца. И потому сказал Давид: "И грех мой всегда
предо мною"[7].
Также и тот, кто чист от тяжких грехов молодости, пусть
расположит себя к исполнению сказанного в священной
книге "Зогар" и станет "умельцем самоотчета",
то есть человеком, умеющим отчитываться в душе своей
за все мысли, и разговоры, и поступки, которые минули
и прошли со дня его появления на свет и до сего дня,
– все ли они были связаны со стороной Кдуша или
со стороной нечистоты, да сохранит Всевышний, а именно
– все мысли, и разговоры, и действия, совершенные
не ради Всевышнего, не по желанию Его и не ради служения
Ему, ибо таков смысл выражения "ситра ахра",
как говорилось выше (гл. 6). И известно, что, когда
человек мыслит святыми мыслями, в течение всего этого
времени он является колесницей чертогов стороны Кдуша[8],
от которой эти мысли получают влияние. И наоборот, в
то время, [когда он мыслит не о святом], он становится
нечистой колесницей для чертогов нечистоты, от которых
получают влияние дурные мысли. И точно так же и в отношении
речи и действия.
Пусть сознает также, что большинство его снов суть
лишь "пустота и крушение духа"[9],
ибо душа его не поднимается кверху[10].
И как сказано: "Кто поднимется на гору Всевышнего?
Тот, у кого руки чисты и т. д."[11].
И "происходящее со стороны зла приходит к человеку,
пристает к нему и сообщает в снах его пустое... и часто
над ним насмехается, и показывает ему ложное, и мучает
его во снах и т. д.", как сказано в книге "Зогар",
глава "Ваикра" (стр. 25а,б) – смотри
там подробное объяснение.
И чем больше человек уделит внимания всему этому, размышляя
и продумывая написанное в книгах, чтобы сердце его стало
"сокрушенным" в нем и чтобы "низкий"
стал ему "отвратным", как написано[12],
совершенным отвращением, [так, что] и жизнь станет ему
совершенно отвратительна, тем 'больше он почувствует
отвращения и презрения по отношению к стороне "ситра
ахра" и унизит ее до праха, низведя ее [с вершин]
самовозвеличивания, и грубости духа, и вознесения, каким
она себя возносит над светом святости Б-жественной души,
дабы притемнить ее свет. А также пусть поднимет голос
на нее громко и гневно, дабы ее унизить, как сказали
наши мудрецы[13]:
«Пусть человек всегда старается возбуждать гнев доброго
влечения против дурного, как сказано: "Сердитесь
[и не грешите] и т. д."[14]».
И это значит, [что человек должен] сердиться на животную
душу, которая и есть его дурное влечение, громко и гневно
в мысли своей говоря ему: "Ты зло и злодей поганый,
и отвратный, и подлый и т. п." -подобно всем тем
словам, какими его справедливо называли наши мудрецы,
благословенной памяти: «Доколе ты будешь заслонять мне
свет Эйн Софа, благословен Он, наполняющего все миры,
существующего одновременно в прошлом, настоящем и будущем,
также и в этом месте, где я нахожусь, – точно
так же, как и до сотворения мира[15],
был свет Эйн Софа, благословен Он, совершенно без всяких
изменений, как сказано: "Я, Гавайе, не изменяюсь"[16].
Ибо Он выше времени и т. п., ты же негодяй и т. п.,
ты отрицаешь очевидную истину, что все перед Ним как
бы совершенно не существует, а это истина почти ощутимая».
И тем самым он достигнет того, что взор Б-жественной
души его прояснится видением единственности света Эйн
Софа, и это будет зримое видение, а не только нечто
услышанное и понятное, как о том говорится в другом
месте: что в этом – основа всего служения.
И это объясняется тем, что на самом деле сторона "ситра
ахра" совершенно не субстанциональна. По той же
причине она сравнивается с тьмой, которая совершенно
не субстанциональна, и она сама собой отступает при
появлении света. Точно так же и "ситра ахра":
хотя есть в ней много жизненной силы для оживления всех
нечистых животных и душ народов мира, а также и животной
души евреев, как уже говорилось[17],
– все же вся жизненная сила, что в ней, происходит
не от нее, да сохранит Всевышний от подобного предположения,
а от стороны Кдуша, как уже говорилось. Поэтому она
совершенно ничто перед стороной Кдуша, как тьма –
перед вещественным светом. И только по отношению к Б-жественной
душе человека дал ей Всевышний право и возможность возвышаться
для того, чтобы человек побуждал себя пересиливать ее,
унижать ее через скромность и смирение своего духа и
отвращение к низкому, а пробуждение снизу вызывает пробуждение
сверху, чтобы исполнить написанное: "Оттуда тебя
низведу, слово Всевышнего"[18],
то есть лишить ее власти и мощи и отнять у нее ту силу
и то право, какие ей дал Всевышний, чтобы она возвышала
себя по отношению к свету святости Б-жественной души,
и тогда она сама собой уничтожится и отступит, как тьма
от вещественного света.
И, как мы видим, это прямо сказано в Торе о посланных
разведать Страну Израиля. Сначала они сказали: "Ибо
он сильнее нас [мимену] и т. д."[19].
И следует читать не "нас", а "Его"[20],
[так же, как мимену]. Они не поверили в силу
Всевышнего. А позднее сказали: "Вот мы готовы взойти
и т. д."[21].
Откуда снова появилась у них вера в силу Всевышнего?
Ведь Моше Рабейну, мир ему, не показал им за это время
никакого знамения или чуда. Он только сказал им, как
сильно гневается на них Всевышний, и поклялся, что не
приведет их в Страну Израиля. Как могло это на них повлиять,
если они не верили, что Всевышний может, да сохранит
Он от подобного сомнения, покорить тридцать одного короля[22],
и оттого не хотели войти в Страну Израиля?
И несомненно, что, так как сами евреи – верующие
и потомки верующих, и только "ситра ахра",
облеченная в их теле, возносит себя над светом святости
их Б-жественной души в грубодушии своем и самовозвеличивании
и наглости беспричинной и неразумной, потому, как только
Всевышний разгневался на посланцев Моше и поднял голос
громко и гневно: "Доколе этой злой общине... в
пустыне сей их трупы падут... Я, Всевышний, изрек: непременно
.сделаю так всей этой злой общине и т. д."[23],
сердце их покорилось и сокрушилось в них, услышав эти
суровые слова, как сказано: "скорбел народ весьма"[24].
И [тогда] "ситра ахра" сама собой потеряла
свою власть, и гордость, и грубость духа. А сами евреи
– верующие.
Из этого следует, что каждый, у кого появляются в мысли
сомнения в вере, может сделать вывод, что [все] это
только пустые слова стороны "ситра ахра",
возносящейся над его душой, а сами евреи – верующие
и т. д. И у самой стороны "ситра ахра" также
нет совершенно сомнений в вере, ей только дано право
пугать человека ложными, обманными словами, да'бы увеличивать
его вознаграждение, подобно блуднице, соблазняющей королевского
сына ложью и обманом с позволения короля, как говорится
в священной книге "Зогар".
[1]
Зогар, часть 3, стр. 168а.
[2]
Тегилим, 51:19.
[3]
"Я" среднего - его животная душа, поскольку
у него она в полной силе, он только не дает ей возможности
действенно проявиться, то есть довести до совершения
зла мыслью, речью или действием. У праведника же, как
далее объясняется, сущностью его, его "я",
является его Б-жественная душа.
[4]
Утренние благословения; Брахот, 606. .
[5]
Гл. 24.
[6]
Тегилим, 22:7.
[7]
Тегилим, 51:5.
[8]
Разных ее ступеней.
[9]
Когелет, 1:14.
[10]
И оттого, что душа его нечиста, сны его пусты,
ложны, а часто и мучительны.
[11]
Тегилим, 24:3,4.
[12]
Тегилим, 15:4.
[13]
Брахот, 50.
[14]
Тегилим, 4:5.
[15]
Существование мира реально лишь по отношению
к самим сотворенным. Но по отношению к Б-гу с сотворением
мира не произошло никаких изменений. До сотворения и
после него Б-г остается единственно существующим, ибо
лишь Он - само Существование, ни от чего не зависящее
и не нуждающееся в причине.
[16]
Малахи, 3:6.
[17]
См. выше, гл. 6.
[18]
Овадья, 1:4.
[19]
Бемидбар, 13:31. "Он" - народ, живущий
в стране обетованной, которую евреям предстояло завоевать.
Таков буквальный смысл. Другой смысл этого слова объясняется
автором.
|