И даже если у человека возникнут мысли о том, чего
он жаждет, и прочие посторонние мысли во время служения
Б-гу изучением Торы или сосредоточенной молитвой, пусть
не обращает к ним свое сердце, но тотчас же отвлечет
от них свое внимание. А также пусть не будет глупцом,
[пытаясь] вознести [к Б-гу] эмоции посторонней мысли,
как известно, ибо это сказано только для праведников,
у которых не возникают собственные посторонние мысли,
а только мысли других людей. Но тот, у кого возникают
собственные посторонние мысли от категории зла, что
в его сердце, в его левой полости, как он вознесет их
кверху, если сам он связан с тем, что внизу? Однако
пусть сердце его не унывает и пусть не будет он от этого
грустным и униженным во время служения, которое должно
совершаться с великой радостью, но, напротив, пусть
еще утвердится и приложит все свои силы и постарается
сосредоточиться в молитве с особой отрадой и радостью,
сознавая, что появление посторонней мысли -от "клипы",
которая находится в левой полости сердца и борется в
среднем с его Б-жественной душой. Известно, как бывает
у воюющих и борющихся – когда один одолевает,
другой также прилагает все силы, чтобы одержать верх.
И потому, когда Б-жественная душа напрягается и прилагает
усилия, чтобы молиться, тогда и "клипа" увеличивает
сопротивление ей, чтобы ее смутить и сокрушить своей
посторонней мыслью.
Многие заблуждаются, считая, что возникновение посторонней
мысли – доказательство того, что молитва неполноценна,
ибо, если бы человек молился как следует и правильно,
у него бы не появлялись посторонние мысли, но это неверно.
Они были бы правы, если бы существовала только одна
душа, она и молилась бы и она же думала бы и размышляла
о постороннем. Однако на самом деле это две души, борющиеся
друг с другом в мозгу человека. Желание и воля каждой
из них – господствовать в нем так, чтобы мозг
был полон только ею. Все размышления о Торе и страх
небесный – от Б-жественной души, а все дела этого
мира – от животной души, и Б-жественная душа лишь
в нее облечена. Можно ее сравнить с человеком, сосредоточенно
молящимся, против которого стоит грешник-нееврей и мешает
и говорит с ним, чтобы его запутать, и для молящегося,
наверное, [единственный] выход – не отвечать ему
ни добром, ни злом, стать как бы глухим и не слушать
его, и исполнять написанное: "Не отвечай неразумному
в глупости его, чтобы и ты не стал ему подобен"[1].
Так пусть он ничем не отвечает посторонней мысли, никакими
доводами и возражениями, ибо тот, кто борется с мерзостью,
сам также оскверняется, но он пусть будет как не знающий
и не слышащий размышлений, у него появившихся, пусть
устранит их из своего внимания и с тем большей силой
сосредоточится в молитве. Если же ему будет трудно от
них отвлечься, потому что они очень сильно ему докучают,
пусть тогда смирит свою душу перед Всевышним и мысленно
взмолится перед Ним, чтобы Он смилостивился над ним
великим милосердием Своим, как отец жалеет детей, происходящих
от его мозга[2].
Так и Всевышний смилостивится над его душой, от Него,
благословенного, происходящей, дабы избавить ее от коварных
вод, и ради Себя Он сделает это, ибо "народ Его"
на самом деле – "доля Всевышнего"[3].
[1]
Мишлей, 26:4.
[2]
Ср. гл. 2.
[3]
Дварим, 32:9.
|