Но пока человек не принялся снова изучать то же самое
ради самой Торы, его изучение не поднимается даже к
десяти сфирот, светящих в мире Йецира и Асия, ибо сфирот
- Б-жественные категории, и в них облекается и с ними
соединяется свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он, на самом деле, и без страха и любви изучение Торы
не может подняться и предстать пред Всевышним, как сказано
в книге "Тикуней Зогар", но изученное им поднимается
к чертогам и отделениям, представляющим собою внешнюю
сторону тех миров, в которых находятся ангелы. И потому
раби Хаим Виталь, благословенной памяти, пишет во "Вратах
пророчества", раздел 2, что из изучения Торы без надлежащей
мотивации сотворяются ангелы в мире Йецира, а из заповедей,
исполненных без проникновения в их смысл, сотворяются
ангелы в мире Асия, - а все ангелы обладают субстанцией
и формой[1].
Но изучение Торы полностью не ради нее самой, как, например,
если человек желает таким образом стать ученым и тому
подобное, совсем не поднимается кверху, даже к чертогам
и отделениям ангелов стороны Кдуша, оно остается внизу,
в этом телесном мире, являющемся отделением "клипот"*.
Как сказано в книге "Зогap", часть 3, стр. 316 и 1216,
смотри там: "Такое слово поднимается и пробивает небосводы...
и пробуждает то, что должно быть пробуждено: и если
это благо, то благо и т. д.". А также на стр. 105а:
"Из каждого слова Торы образуется голос и поднимается
и т. д.", и на стр. 168b: "Голоса Торы и молитвы пробивают
небосводы и т. д.".
И как в книге "3oгap" объясняется стих "Какая польза
человеку от всех его трудов, что он трудится под солнцем?"[2],
ведь даже труд изучения Торы, если он выполняет его
ради самовозвышения и т. д. И о том сказано: "Блажен
тот, кто пришел сюда, и в руках его то, что он изучил''[3],
это значит, что изучение его не осталось в этом мире.
И хотя Тора и Всевышний совершенно едины, ибо Он и
Его желание - одно, и Всевышний наполняет все миры в
одинаковой степени, все же достоинство миров не однозначно
и различия [между ними] связаны с принимающими влияние
двояко: во-первых, верхние получают гораздо и бесконечно
большее отражение [света], чем нижние, а во-вторых,
верхние получают его без столь многих одеяний и заслонов,
как это [происходит] у нижних. И в том, что этот мир
нижний, два аспекта: отражение в нем предельно сжато,
и потому он материален и веществен, и даже это [отражение
достигает его] через столь многие одеяния и заслоны,
что оно облеклось в "клипат нога", чтобы оживлять все
чистое в этом мире, в том числе и витальную говорящую
душу человека. И потому, когда человек произносит слова
Торы и молитвы без надлежащей мотивации, все же это
святые буквы, и "клипат нога" в ви-тальной душе совершенно
не представляет собой разъединяющего заслона, который
бы скрыл и заслонил святость Его, благословенного, в
них облеченную, как она скрывает и заслоняет Его, благословенного,
святость в витальной душе тогда, когда он произносит
пустое, или же [так, как она заслоняет ее] в витальной
душе иных чистых живых существ. Ибо, хотя нет места,
свободного от Него, все же Он - тайна тайн, Он называется
"Б-г скрывающийся"[4].
Точно так же и отражение и распространение жизненной
силы от Него, благословенного, скрывается во многих
и сильных одеяниях и заслонах, так что [в конце концов]
оно облекается и скрывается в одеянии "нога". Иное -
святые буквы слов Торы и молитвы. Здесь, напротив, "клипат
нога" обращается в добро и включается в эту святость,
как говорилось выше[5].
И все же отражение святости Его, благословенного, находится
в них в состоянии предельного сжатия, так как голос
и речь материальны.
Но при сосредоточенной молитве и при изучении Торы
с надлежащей мотивацией, ради нее самой, проникновение
в их смысл облекается в буквы речи, ибо это проникновение
в их источник и корень, ибо из-за него и по его причине
человек произносит эти буквы. Потому проникновение в
смысл возносит их [буквы молитвы и Торы] к их месту
в десяти сфирот мира Йецира или мира Бриа в соответствии
с тем, является ли это проникновение интеллектуальными
или естественными страхом и любовью и т. д., как говорилось
выше, а там светит и раскрывается свет - Эйн Соф [-
Всевышнего], благословен Он, то есть высшее желание
Его, благословен Он, облеченное в буквы Торы, которую
человек изучает, и в их мотивацию, или в молитву и в
ее внутренний смысл, или в заповедь и в ее смысл бесконечно
великим отражением, каким оно совсем не могло светить
и раскрыться, пока эти буквы и заповедь находятся в
этом материальном мире, ни в малейшей степени, до скончания
времен, когда этот мир будет вознесен из своей вещественности
и раскроется слава Всевышнего и т. п., как о том уже
подробно говорилось*.
А там также светит и раскрывается высшее единство,
образующееся через каждое исполнение заповеди и изучение
Торы, и это - единство атрибутов Его, благословенного,
которые включаются друг в друга, и категории Суда смягчаются
категориями милосердия в силу того, что это время благорасположения
Эйн Софа, благословен Он, который светит и раскрывается
категорией явного раскрытия, великого и сильного, при
пробуждении снизу, то есть при исполнении заповедей
или при изучении Торы, в которых облечено высшее желание
Эйн Софа, благословен Он. Но в основном это единство
высоко-высоко в мире Ацилут, - там суть и сущность атрибутов
Его, благословенного, едина с Эманирующим их, Эйн Софом,
благословен Он, и только их отражение светит в мирах
Бриа, Йецира, Асия, в каждом из них в соответствии с
его достоинством. И хотя душа человека, занимающегося
этой Торой и заповедью, не из мира Ацилут, все же высшее
желание облечено в эту заповедь, оно же и есть сама
Галаха и Тора, которую [этот человек] изучает, и это
- Б-жественность и свет - Эйн Соф [- Всевышнего], Эмалирующего,
благословен Он, ибо Он и Его желание -одно, и по Своему
благословенному желанию Он эманировал Свои атрибуты,
единые с Ним, благословенным, и через раскрытие Его
желания, раскрывающегося через занятие этой Торой и
заповедью, они включаются друг в друга, и категории
Суда смягчаются категориями милосердия во время этого
благорасположения.
В свете этого совершенно понятно то, что страх и любовь
иносказательно называются крыльями, как сказано: "двумя
летает"[6]
и как писал раби Хаим Виталь, благословенной памяти,
во "Вратах единений", раздел 11. Ибо крылья птицы -
руки человека и т. д. И в книге "Тикуней Зогар" объясняется,
что те, кто занимается Торой и заповедями в страхе и
любви, называются сыновьями, а без страха и любви -
птенцами, так как они не могут летать*.
И в книге "Тикуней Зогар", гл. 45, объясняется: птица
- Метатрон[7],
его голова - буква "йод" [имени Гавайе], тело
- "вав", а две конечности - две буквы "гей" и т. д.
То есть это мир Йецира, называемый Метатрон, а в нем
находятся "тела" галахот. Его голова - мозг, категории
Хабад, и это внутренний смысл галахот, их тайны и обоснования.
А две конечности: страх и любовь - верхняя буква "гей",
с которой соотносится любовь, и нижняя буква "гей" -
нижний страх, бремя Царства Небесного, а трепет пред
Всевышним - как, например, трепет перед королем, - внешний
явный страх. Иное - верхний страх, страх стыда, он исходит
от скрытых истин, принадлежащих [только] Б-гу Всевышнему
нашему, и Он - в высшей мудрости, буква "йод" имени
Гавайе, благословен Он, как о том говорится в
"Раая мегеймана".
Ибо так же, как крылья птицы для нее не основное, ее
жизнь от них совсем не зависит, как мы и учим [в законах
о трефном]: "оторваны крылья - кашерна"[8].
И основное [у птицы] голова и все тело, а крылья только
служат голове и телу для того, чтобы с их помощью летать.
Подобно этому и Тора и заповеди - основа высшего единения
через раскрытие высшего желания, с их помощью раскрывающегося.
А страх и любовь их поднимают туда, где раскрывается
желание света -Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он,
и единение, то есть к миру Йецира и миру Бриа*.
Или даже к миру Асия в десяти сфирот стороны Кдуша,
вместо заповедей, связанных с действием. И это при изучении
Письменной Торы, но при изучении Мишны раскрывается
единство и свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен
Он, в мире Йецира, а при изучении Талмуда - в мире Бриа.
А именно: при изучении Письменной Торы единство и свет
- Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, распространяется
от мира Ацилут до мира Асия, а при изучении Мишны -
только до мира Йецира, а при изучении Талмуда - только
до мира Бриа. Ибо все они в мире Ацилут. Но при изучении
Кабалы нет совершенно распространения от мира Ацилут
к мирам Бриа, Йецира, Асия, как это объясняется в книге
"При эц хаим".
И хотя страх и любовь входят в число 613 заповедей,
все же они называются крыльями, так как цель любви -
служение из любви. А любовь без служения -это любовь
наслаждения[9],
когда человек наслаждается Всевышним подобно [наслаждению]
в мире грядущем и [при будущем] вознаграждении, как
написано: "Сегодня исполнить их, а завтра - получить
за них вознаграждение"[10].
И тот, кто не достиг того, чтобы в какой-то степени
вкусить [блаженство] мира грядущего, и душа его все
еще желает и жаждет Всевышнего и умирает [от жажды]
к Нему весь день, и он не [может] утолить свою жажду
водами Торы, которые перед ним, такой человек подобен
стоящему у реки и восклицающему: "Воды, воды попить!",
как жалуется о таких людях пророк: "О! Всякий жаждущий,
идите к воде"[11].
Ибо, если рассматривать буквальный смысл, непонятно:
если кто-то [полон] жажды и желает изучать Тору, выход
[для него] простой - пусть учит, как он того и желает,
но если так, отчего же пророк укоряет его: "О!..", и
как о том подробно говорится в другом месте.
[1]
То есть они далеки от Всевышнего.
[2]
Когелет, 1:3.
[3]
Псахим, 50а.
[4]
Йешаягу, 45:12.
[5]
В гл. 35
и 37.
Ср. также конец гл. 53.
[6]
Йешаягу, 6:2.
[7]
Высший ангел.
[8]
Хулин, 56б.
[9]
См. гл. 9
и 14.
[10]
Эйрувин, 22а.
[11]
Йешаягу, 55:1.
|